Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неплодотворные ориентации характеров




Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма

Типология и структура характеров

 

В самых первых работах, посвященных исследованиям характеров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как упорядочить представление о многообразии индивидуальных характеров? Было предложено много различных оснований их классификации и типологий. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Подана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные классификации в две большие группы: типологические модели социальных характеров и индивидуальных характеров [20]. Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.

 

 

Э. Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов. Плодотворность — это фундаментальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внутреннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца своей жизни и высокую ответственность за свои поступки, решение, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их.

 

 

Рецептивная, или берущая, ориентация предполагает, что «источник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое — получить его из этого источника. Такие люди стремятся «быть любимыми», а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности: они ориентированы на восприятие идей, а не на их создание; настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих. У них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания». При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с рецептивной ориентацией формируются такие положительные свойства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.

Эксплуататорская, или овладевающая, ориентация отличается тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизненные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитростью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положительные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность.

Стяжательская, или сберегающая, ориентация характеров базируется на установке бережливости, скупости. Главное стремление таких людей — как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой характерный момент их установки — педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих характерах представлены такие положительные черты, как практичность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу.

Рыночная, или обменивающая, ориентация характеров в качестве доминирующей развилась в условиях рыночной экономики, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития. «Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я называю рыночной ориентацией» [19, с. 60]. Она получила ускоренное развитие с формированием нового — «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфере деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упаковка», насколько он «энергичен», «надежен», «привлекателен», «респектабелен».

В каждой области деятельности формируются социально-психологические модели успешной личности. Средства массовой информации на разный лад демонстрируют психологические портреты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зарабатывать «большие деньги» на современном личностном рынке [21, с. 62]. Такая ситуация существенно влияет на самосознание человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при благоприятных условиях формируются положительные черты рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергичность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.