Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков




Выбор профессии – задача неординарная. Склонность к той или иной профессиональной деятельности формируется уже в школьные годы, начиная с 12-13 лет и приобретая все более четкие черты в 14-16 лет. Стремление приобрести ту или иную профессию для подростков диктуются не только ее престижем и обеспечиваемым материальным достатком, но и интересом к ней и настоящей увлеченностью. При этом желания нередко не соразмеряются с силами и возможностями организма и, что особенно важно, с состоянием здоровья. Работа в профессии, выбранной без учета этих факторов, может привести к ухудшению состояния здоровья, неспособности эффективно выполнять трудовые операции, неудовлетворенности работой и жизнью, возможности развития профессиональных заболеваний и инвалидизации. В связи с этим большое значение имеет своевременно проводимая профессиональная ориентация школьников. Под профессиональной ориентацией понимается научно-обоснованная система мероприятий по подготовке учащихся к сознательному и свободному выбору профессии в соответствии с призванием, способностями, образованностью, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями, а также с учетом потребности общества. Профессиональная ориентация включает в себе решение нескольких вопросов. Одним из них является определение потребности народного хозяйства в специалистах разного профиля. Этот вопрос решается экономистами. Другие вопросы являются содержанием так называемой медико-физиологической профессиональной консультации (МФПК). В задачи МФПК входят:

1. Оценка профессий с точки зрения качеств человека, которые необходимы для работы в ней;

2. Изучение психофизиологических и других личностных особенностей и способностей учащегося и определение соответствия их для работы в избираемой профессии;

3. Изучение состояния здоровья школьников с целью подбора профессии, работа в которой не приведет к нежелательным последствиям для здоровья, и будет способствовать успешному формированию профессиональной пригодности в процессе обучения, а также сохранению и укреплению здоровья в последующей трудовой деятельности

В решении медико-физиологических вопросов принимают участие различные специалисты: психологи, педагоги, физиологи, школьные врачи, врачи подростковых кабинетов, отделов гигиены детей и подростков СЭУ. Однако основная роль отводится школьным врачам и врачам подростковых кабинетов, которые выносят заключение о профессиональной пригодности подростка к той или иной профессии и помогают в выборе наиболее подходящих профессий. По современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденным, присущим человеку качеством, а формируется в процессе обучения и профессиональной деятельности, но задатки являются биологической основой формирования профессиональной пригодности. Поэтому при ее определении обязательно учитываются не только состояние здоровья подростков, но и типологические особенности высшей нервной деятельности, которые мало изменяются на протяжении жизни, а также степень развития ключевых профессионально значимых функций (мышечная сила, выносливость, координация, уровень развития интеллекта, анализаторных функций и др.).

Комплекс мероприятий по профориентации проводится в школах, начиная с 5 класса, в основном педагогами с привлечением родителей. МФПК осуществляется, начиная с 7 класса. Для проведения ее врач должен иметь результаты полного медицинского освидетельствования подростка, знать анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста, быть знакомым с условиями труда на различных производствах и их влиянии на организм, требованиями, предъявляемыми тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам, знать перечень медицинских противопоказаний к обучению профессии и работе в ней, основные законодательные документы по охране труда подростков. Основываясь на этой информации врач должен осуществлять не отбор подростков для профессии, а индивидуальный подбор такой профессии для них, которая бы не ухудшила имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению резистентности организма.

 

Глава X. Гигиена лечебно – профилактических учреждений.

 

Гигиена лечебно-профилактических учреждений (больничная гигиена) изучает влияние факторов больничной среды на больных и медицинский персонал, и разрабатывает гигиенические нормативы, требования, правила, направленные на оптимизацию условий пребывания больных, эффективное проведение лечебного процесса, создание благоприятных условий труда для медицинских работников.

Лечебно-профилактические учреждения представляют собой целую сеть медицинских заведений, где оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь населению, и осуществляются профилактические мероприятия. В частности, к ним относятся больничные учреждения разного профиля, предназначенные для стационарного лечения больных, амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, психоневрологический и др.), родильные дома, детские и женские консультации, лечебные учреждения скорой медицинской помощи, санаторно-курортные учреждения и др.

Больница — основное лечебно-профилактическое учреждение службы здравоохранения. В ней проводятся диагностика заболеваний, лечение больных, предупредительные и реабилитационные мероприятия, повышение квалификации врачебных и средних медицинских кадров, санитарное просвещение населения.

Для больных больница является не только заведением, где они получают лечение, но и временным местом их обитания. Смена привычного домашнего стереотипа на новый больничный, плохое самочувствие, а нередко и тяжелое состояние, нарушения функционального состояния различных органов и систем, гипоксические явления и гиподинамия, вызванные заболеванием, обусловливают повышенную чувствительность больных ко многим раздражителям. Значительно снижается и их сопротивляемость к действию различных факторов окружающей среды, в том числе, и инфекционных, что повышает риск развития внутрибольничных инфекций и осложнения течения заболевания.

Поэтому успех стационарного лечения больных во многом зависит и от условий, в которых они находится. Светлые, просторные, чистые палаты, свежий чистый воздух в помещениях, тишина, спокойная обстановка, полноценное и вкусное питание, организация достаточной продолжительности сна, возможность регулярно принимать душ или ванну, совершать прогулки среди зеленых насаждений являются факторами, имеющими не меньшее целебное значение, чем сам лечебный процесс. Еще известный русский терапевт В.А. Манассеин (1841-1901) говорил, что «терапия — это, прежде всего, гигиена больного человека, что она бессильна, если не созданы необ­ходимые для больного гигиенические условия».

Соблюдение гигиенических требований по планировке больничных учреждений, размещению больных, оборудованию и содержанию больниц являются также необходимыми условиями предупреждения внутрибольничной инфекции – проблемы, актуальной в настоящее время во всех странах мира. И эта проблема касается не только инфекционных, хирургических, родильных отделений, где ВБИ исконно была одним из спутников лечебного процесса, но и всех других отделений.

Современная больничная среда, а также факторы, непосредственно связанные с выполнением медицинскими работниками их профессиональной деятельности оказывают воздействие и на здоровье медицинского персонала. Такими факторами являются, например, психоэмоциональная перегрузка, статические и динамические физические нагрузки, ночной труд, возможность инфицирования, воздействия ионизирующих и неионизирующих электромагнитных излучений, ультразвука, неблагоприятных микроклиматических условий, загрязненного воздуха и др.

Несомненно, что здоровые условия труда являются не только условием поддержания здоровья медицинского персонала, но и более эффективного выполнения ими своих профессиональных задач.

Уровень оказания медицинской помощи напрямую сопряжен с внедрением в медицину новейших достижений науки. Однако многие, разрабатываемые методы лечения и диагностики и аппаратурное их сопровождение требуют создания соответствующих гигиеническим требованиям условий. Так, например, внедрение лазеров в медицинскую практику, потребовало выделения отдельных помещений для работы с ними, соблюдения защитных мероприятий, использование магнитно-резонансной диагностики – конструктивно-планировочных решений и т.д.

Таким образом, для эффективного решения вопросов гигиенического благоустройства больниц при их планировке, строительстве и работе должна предусматриваться реализация следующих принципов:

1. Создание в стационаре благоприятных условий пребывания для больного, обеспечение лечебно-охранительного режима;

2. Предотвращение внутрибольничных инфекций

3. Создание условий для проведения эффективного лечебного процесса, профилактических мероприятий

4. Создание благоприятных условий труда для медицинского персонала

5. Обеспечение условий для организации рационального питания

6. Обеспечение условий для внедрения в больнице новых методов лечения, диагностики, новой аппаратуры и оборудования

7. Обеспечение условий, позволяющих проводить подготовку медицинских кадров в больнице

8. Создание условий для санитарного просвещения больных, пропаганды здорового образа жизни.

Основа для выполнения всех этих принципов закладывается еще на первых этапах планировки и строительства больниц: выбора места расположения больницы и земельного участка для нее, выбора системы строительства больниц, проектирования больничных учреждений. Реализация принципов осуществляется и на последующих этапах – размещения отделений, внутренних планировочных и реконструктивных решений, обустройства, санитарно-технического оформления, оборудования зданий, санитарного содержания уже функционирующего больничного учреждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.