Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Общая характеристика функционирования 2 страница




--------------------------------

<1> См.: Ямшанов Борис. Непосредственная жизнь (предложения от Бастрыкина - создать единый следственный комитет и ввести отчеты о расходах чиновников) // Российская газета. 2010. 7 сентября.

 

Ни один правовой институт, введенный в ходе нынешней судебной реформы в России, не вызывал столько дискуссий в юридическом сообществе, как суд присяжных. И не удивительно, поскольку он не просто посягнул на традицию советского уголовного судопроизводства, но бросил вызов профессиональному юридическому сознанию. Как и более ста лет назад, дискуссии вокруг суда присяжных носят "воинствующий" характер. Однако, в отличие от судебной реформы прошлого века, "война" идет в основном в среде юристов; общество не включено в это обсуждение.

Многочисленные пункты критики противников суда присяжных можно свести к трем наиболее фундаментальным (обобщенным) позициям.

1. Судить должны профессионалы, а не дилетанты. Например, в Германии и в Голландии в состав суда присяжных наряду с присяжными входят и профессиональные судьи.

Сошлемся на достаточно характерное для этой позиции высказывание: самое большее возражение у практиков и ученых вызывает право присяжных заседателей решать вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Сам процесс доказывания в суде присяжных не согласуется с их правом решать вопрос о вине подсудимого. Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрен порядок доказывания вины субъекта: УПК РФ в числе органов, обязанных осуществлять доказывание, называет суд. По смыслу всех этих норм доказывание должны осуществлять профессиональные юристы судьи и должностные лица правоохранительных органов. Убеждать в необходимости и целесообразности этого нет нужды. Объективность такого решения зависит от детального знания процесса доказывания, понимания сути доказательств и умения работать с ними, а также многого другого. Присяжные же заседатели не имеют соответствующей подготовки.

В целях повышения эффективности работы суда присяжных, в частности, предлагается <1> обратиться к рецепции франко-немецкой модели организации суда присяжных. В его состав входят 6 профессиональных юристов и 6 представителей от общественности. С учетом того что приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым, за законность, доказанность и обоснованность приговора должны отвечать юристы, а за справедливость - присяжные заседатели, которые, вынося вердикт, прежде всего поступают лишь в соответствии со своей совестью.

--------------------------------

<1> См.: Ямшанов Борис. Непосредственная жизнь (предложения от Бастрыкина - создать единый следственный комитет и ввести отчеты о расходах чиновников) // Российская газета. 2010. 7 сентября.

 

2. Наш народ не готов к тому, чтобы справедливо решать вопрос о виновности или невиновности человека, поскольку: у нашего общества нет правовых традиций; нет общих нравственных оснований, например религиозных; слишком сильна социально-экономическая дифференциация в обществе, люди не устроены, озлоблены, зависть к богатым, ненависть к преступникам из-за общей криминальной обстановки и пр.

3. Суд присяжных - отживающий институт англосаксонского прецедентного права. Нам же он и вовсе не нужен, поскольку Россия принадлежит к континентальной правовой семье. Введение суда присяжных противоречит культурному фундаменту и традиции российского права".

В Англии и США суд присяжных, будучи укорененной формой производства, рассматривает в среднем 3 - 9% дел. Но это отнюдь не свидетельствует об уменьшении его роли. В странах с развитым состязательным процессом суд присяжных является не единственной или преобладающей формой, а институтом, который определяет систему правосудия в целом, задавая ее качество и гарантируя гражданам право на рассмотрение их дела присяжными при соответствующей подсудности. (Например, так называемая сделка о признании в США, которой разрешается более 90% всех уголовных дел, стала возможной именно благодаря наличию суда присяжных, жестокие стандарты которого заставили формировать альтернативные способы разрешения дел.) Критика же, которой в этих странах подвергается суд присяжных, в частности в прессе, скорее свидетельствует о развитости гражданского общества и о силе судебной власти, нежели подвергает сомнению укорененность этого института.

В Европе ситуация в разных странах различна: в ряде стран суд присяжных действовал, а затем был сменен судом шеффенов, в Австрии он действует до сих пор в классической форме, а в Испании введен только в 1995 году. Российская история, как известно, тоже знает суд присяжных, и именно благодаря судебной реформе 1864 года функции суда были отделены от административных. Напомним, что введение той или иной конструкции следует оценивать не только исходя из ее собственных свойств, но и более далеких целей, ради которых это делается. Сами же цели и средства их реализации безусловно обязаны подвергаться тщательному обсуждению.

В общем виде правомерность переноса "чуждых" правовых институтов вполне укладывается в представление о правовом процессе: мы не могли бы сегодня говорить о романо-германской правовой семье, если бы в Европе не произошло рецепции вроде бы чуждого римского права.

Громкие дела, связанные с совершением преступлений на национальной почве в 2005 - 2006 годах, вновь привлекли внимание к работе судов присяжных. Наибольшую угрозу дальнейшему существованию суда присяжных представляет нежелание граждан России участвовать в судебных процессах в качестве присяжных заседателей. 78% опрошенных граждан выражают нежелание выполнять свою гражданскую обязанность чаще всего по причине неготовности и нежелания брать на себя ответственность по решению дальнейшей судьбы обвиняемых.

В марте 2006 года в г. Санкт-Петербурге не смогли найти 18 кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения дела об убийстве вьетнамского студента Ву Ань Туана, которого забила в октябре 2004 года группа подростков. В конце марта 2006 года там же присяжные заседатели так и не признали ни одного из обвиняемых виновным в убийстве девятилетней таджикской девочки Хуршеды Султоновой.

Особенно острой такая проблема является при формировании коллегии присяжных заседателей по рассмотрению уголовных дел, связанных с вооруженным конфликтом между федеральным центром и северо-кавказскими республиками (субъектами Российской Федерации). Практика свидетельствует о том, что в силу менталитета горских народов они не могут осудить своего соплеменника. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует следующий пример.

13 октября 2005 года около 200 боевиков под руководством Шамиля Басаева и Анзора Астемирова одновременно напали на 18 мест постоянной дислокации правоохранительных органов (все городские отделы органов внутренних дел, управление ФСБ, центр по борьбе с терроризмом, управление исполнения наказания), дислоцирующихся в городе Нальчике и его окрестностях.

Вооруженное противостояние продолжалось два дня. Были убиты 95 нападавших. Погибли также 35 сотрудников правоохранительных органов и 12 мирных граждан. 71 участник нападения были задержаны. В 2006 году 12 из них были отпущены на свободу по амнистии. 59 человек в октябре 2007 года предстали перед судом по обвинению в совершении целого ряда преступлений, а именно терроризме, бандитизме, вооруженном мятеже, участии в организованном преступном сообществе, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, убийствах и ряде других тяжких преступлений.

В течение длительного времени (по январь 2009 года) Верховному суду Кабардино-Балкарии из почти 1200 человек, включенных в республиканский список присяжных заседателей, удалось отобрать только 14 человек. В то же время по решению суда для нормального ведения очень сложного и длительного процесса необходимо обеспечить участие 12 основных и 25 запасных присяжных заседателей.

В малочисленных субъектах Российской Федерации, где практически все либо знакомы, либо являются родственниками потерпевших или обвиняемых, очень сложно подобрать кандидатуры присяжных заседателей, соответствующих законодательным требованиям. В этой связи представители прокуратуры заявили ходатайство перед судом о необходимости переноса рассмотрения этого дела в другой регион России с целью объективности рассмотрения дела судом присяжных и скорейшего завершения процесса. Однако это ходатайство было отклонено председательствующим судьей.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму" в пункты 2 и 3 части второй статьи 30 УПК РФ ("Состав суда") были внесены изменения, предусматривающие исключение рассмотрения дел о преступлениях из подсудности суда присяжных по следующим статьям УК РФ: статья 205 "Террористический акт"; части 2 - 4 статьи 206 "Захват заложника"; часть 1 статьи 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем"; часть 1 статьи 212 "Массовые беспорядки"; статья 275 "Государственная измена"; статья 276 "Шпионаж"; статья 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти"; статья 279 "Вооруженный мятеж"; статья 281 "Диверсия".

В трех европейских странах (Испания, Республика Ирландия и провинция Соединенного Королевства - Северная Ирландия) суд с участием присяжных заседателей также ограничен по рассмотрению уголовных дел, связанных с преступлениями террористического характера.

Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 19 апреля 2010 года N 8-П признал внесенные изменения по поводу изъятия рассмотрения перечисленных выше дел о преступлениях из подсудности суда присяжных и передачи их на рассмотрение суда в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции не противоречащими Конституции Российской Федерации. Такое решение обосновывалось тем, что "предусмотренный данными положениями переход от рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей к иной судебной процедуре осуществлен с учетом запрета назначения исключительной меры наказания в виде смертной казни".

В целом по данным социологических опросов граждане России не особенно доверяют судебной системе. Только 28% опрошенных в марте 2006 года считали, что простой человек может рассчитывать на справедливое решение суда. 61% опрошенных придерживались противоположного мнения. Кстати, в США около 60% опрошенных граждан считают свою судебную систему справедливой.

Несколько выше у граждан России репутация суда присяжных. 30% опрошенных респондентов считают, что их решения менее ангажированы и подвержены коррупции. У 21% опрошенных респондентов по этому вопросу была иная точка зрения.

 

3.3. Институт помилования в Российской Федерации

 

Институт помилования есть практически во всех странах - и с демократическим, и с тоталитарным политическими режимами. Право на обращение за помилованием является одним из фундаментальных прав человека. Оно закреплено в нормах международного права. Например, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает каждому лицу, приговоренному к смертной казни, гарантию на возможность обращения с просьбой о помиловании или смягчении приговора.

Конституция Российской Федерации (статья 50) это положение трактует более широко. Право на обращение о помиловании предоставляется каждому осужденному. В соответствии со статей 89 Конституции Российской Федерации помилование осуществляется Президентом Российской Федерации с соблюдением законодательно установленных процедур.

Традиция помилования восходит к временам Древнего Рима. Глава коллегии весталок (жриц богини Весты) своим решением имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни. В последующем правом помилования стали обладать первые лица государства. В США этим правом наделены и губернаторы штатов.

Исторически сложилось, что традиция объявлять амнистии чаще всего связана с торжественными датами по поводу годовщин военных побед <1>. 31 октября 1721 года Петр I объявил амнистию всем осужденным, совершившим преступления в годы Северной войны.

--------------------------------

<1> См.: Прощение по особым датам // Российская газета. 2010. 4 марта.

 

12 декабря 1812 года царь Александр I в честь исторической победы над Наполеоном провозгласил "общее и частное прощение" для жителей западных губерний, помогавших французам.

7 июля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР (высший законодательный орган государства) принял Указ об амнистии в связи с победой над фашистской Германией. Амнистия распространилась более чем на 800 тысяч осужденных. Всего в ГУЛАГе в этот период находилось более 1 млн. 700 человек.

26 апреля 1985 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об амнистии в связи с 40-летием победы СССР во Второй мировой войне. Были помилованы беременные женщины, ветераны войны, инвалиды и осужденные на срок до трех лет.

В честь Дня независимости страны (3 июля) белорусский парламент по инициативе президента страны Александра Лукашенко в июле 2012 года принял закон об амнистии. В определенной степени амнистия распространялась на 7,6 тысячи осужденных из свыше 37 тысяч осужденных. Из них 2,6 тысячи человек были освобождены из мест лишения свободы.

Освобождению по амнистии в Белоруссии подлежали лица "льготной" категории - несовершеннолетние, беременные, инвалиды, больные активной формой туберкулеза, онкологическими заболеваниями, а также совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности.

В современной России амнистии, носящие массовый характер в связи с юбилеями великой Победы над фашистской Германией, проводились четырежды: в 1995 году (освобождены 131 тысяча человек); в 2000 году (освобождено 206 тысяч человек); в 2005 году (освобождено чуть более 200 тысяч человек); в 2010 году (освобождено от уголовного преследования около 300 тысяч человек).

В СССР подобный институт помилования был создан при Председателе Президиума Верховного Совета СССР, который юридически считался высшим должностным лицом государства. Фактически всей полнотой власти обладал Генеральный секретарь ЦК КПСС. В разные годы эту должность занимали И.В. Сталин (27 лет), Н.С. Хрущев (около 10 лет), Л.И. Брежнев (более 17 лет), Ю.В. Андропов (менее двух лет), К.У. Черненко (более одного года), М.С. Горбачев (около пяти лет). Перед распадом СССР он был избран первым и одновременно стал последним Президентом СССР.

До 2002 года ходатайства о помиловании осужденных поступали в Управление по делам о помиловании при Президенте Российской Федерации, которое подготавливало необходимые документы для решения вопроса по существу. Эти материалы затем направлялись в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации и с ее рекомендациями поступали на утверждение Президенту.

Законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого главой государства должно быть принято решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании. Это объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента, и поэтому только он может решать, в какие сроки решать вопрос по существу. Специалисты в области прав человека считают это пробелом в российском праве. Поэтому конституционное право осужденных на обращение за помилованием предполагает наличие у них возможности знать результаты рассмотрения "в разумные сроки".

В состав Комиссии входило 13 человек, треть из которых были юристы. Решения принимались с разницей мнений не менее чем в два голоса.

В комиссию могли обращаться граждане, приговоренные к исключительной мере наказания - расстрелу, а также к различным срокам лишения свободы. По отношению к первым комиссия обладает следующими полномочиями - оставляет приговор в силе, заменяет его пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Ко вторым - сократить срок лишения свободы или условно-досрочную свободу.

На фоне распада СССР и ослабления Российской Федерации как сложноустроенного государства (период "парада суверенитетов") произошел рост преступности и, в частности, умышленных убийств. Это обстоятельство послужило основанием для более широкого назначения судами смертной казни в Российской Федерации. Статистические данные таковы: в 1990 году осуждены 223 человека, в 1991 - 147, в 1992 - 159, в 1993 - 157, в 1994 - 160, в 1995 - 143 человека.

Комиссией по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации было рассмотрено: в 1992 году - 56 дел (помиловано - 55); в 1993 - 153 (помиловано - 149); в 1994 - 137 (помиловано - 124); в 1995 - 56 (помиловано - 5). В 1996 году было приведено в исполнение 53 смертных приговора.

Законодательство 58 стран мира не предусматривает применение смертной казни. Количество осужденных в них на 100000 человек (это международный способ определения уровня преступности) составляет: в Исландии - 40, в Нидерландах - 49, в Дании - 66, в Швеции - 69, в Германии - 80, во Франции - 74, в Испании - 90, в Англии и Уэльсе - 93.

Для сравнения отметим, что уровень преступности в середине "лихих" 90-х годов XX столетия в России составлял 558 и доходил до 810 (в Царской России он составлял всего 60 человек), а в США - 519. Видимо, и по этой причине в 38 штатах США применяют различные виды смертной казни.

В США ежегодно регистрируется около 12 млн. преступлений, а у нас около 3 млн., но здесь дело в подходе к оценке учета. В США на 100000 населения совершается 8 убийств, а в России 20. По оценкам специалистов <1> коэффициент насильственных смертей в России в 2006 году "достиг запредельной величины 70 - 80 убийств". Это "на порядок больше, чем в США, и на два порядка, чем в государствах Евросоюза".

--------------------------------

<1> Зорькин Валерий. Законный брак (за ошибки законодателя расплачиваются граждане) // Российская газета. 2006. 7 июля.

 

С 2000 года число убийств в России сократилось в 1,5 раза. В то же время по этому показателю Россия более чем в 2 раза превосходит Белоруссию, Украину и Грузию, США - в 3 раза, Молдавию - в 4 раза, Азербайджан - в 10 раз, страны Западной Европы - в 13 - 15 раз, Саудовской Аравии - более чем в 20 раз.

Раскрываемость преступлений в современной России, как и в Германии, составляет примерно 50%, в Австрии - 45%; во Франции и в благополучной Швеции, полиция которой считается одной из лучших в Европе, - 40%; в Великобритании - 30%; в США - 22% и в Италии - 17% <1>.

--------------------------------

<1> См.: Козлова Наталья. Безымянные пальцы (Александр Бастрыкин предлагает обсудить необходимость всеобщей дактилоскопии для граждан) // Российская газета. 2010. 18 марта.

 

В других государствах отношение к вопросу о помиловании строится следующим образом. Во Франции в течение года фиксируется 30 - 35 тысяч обращений о помиловании. Решения принимаются примерно по 500 из них. Это менее 2% от общего количества осужденных. В Португалии ежегодно с подобными ходатайствами обращаются в среднем 500 осужденных. Удовлетворяется не более 50 ходатайств. Будучи канцлером ФРГ, Гельмут Коль за пять лет помиловал 21 осужденного (0,03%). В Великобритании помилование почти не практикуется. В Японии оно предусмотрено законом, однако применяется крайне редко. Президент США Билл Клинтон за восемь лет пребывания в своей должности помиловал 395 человек при общей численности заключенных 1 миллион 700 тысяч человек (0,01%).

Динамика применения помилования в России в лихие 90-е XX века и начале XXI века (с 1992 по 2002 год) свидетельствовала о ее росте в 4 раза: в 1992 году - 2726 человек; в 1995 году - 4988 человек; в 1999 году - 7418 человек; в 2000 году - 12843 человека (около 7%). Из общего числа помилованных в 2000 году около 2 тысяч имели третью и четвертую судимость; 2689 человек - были осуждены за умышленное убийство; 1834 - за разбой; 18 - за похищение человека; 14 - за бандитизм; 709 - за грабеж <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. Специальный выпуск. 2002. 30 апреля. N 78(2946). С. 8.

 

Деятельность комиссии по помилованию вызывала большие нарекания у общественности. Ее излишняя либеральность по отношению к осужденным объяснялась тем, что в состав комиссии входил не "срез" населения, а ее наиболее интеллектуальная часть, не всегда адекватно отражающая сущность объективной реальности. Немаловажным фактором являлась и большая нагрузка, выпадавшая на членов комиссии. За одно заседание прежняя комиссия по помилованию принимала решение по 250 осужденным. В конечном итоге это побудило Президента России принять ряд организационных и правовых мер в этой области.

Своим Указом <1> Президент России в целях совершенствования механизма реализации своих конституционных полномочий по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, принял решение об образовании в субъектах Федерации комиссий по вопросам помилования. Их основными задачами являются:

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

 

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти в нем), которое уполномочено утверждать состав комиссии (не менее 11 человек, обновляющейся на одну треть один раз в два года) и ее председателя;

осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции и иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Членами комиссий могут быть: граждане России (не менее 2/3 из числа общественности), осуществляющие свою деятельность на общественных началах; имеющие высшее образование и безупречную репутацию; пользующиеся уважением у граждан.

Решение комиссии считается правомочным, когда на заседании присутствует не менее половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя комиссии признается решающим.

Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Оно распространяет свое действие: на лиц, осужденных российскими и иностранными судами за совершение уголовных преступлений и отбывающими наказание на территории России; на лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

Данное Положение, как правило, не должно применяться в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания на более мягкое.

Складывающаяся практика функционирования этих комиссий свидетельствует о том, что в своей работе они весьма требовательно подходят к формированию итогового решения. Например, на состоявшемся в январе 2012 года заседании комиссии по вопросам помилования Псковской области "из 26 ходатайств осужденных общественники поддержали только одно". (См.: Куликов Владимир. Простить и отпустить // Российская газета. 2012. 20 января.)

Помилование осуществляется путем издания указов Президента РФ о помиловании на основании письменного ходатайства лиц из числа вышеперечисленных. Оно регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Затем ходатайство (не позднее чем через 20 дней со дня подачи) направляется в территориальный орган Министерства юстиции (копии - надзирающему прокурору), к которому прилагаются следующие документы:

"копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

справка о состоянии здоровья осужденного;

сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекаемых к уголовной ответственности;

представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию".

По просьбе осужденного к ходатайству могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. Осужденный под расписку на копии сопроводительного письма уведомляется о направлении ходатайства. Отказ от направления ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации, где он проживает.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства представляет его в комиссию, которая не позднее чем через 30 суток со дня его получения представляет свое заключение о целесообразности применения акта о помиловании высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Затем не позднее чем через 15 дней эта инстанция вносит Президенту России представление о целесообразности применения акта помилования с приложением соответствующих документов и решений нижестоящих инстанций в отношении рассматриваемого вопроса.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации субъектов Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения с указанием следующей информации в отношении осужденного: фамилия и инициалы; статья, по которой он осужден.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание следующие обстоятельства:

"характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства".

Указ Президента России о помиловании в течение двух дней после его издания направляется:

высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации);

в МВД России;

территориальному органу юстиции;

в администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом России ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно. Повторное рассмотрение обращения осужденного о помиловании допускается не ранее чем через год, за исключением случаев, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

По своей сути институт помилования добавляет обществу грани и краски, одновременно отражающие и грешность деяний живущих на Земле, и их обоснованную надежду на прощение, облекаемое в форму правовых отношений. В то же время помилование осужденных не может использоваться часто. Иначе общество может утратить своего рода иммунитет страха перед возможным уголовным наказанием. В 2011 году Президентом Российской Федерации было помиловано 109 человек, а в 2010 году было помиловано 94 человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.