Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое введение. Деятельность операторов по управлению современными техническими объектами является существенно нестационарной: в ней происходит чередование или




Тема 2. АНАЛИЗ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Занятие 4. МЕТОД АНАЛИЗА УРОВНЕЙ РЕГУЛЯЦИИ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность операторов по управлению современными техническими объектами является существенно нестационарной: в ней происходит чередование или последовательная смена временных интервалов с различной субъективной сложностью, например сравнительно простых, исполнительных и стереотипных, и гораздо более сложных, творческих процессов мышления, в которых доминируют психические процессы разного уровня. Поэтому основной проблемой анализа операторской деятельности становится разработка методов психологического анализа, раскрывающих процесс ее выполнения в динамике.

Динамика деятельности, как известно, обеспечивается регулятивной функцией психики. В связи с этим для выявления в деятельности временных интервалов с психическими процессами разного качества необходимо определение, с одной стороны, некоторого общего понятия, отражающего сущность всех регуляционных процессов и поэтому позволяющего с единой позиции оценивать их субъективную сложность, и, с другой стороны, многоуровневой структуры регуляции, раскрывающей разнокачествен-ность указанных процессов.

В данной практической работе для описания психической регуляции деятельности используется концепция проблемностей, в которой полагается, что направленность активности и содержание психической регуляции деятельности и поведения человека определяют возникновение и преодоление несоответствия между объективной реальностью и ее субъективным отражением вследствие значимых для человека изменений или событий. Фактически данное несоответствие является инициирующим фактором регуляции. Оно имеет разные формы и заключается в новизне, неизвестности, неоднозначности для субъекта происходящих объективных событий или в затруднениях при раскрытии их причин, а также неясности, неопределенности возникающих у человека ощущений, образов, идей, интересов и т.д. При этом степень несоответствия определяет типы психической активности: текущую для некоторой минимальной величины несоответствия, когда происходит быстротечный, непосредственный чувственно-практический контакт человека с действительностью; ситуативную при достаточно существенной степени несоответствия, приводящей к оценке событий в рамках заметных временных интервалов; долгосрочную при очень существенном несоответствии, преодолеваемом при организации психической активности в рамках длительных периодов времени.

Необходимо особо отметить, что сложность процессов регуляции, определяемая степенью несоответствия между объективной действительностью и ее субъективным отражением, обусловливает временной масштаб протекания регуляционных процессов в выделенных типах психической активности. При этом временные характеристики указанных процессов для каждого типа активности должны изменяться в определенном диапазоне, так как при превышении некоторых допустимых пределов временных задержек, связанных с формированием и преодолением указанного несоответствия, его осуществление становится невозможным.

В связи с тем что перечисленные формы несоответствия носят проблемный характер, они объединяются одним общим понятием — проблемность. Данное понятие используется для обозначения психологических трудностей и оценки сложности задач Г.А.Баллом, А.В.Брушлинским, М.И.Воловиковой, Л.М.Фридманом, Д. Е. Берлайном, В. Р. Рейтманом и др. В рассматриваемой концепции для описания процессов регуляции деятельности проблемность определяется как психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции.

Каждому из трех типов активности соответствует некоторый класс проблемностей, определяемый по степени указанного несоответствия: проблемные моменты (при незначительных изменениях), проблемные ситуации (при достаточно существенных изменениях) и проблемы (при очень серьезных, неожиданных изменениях). Эти классы определяют качественные особенности и закономерности процессов психической регуляции на разных уровнях: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Соответствие между классами проблемностей и уровнями психической регуляции

Класс проблемностей Содержание процессов психической регуляции Уровень психической регуляции
Проблемные моменты Организация непосредственного чувственно-практического контакта с действительностью Непосредственное взаимодействие
Проблемные ситуации Пространственно-временная ориентация и логическая координация деятельности Опосредованная координация
Анализ общих особенностей и закономерностей деятельности, поиск и формирование ее целей и программ Программно-целевая организация
Проблемы Формирование и изменение профессиональных, социальных, морально-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью Личностно-нормативные изменения
Дополнение и коррекция системы знаний, убеждений и идеалов о природе, технике, человеке и обществе Мировоззренческие коррекции

Каждому классу соответствует некоторый диапазон сложности проблемностей, которые вместе составят шкалу сложности проблемностей. В силу определенной условности разделения процессов регуляции границы между соседними классами проблемностей и уровнями не резкие, а размытые, нечеткие, т. е. их диапазоны сложности имеют некоторую общность или они перекрываются.

В качестве примеров проблемных моментов можно привести проблемности в различении и опознании состояний или месторасположения сигнализаторов, различении и перекодировке команды управления, определении усилия, длительности или очередности нажатия клавиш в команде управления. Среди проблемных ситуаций можно отметить проблемности в анализе и оценке отдельной фазы процесса управления, в понимании его общих особенностей и закономерностей, формировании целей и программы управления. К проблемам относятся проблемности в формировании, трансформации и изменении профессиональных и межличностных норм поведения и деятельности, выработанных личностью, а в наиболее сложных условиях — в корректировке элементов системы профессиональных знаний.

Необходимо учитывать, что класс возникающих проблемностей вследствие одних и тех же изменений существенно зависит от профессионального опыта человека. Так, какие-то события в процессе управления (возможно даже отказы и нештатные ситуации), являющиеся привычными для профессионала и приводящие к появлению в его деятельности лишь проблемных моментов, у новичка могут стать причиной возникновения проблем.

В связи с тем что на каждом из уровней регуляции происходит преодоление проблемностей определенной сложности, субъективная сложность деятельности как степень организованности процессов психической регуляции будет выражаться в актуализации, включенности разных уровней регуляции.

В динамике деятельности проблемности, возникающие вследствие какого-то субъективно значимого события, могут преодолеваться как изолированно, так и образовывать некоторые последовательности — алгоритмы разрешения проблемностей. Переходы в алгоритме могут осуществляться между проблемностями как одного и того же, так и разных уровней регуляции. Вследствие взаимной обусловленности проблемностей в образующихся последовательностях эти алгоритмы обладают определенной целостностью, в силу чего процессы их преодоления должны реализовываться в рамках некоторой оперативной системы регуляции. Ведущий уровень регуляции в данной системе определяется про-блемностью максимального уровня из встречающихся в алгоритме, которая задает его класс.

Так как структура процессов регуляции имеет пять уровней, все возможные алгоритмы проблемностей разбиваются на пять классов.К первому классу относятся алгоритмы, состоящие из проблемностей первого уровня. Второй класс составляют алгоритмы из проблемностей первого и второго уровней. Эти алгоритмы могут начинаться с проблемностей как на первом, так и на втором уровнях. К третьему, четвертому и пятому классам принадлежат алгоритмы с проблемностями, максимальный уровень которых третий, четвертый и пятый соответственно.

При исследовании нестационарной деятельности необходим в первую очередь анализ ее макродинамики, т.е. переходов между оперативными системами или алгоритмами разрешения проблемностей. В связи с тем что на каждом из временных интервалов существования оперативных систем регуляции доминирует определенный тип психической активности, анализ макродинамики деятельности можно проводить по временным параметрам интервалов актуализации, включенности ведущих уровней регуляции. При изложенной классификации ведущий уровень регуляции и, следовательно, субъективная сложность деятельности на некотором временном интервале будут характеризоваться классом соответствующего алгоритма разрешения проблемностей. При этом макродинамика деятельности может быть представлена в виде последовательности таких временных интервалов с обозначением классности алгоритмов разрешения проблемностей.

Завершенный процесс функционирования оперативной системы регуляции по реализации алгоритма разрешения проблемностей определяется как цикл регуляции. В связи с тем что каждому типу психической активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, длительность циклов регуляции для каждого из уровней должна находиться в определенном диапазоне и увеличиваться при росте уровней. При этом отличия указанных временных масштабов на соседних уровнях будут размытыми.

В итоге деятельность операторов в динамике представляется, с одной стороны, в виде последовательной смены алгоритмов разрешения проблемностей разных классов и, с другой стороны, как последовательность разноуровневых циклов регуляции.

В силу того что «проблемность» — понятие, отражающее сущность и содержание процессов психической регуляции, анализ проблемностей требует использования качественных психологических методов. В то же время цикл регуляции в большей степени предназначен для характеристики временньгх масштабов протекания психических процессов, и поэтому для его оценки необходимы количественные методы, в том числе и основанные на автоматизированном анализе психофизиологических параметров деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.