Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности личности успешного руководителя




Руководитель должен уметь организовать не только свою работу, но и деятельность подчиненных, а потому для успеха общего дела ему обязательно необходимо уметь разбираться в людях, в совершенстве ориентироваться в процессе субъект-субъектного взаимодействия с окружающими.

Невозможно однозначно прогнозировать, выйдет ли успешный руководитель из того или иного человека в зависимости от его психологического типа. Однако учет психологического типа руководителя (который определяется с помощью Цветового зеркала) оказывается весьма полезным: он позволяет высветить в структуре личности конкретного руководителя его самые сильные стороны, прогнозировать присущие ему бессознательные компенсационные механизмы и вскрыть его «проблемные зоны». Поясним это утверждение на нескольких примерах. Психологические портреты составлены на основании полного тестирования (т.е. шести раскладок).

Начальник отдела С. является мыслительно-ощущающим интровертом. Мягкий, оригинальный, очень восприимчивый, он видит и замечает буквально все. Сдержанный, ответственный, хорошо владеет собой. Сентиментален, склонен к чудачествам. Отрицает любое насилие и грубые наслаждения. Его привлекает все красивое, эстетичное. Оценивает вещи, исходя из собственных впечатлений, точнее, даже телесных ощущений. Он пребывает в постоянном конфликте между налагаемыми на себя запретами и желанием осуществить запретное. В общении нерешителен, внутренне отгораживается от людей. Часто разочаровывается в людях, поскольку склонен идеализировать их. Стремится со всеми ладить. Робкий и застенчивый, даже если приходится «рычать». Любит порядок и надежность. Ищет помощи и покровительства (вышестоящих) в преодолении конкретных трудностей. Общителен, но нерешителен. Ему не хватает твердости, чтобы настойчиво добиваться чего-либо. В совместной деятельности ищет выгоду: с пользой для себя участвует в обмене благами. К знаниям относится, исходя из их полезности. Конфликты маскирует, боится анализировать себя и сознательно возвращает себя к реальности. Пользуется авторитетом среди сослуживцев. Спокойный и подвижный одновременно, он хорошо адаптирован в профессиональной среде. Тем не менее нами были обнаружены, по крайней мере, два проблемных момента: во-первых, он слабо разбирается в людях, склонен идеализировать людей и потому часто разочаровывается в них (светло-зеленый на поле № 3); во-вторых, он является слишком мягким и нерешительным, чтобы отдавать приказы. Только в форме просьбы, «чтобы никого не обидеть» (предпочитает пастельные тона: светло-зеленый, небесно-голубой, розовый). Отсюда постоянно возникают проблемы с ответственностью, принятием директивных решений, частые обращения к вышестоящим. Непопулярные решения даются ему ценой титанических внутренних усилий, С. переживает ошибки глубоко и долго.

Гораздо меньше сложностей возникает у руководителя, который является интуитивным экстравертом, как В. У него сильные, живые побуждения и верная интуиция. Во всем принимает участие, притязает на свободу и авторитет. Для него речь идет о практическом воплощении в мире. Может реагировать темпераментно. Деловой, предприимчивый, он открыт всему новому, полезному, отрицает старомодное. В любом возрасте стремится расширять свои знания и действовать более прибыльно. Знания оценивает, исходя из их полезности. Реалистично-экономический подход. Наибольших успехов может достичь в практически-технической области, где речь идет о расчетах и точных методах. Умеет взаимодействовать с людьми. Считает, что с другими надо ладить. Стремится быть в курсе всего, с интересом сравнивает поведение других со своим. Может помочь, но при этом бдителен и осторожен, чтобы не потерять ничего своего. Любит порядок и надежность. Предпочитает вести себя легко и свободно, без принуждения. При этом умеет скрывать свои чувства и намерения. Боится анализировать себя. Часто слишком много берет на себя. Характерно бегство в работу. Может быть мало в чем прилежен из-за многочисленности интересов. Находчив. Хорошо ориентируется среди возможностей и путей к достижению цели. Ему свойственно подгонять идеалы под цели и как можно быстрее их реализовывать. То, что мы имеем дело с интуитивным экстравертом, косвенно подтверждается в описании его РНЖ. Он избегает анализировать себя (у Окунерака нет ушей). У него менее всего развито восприятие внешних качеств объектов (у Окунерака глаза слабые, «они ему не нужны»), а преобладает интуиция (Окунерак «знает, где ждать врагов» и обладает способностью «улавливать перепады давления, колебания», он «отличает друзей от врагов по их намерениям»). У В. в достаточной мере представлена здоровая агрессия (на рисунке рот с зубами), отлично развиты защитные механизмы (чувствительные органы животного скрыты под жесткой, шершавой поверхностью). Добавим, что, несмотря на 30-летний летный стаж, В. физически и психически здоров, занимает высокий руководящий пост и одновременно является летчиком-испытателем.

Однако это довольно редкое счастливое исключение. Гораздо чаще в жизни встречаются представители рациональных типов, мыслительного и чувственного.

Портрет чувственного интроверта руководителя М. Энергичный, воодушевленный, движим подлинными чувствами. Властолюбивый, но и ответственный, старательный. Имеет внутреннюю шкалу ценностей. Выработал в себе коммуникабельность. Он хорошо разбирается в людях, это знание основано на эмоциях (хорошо/плохо, приятно/неприятно). Не всегда дипломатичен. Аффекты и рассудок сменяют друг друга. Может реагировать вспыльчиво, темпераментно, о чем впоследствии сожалеет. Предпочитает активную, доминирующую позицию. В его случае речь идет о практическом воплощении в мире. Склонен придерживаться однажды принятого решения.

Как следует из приведенного портрета, в процессе карьерного роста М. столкнулся по крайней мере с двумя проблемами: 1) как всякий интровертированный руководитель, он нуждался в выработке коммуникативных навыков; 2) он нуждался в установлении подвижного равновесия между аффектами и разумом.

Успешные руководители проявляются даже при краткой форме тестирования. В частности, у них отличаются цвета в начале и конце раскладки, в конце обычно присутствуют красный, оранжевый или зелено-синий. Как правило, они используют ультрамарин (цвет, связанный с самостоятельностью, интеллектом), тогда как проблемные руководители довольно часто начинают раскладку с пурпурного цвета на поле № 2 (что означает: «В любом деле в первую очередь исходит из своего собственного Я»). Также замечено: довольно часто слабые руководители заканчивают раскладку желтым цветом, что указывает на отсутствие в их деятельности полновесного результата.

Опишем некоторые довольно типичные моменты в раскладках успешных руководителей (по материалам обследования резерва на руководящие должности в таможне).

Это люди эмоционально зрелые (у них практически не встречается ни «детский» вариант пространственного расположения цветовых карточек, т.е. заполнение сначала левых полей, ни пурпурный на полях № 1 или 2 — индикатор эгоцентризма, ни размытая, «блуждающая» мотивация, на которую указывает цветовая пара «желтый—небесно-голубой», довольно популярная среди нашего инфантилизированного населения).

Это люди самостоятельные (предпочитают ультрамарин, тогда как отвержение этого цвета указывает на боязнь принимать самостоятельные решения, на ипохондрические тенденции), волевые (предпочитают красный) и последовательные в своих действиях (практически отсутствует скачкообразная траектория раскладки, которая является индикатором импульсивности, взбалмошности, непоследовательности в поведении). Им присуща «духовная и телесная подвижность» (довольно часто встречается желтый на поле № 2 или 3). Такой человек «энергичен, деятелен, находчив, хочет знать обо всем, представляет себе все ясно и четко». У него «зоркий взгляд и ясное понимание фактов при богатой интуиции» (желто-зеленый на поле № 2). «Очень восприимчив, жаден до впечатлений» (майская зелень на поле № 2). Он осуществляет активный поиск информации, «заинтересован быть в курсе всего», в том числе и самых последних документов (пара цветов «желто-зеленый—майская зелень»). В работе характерно сочетание направленности на задачу с направленностью на взаимодействие (по ориентировочной анкете Смекала).

В отношении интеллекта определенные цветовые пары встречаются у перспективных руководителей гораздо чаще, чем в среднем по выборке, и являются своего рода индикаторами определенных качеств:

v способность принимать творческие, нестандартные решения (цветовая пара «ультрамарин — пурпурный» зафиксирована нами у половины обследованных успешных руководителей, тогда как цветовая пара «черный—белый» — признак категоричного, консервативного мышления — в группе перспективных руководителей не была выложена ни разу);

v практическая изобретательность, «умение все с пользой применить» (цветовая пара «зеленый—зелено-синий»);

v гибкое мышление (цветовая пара «зелено-синий—желто-зеленый»); j ум, смекалка, находчивость (желтый на поле № 2);

v мышление, которое строит свой смысл, экзистенциального плана (цветовая пара «ультрамарин—зеленый»);

v критичность; «исходит из целого, из широкоохватывающих рамок» (цветовая пара «желтый—ультрамарин»);

v практическая направленность мышления (цветовая пара «зелено-синий—красно-оранжевый»);

v склонность к рефлексии (траектория раскладки против часовой стрелки);

v открытость всему новому, полезному, способность обучаться в любом возрасте (выбор желто-зеленого цвета);

v отношение к знаниям, «исходя из их полезности» (типичная пара «светло-зеленый—майская зелень»).

Отдельные руководители отлично умеют приспосабливаться, «действуют по обстоятельствам, подгоняя идеалы под цели» (они заполняют фоновые поля в очередности 3 — 4—1 — 2).

Помимо интеллектуальных качеств, перспективные руководители обладают выраженными коммуникативными качествами (или вырабатывают их сознательно). Об этом позволяют судить определенные цветовые выборы:

Ø «чувствен, настойчиво-требователен к другим, стремится действовать совместно» (цветовая пара «оранжевый—красно-оранжевый»);

Ø «притязает на свободу и авторитет» (цветовые пары «красный— зеленый» и «красно-оранжевый—зелено-синий»);

Ø имеет «активную установку на совместную деятельность» (цветовая пара «красно-оранжевый—охра»);

Ø его «стремление к свободе оснащено хорошей тактикой; даже не замечает, как ставит других в зависимость от себя, ловко использует других и складывающиеся обстоятельства» (цветовая пара «зелено-синий — пурпурный»);

Ø «волевой, все сильно чувствует, не эгоцентричен» (красный на поле № 2);

Ø «стремится заставить работать других» (цветовая пара «зелено-синий—майская зелень»);

Ø «хочет ладить с другими, любит порядок и надежность» (майская зелень на поле № 4);

Ø на первом плане — совместность в коллективе, функции старосты (охра на поле № 3);

Ø «сильное стремление к другим людям сочетается с утверждением своего Я» (зеленый на поле № 3);

Ø «способен к саморегуляции и приспособлению» (цветовая пара «синий—зелено-синий»);

Ø «стремится расположить к себе окружающих» (пурпурный на поле № 3);

Ø «нуждается в обмене мнениями» (оранжевый на поле № 3);

Ø «ищет возможность "показать себя" и получить признание» (цветовая пара «желтый—оранжевый»);

Ø «может действовать темпераментно, даже агрессивно» (красно-оранжевый на поле № 2 или 3);

Ø «воплощает большую силу воли, долго не раздумывает о выборе средств, не всегда объективен» (красный на поле № 4).

Если одни руководители избегают всякого насилия (цветовая пара «синий—небесно-голубой»), склонны к товарищескому стилю отношений (цветовая пара «охра—светло-зеленый»), то другие обычно действуют темпераментно, даже агрессивно (цветовая пара «красно-оранжевый—коричневый»). Одни руководители свободолюбивы (зелено-синий на поле № 3), охотно решают за других (красно-оранжевый на поле № 3), другие сами нуждаются в руководстве (зеленый на поле № 2), скромные, у них контакты затруднены (майская зелень на поле № 3). Руководители с выраженными «воспитательскими» амбициями часто выкладывают небесно-голубой цвет на поле № 2, а также выбирают цветовую пару «красный—синий», что означает «умеет восхищаться, любит поучать».

Некоторые цветовые выборы являются неоптималъными. Например, красно-оранжевый на поле № 4: такой человек «действует активнее, чем требуется, ему свойственны нетерпеливость и непосредственность». Или светло-зеленый на поле № 4: такой человек многое делает наоборот, «оставляет вещи не там, где они лежали».

Некоторые проблемные руководители находятся в состоянии одиночества, уныния, стремятся дистанцироваться от людей (цветовая пара «белый—розовый»); иные необоснованно притязают на авторитет, их претензии не подкреплены действительным авторитетом у подчиненных (цветовая пара «белый—красный»).

Обследуя перспективных таможенных руководителей, психологи обнаружили, что у многих из них развивается интуиция (в тесте Фрилинга об этом позволяет судить предпочтение определенной тройки цветов). В результате такие люди склонны «смотреть в корень» явлений, проникать в сущность вопросов и предвосхищать ход событий в будущем.

Данные наблюдения подтверждаются также автобиографическими материалами. Так, руководитель А. (возраст 39 лет, таможенный стаж 18 лет) в беседе признался, что к нему часто обращаются за советом по житейским проблемам. У него бывали сновидения предвосхищающего характера, в которых он подробно видел сцены теперь уже случившихся событий.

Пока еще трудно с уверенностью утверждать, что интуиция присуща изначально тем, кто с годами становится успешным таможенным руководителем, или что интуиция развивается у этих людей как профессионально важное качество. Таможенная деятельность оказывает существенное влияние на структуру личности успешного таможенного руководителя. Случай руководителя Т. (35 лет, таможенный стаж 9 лет, из них 8 лет на руководящей работе) иллюстрирует факт кардинального изменения структуры личности.

При тестировании в 1999 г. Т. оказался трудолюбивым, общительным, даже многословным, требовательным, уверенным в себе руководителем, который хорошо разбирается в людях. Ведущая психическая функция — интуиция. Коммуникативные и организаторские качества развиты максимально. В работе у него доминирует направленность на задачу и взаимные действия. В конфликтных ситуациях он предпочитает сотрудничать или вовсе избегать контакта с подконтрольными лицами.

После ознакомления со своим психологическим портретом Т. произнес следующую фразу: «Значит, недаром я работал над собой почти десять лет». Оказалось, что 10 лет тому назад он проходил психодиагностическое тестирование, и тогда по результатам стандартных опросников Т. был охарактеризован как «малообщительный, неуверенный в себе, ориентирован на личные достижения». У него были очень неровные, сложные взаимоотношения с окружающими.

Однако какими бы прекрасными отдельно взятыми качествами личности не обладали бы таможенные руководители, все они могут быть перечеркнуты одним-единственным дефектом в основной, ценностно-смысловой, сфере личности.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

Подготовьте материал для работы в соответствии с описанием.

Разделитесь на пары «экспериментатор — испытуемый».

Проведите раскладки в соответствии с инструкцией.

Зафиксируйте движения испытуемого.

Проведите анализ полученных результатов.

Определите, к какому психологическому типу относится испытуемый.

Продемонстрируйте это, пользуясь сферической моделью.

Дайте полную характеристику испытуемого в письменном виде.

Экспериментатор передает текст испытуемому и спрашивает, насколько, по его мнению, точно составлен психологический портрет.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается методика «Цветовое зеркало»?

2. Каковы его возможности и ограничения?

3. Что такое цветовой круг?

4. Каковы основные элементы инструкции?

5. Назовите области применения метода.

6. Каким образом устанавливается психологический тип с помощьюметода цветового зеркала?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.