Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое воспитание и обучение детей. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков




9.1. Трудовое воспитание и обучение детей. Трудовое воспитание и обучение преследует своей целью не только формирование у детей трудолюбия, приобретение ими общетрудовых навыков и умений, овладение определенными профессиями, но и оздоровление детей и подростков благодаря благоприятному воздействию трудовой деятельности на организм. Занятия физическим трудом стимулируют обменные процессы, улучшают координацию движений, повышают мышечную силу и выносливость, способствуют улучшению функционального состояния всех систем организма и предупреждают развитие гиподинамии.

Трудовое воспитание и обучение имеет многоступенчатый характер, начинаясь еще в дошкольном возрасте и продолжаясь на протяжении всех лет обучения в школе. Оно должно строиться на следующих принципах:

· По характеру, объему и организации трудовая деятельность должна соответствовать возрастно-половым возможностям и состоянию здоровья детей;

· Трудовые нагрузки должны увеличиваться и усложняться постепенно, оказывая тренирующее действие на организм

· Должны быть обеспечены безопасные условия труда

Учащиеся начальной школы на уроках труда овладевают элементарными навыками ручной работы с различными материалами, учатся сажать растения и ухаживать за ними, изготавливают простые игрушки и другие поделки, занимаются ремонтом учебно-наглядных пособий и т.д. Так как физические возможности детей в этом возрасте еще малы, в основном должны выполняться работы с легко поддающимися обработке материалами – бумагой, тканью, пластилином, картоном. Производимые при этом операции: вырезание, лепка, склеивание, пришивание и др. - позволяют развивать тонкую координацию движений и разрабатывать мелкие мышцы кисти. Работа на пришкольном участке является необходимым компонентом трудового обучения, так как трудовая деятельность сочетается с пребыванием на открытом воздухе, оказывающим благотворное воздействие на организм.

Трудовое обучение учащихся 5-9 классов основной школы направлено на овладение более сложными, чем в начальной школе, знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Так, в этом возрасте обучаются технологии и операциям по обработке металла, дерева, тканей, решению простейших электротехнических вопросов, шитью, кулинарии, работе с бытовой техникой и т.д. В сельских школах для трудового обучения используется и вовлечение учащихся в сельскохозяйственные работы.

В старшей школе (10-11 классы) ведется обучение определенным профессиям в зависимости от профиля подготовки общеобразовательного учреждения. Занятия проводятся в межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебно-производственных мастерских, на школьных заводах, рабочих местах базовых предприятий и т.д.

Основной формой проведения трудового обучения в общеобразовательных учреждениях являются уроки труда. Кроме того, в трудовое обучение всех ступеней общеобразовательной школы включается также общественно-полезный производительный труд, объем и характер которого зависит от возраста учащихся.

Организация уроков по труду должна быть направлена не только на эффективное освоение школьниками трудовых навыков, но и предупреждение развития преждевременного утомления, повышение работоспособности на последующих уроках по другим предметам, а также обеспечение оздоровительного действия труда на организм. С этой целью прежде всего, должно быть правильно определено место уроков по трудовому обучению в сетке школьного расписания. Наиболее оптимальным является проведение уроков труда на 3-4 уроках, когда еще нет заметного утомления. В этом случае смена умственной нагрузки физической благоприятно отражается на функциональном состоянии организма и способствует стимуляции деятельной активности школьников. Стимулирующий эффект резко снижается, если уроки труда проводятся в конце учебного дня, так как к этому времени накапливается весьма выраженное утомление от предыдущих уроков.

Большое значение в организации трудового обучения имеет нормирование продолжительности урока и отдельных его компонентов, а также правильность построения урока. На уроки труда в 1-7 классах отводится по 2 часа в неделю, в 8-9 классах – 3 часа, в 10-11 классах – 4 часа. Время, выделяемое на общественно-полезный труд, во 2-4 классах составляет 1 час в неделю, в 5-7 классах – 2 часа, в 8-9 классах – 3 часа и в 10-11 классах – 4 часа.

В структуре урока основная часть времени должна отводиться на выполнение школьниками практических заданий. Плотность урока (время, затрачиваемое на выполнение всех трудовых операций) должна составлять не менее 60, но не более 85%. Если плотность урока мала, нарушается необходимое для выполнения работы сосредоточение и внимание, работа выполняется неорганизованно, что препятствует формированию динамического производственного стереотипа и упрочению практических навыков. Большая плотность урока приводит к быстрому развитию утомления, так как мышечная выносливость школьников еще недостаточна, а затраты энергии на выполнение физической работы, в сравнении с взрослыми, более велики.

При выполнении физической работы весьма утомительным для детей является пребывание в вынужденной рабочей позе и монотонность труда. Все виды выполняемых на уроках труда работ характеризуются различной степени выраженности статическими усилиями. Так, слесарные работы отличаются более значительным статическим компонентом, чем работы по дереву. Аналогично кройка и шитье более утомительны, чем кулинарные работы из-за статического мышечного напряжения. Поэтому обязательным является нормирование времени непрерывного выполнения любой трудовой операции. Чем младше ребенок, тем меньшим оно должно быть. Длительность непрерывной работы для учащихся 1-х классов не должна превышать 5 минут, 2-3 классов- 5-7минут, 4-5 классов – 10 минут, 6-х классов - 12 минут, 7-х классов – 16 минут. Кроме того, в течение урока необходимо предусматривать смену статических операций динамическими или их чередование. Количество выполняемых операций во избежание монотонности должно быть не менее 3. Должны быть учтены и неодинаковые функциональные возможности мальчиков и девочек. У девочек физические возможности на 15-20% ниже, чем у мальчиков, в связи с чем для них должно предусматриваться обучение менее тяжелому физически, «не мужскому» виду труда. После каждой трудовой операции должны организовываться небольшие паузы. При сдвоенных уроках нужно проводить физкультминутки, а также после первого урока – перемену. Дифференцированным должен быть подход к трудовому обучению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

В старшей школе для трудового обучения выделяется отдельный день недели за счет суммации часов, отводимых на уроки труда и общественно-полезный труд. 2 часа из этого времени выделяется на теоретическую подготовку и 4 часа - на практическую работу. Перед допуском на работу должен быть проведен инструктаж по технике безопасности. Нормы выработки для 14-летних учащихся должны составлять не более 40% почасовой нормы взрослых, для 15-16 летних – не более 60%, для 17-летних – не более 80%.

В организации занятий по трудовому обучению важное место отводится обеспечению рациональных и безопасных условий труда, так как не исключается возможность контакта с неблагоприятными производственными факторами, пусть даже небольшой интенсивности. Так, при выполнении слесарных и токарных работ в учебных мастерских учащиеся могут подвергаться воздействию пылей, аэрозолей масел, сварочных аэрозолей, шума, а также физическим и нервно-психическим перегрузкам, перенапряжению отдельных органов и систем и анализаторов. При освоении профессий учащимися старшей школы на рабочих местах предприятий возможно воздействие на организм и факторов конкретной профессионально-производственной среды.

Для предупреждения негативного действия производственных факторов в учебно-производственных мастерских должна быть организована эффективная общеобменная и местная вытяжная вентиляция, освещение, а также проведены мероприятия по снижению шума. Используемый инструментарий должен соответствовать морфофункциональным возможностям учащимся. Оборудование размещают таким образом, чтобы создавались благоприятные условия для выполнения работы и снижения травматизма. Верстаки по обработке металла размещают перпендикулярно к окнам, так как эти работы могут проводиться как при левостороннем, так и правостороннем освещении. Напротив, столярные верстаки и швейные машины нужно ставить перпендикулярно к окнам или под углом 45º, но только с левосторонним освещением, так как при правостороннем возникает затенение рабочего места. Столярные верстаки расставляют обычно в 3 ряда, по 6-7 верстаков в ряду, слесарные – в 4 ряда по ширине комнаты, по 4 верстака в каждом ряду. Между верстаками, расположенными друг напротив друга, должна быть натянута металлическая сетка во избежание травматизации осколками металла. Расстояние между рядами должно быть не менее 1м. Каждое рабочее место должно быть обеспечено сиденьем на кронштейне и подставками для ног.

Для предупреждения утомления должна обеспечиваться также правильная рабочая поза учащегося, которая зависит от соответствия размеров оборудования размерам частей тела работающего.

Трудовое обучение включает в себя, как указывалось выше, и занятия общественно-полезным трудом, которые могут проводиться как во время пребывания в школе, так и во внеучебное время, а также в период летних каникул. Они могут быть различными по содержанию, но посильными для детей в зависимости от их возраста. В начальной школе учащихся можно привлекать к уборке классных комнат, своего рабочего места, сбору семян, ягод, выращиванию рассады, уходу за комнатными растениями, помощи по дому. В средних классах общественно-полезный труд может быть представлен работой по выполнению заказов в учебных мастерских, уборкой кабинетов, участием в уборке урожая, ремонтом учебного оборудования, кормлением животных, дойкой коров, поддержанием чистоты пришкольной территории, сбором металлолома и др. Учащиеся старших классов могут заниматься работой на предприятиях общественного питания, связи, торговли, на рабочих местах промышленных предприятий, в сельском хозяйстве и т.д. Вместе с тем, нельзя привлекать учащихся к работам с большой физической нагрузкой, не отвечающей их возрасту, работам, опасным для жизни (мытье окон, очистка крыш от снега, работа с электрическим током, ядохимикатами), а также могущим привести к развитию инфекционных и паразитарных заболеваний (уборка санузлов, уборка и вывоз отбросов и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.