Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические методики




Цели, задачи и объект исследования

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКИ

Основной целью заданий, представленных в данном разделе, является знакомство с некоторыми видами специализированных методик, предназначенных для оценки различных субъективных компонентов в структуре актуального ФС, и овладение способами количественной и качественной интерпретации целостных синдромов ФС. В рамках обозначенной цели основное внимание уделяется решению следующих задач:

1. Детальное ознакомление с содержанием, процедурами сбора, обработки и интерпретации данных по предлагаемому набору стандартизованных диагностических методик.

2. Освоение процедур диагностики актуального ФС по комплексу субъективных проявлений у отдельного испытуемого и подготовки «индивидуального портрета» состояния на основе качественной интерпретации основных показателей методик.

3. Выявление типичных особенностей и структуры субъективного синдрома проявлений ФС при проведении групповой диагностики на основе применения методов многомерной статистической обработки данных. Подготовка «группового портрета» актуального ФС.

4. Определение внутригрупповых индивидуальных различий, определяющих специфику актуального ФС у разных испытуемых, входящих в группу.

Объект исследования: актуальное ФС, переживаемое членами учебной группы, принимающей участие в проведении анятий.

В состав диагностического комплекса включены 7 методик, прошедших необходимые этапы стандартизации на разных выборках испытуемых (в том числе и на студенческих группах) и хорошо зарекомендовавших себя при использовании в прикладных условиях.

Методика «Шкала состояний»

Методика направлена на оценку степени субъективной комфортности переживаемого человеком ФС в данный момент времени. Она состоит из 10 биполярных шкал, полюса которых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерные признаки «хорошего» и «плохого» субъективного состояния (например, «сильный — слабый», «спокойный—взволнованный», «скучный—заинтересованный»). Опросный лист, предлагаемый испытуемому для заполнения, представлен ниже (см. бланк 5.1).

Для оценки степени выраженности переживаний по каждой паре признаков используется традиционная 7-балльная шкала с фиксированной нейтральной оценкой «О» и тремя градациями в сторону каждого из полярных переживаний (1 — слабая выраженность, 2 — умеренная выраженность, 3 — сильная выраженность). На бланке методики оценочная шкала представлена в симметричной цифровой форме «321012 3». При подсчете результатов тестирования она трансформируется в последовательность от 7 до 1 баллов, причем оценочный балл 7 присваивается максимально позитивной оценке признака, а балл 1 — максимально негативной. Оценка 4 балла соответствует нейтральному пункту «О».

Следует отметить, что в состав методики входят как прямые (п. 1, 2, 4, 5, 7, 9), так и обратные шкалы (п. 3, 6, 8, 10). В случае прямых шкал оценка в 7 баллов находится на левом полюсе шкалы (оценочная шкала выглядит как последовательность «по убывающей»: 7654321).В случае обратных шкал оценка в 7 баллов перемещается на правый полюс шкалы — оценочная шкала как бы «переворачивается» и имеет вид последовательности «по возрастающей» (1234567).

Основным показателем данной методики является так называемый индекс субъективного комфорта (ИСК), который рассчитывается как общая сумма баллов, набранная испытуемым по всем 10 шкалам.

Оценки испытуемых могут варьировать в диапазоне от 10 до 70 баллов. Чем выше значение ИСК, тем благополучнее общее субъективное состояние испытуемого. Интерпретация результатов строится с учетом следующих градаций ИСК:

ИСК > 54 баллам Высокий уровень субъективного комфорта, хорошее самочувствие
48 < ИСК < 54 баллов Приемлемый уровень субъективного комфорта, нормальное самочувствие
41 < ИСК < 48 баллов Сниженный уровень субъективного комфорта, пониженное самочувствие
ИСК< 41 балла Низкий уровень субъективного комфорта, плохое самочувствие

 

Бланк 5.1. Шкала состсяний Ф.И.О. ___________________________________________________________ Дата __________________________ Время заполнения __________________ Инструкция. Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколь-нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа – обычно первое ощущение, которое приходит вам в голову, оказывается наиболее точным.
  Сильный   Слабый
  Веселый   Грустный
  Сонный   Бодрый
  Спокойный   Взволнованный
  Счастливый   Несчастный
  Ленивый   Энергичный
  Свежий   Усталый
  Расслабленный   Собранный
  Полный сил   Истощенный
  Скучный   Заинтересованный

 

 

Индекс субъективного комфорта

По своему содержанию и форме тестирования методика «Шкала состояний» чрезвычайно близка широкоизвестному тесту САН. Она более компактна и не предполагает дифференцированной оценки состояния по разным структурным компонентам ФС, однако показатель ИСК стабильно обнаруживает высокие корреляции с оценками по тесту САН. Поэтому в прикладных исследованиях она может с высокой надежностью использоваться как сокращенная параллельная форма теста САН, существенно уменьшающая время проведения тестирования. При желании тест САН может также быть включен в комплекс методик, используемых в данном практикуме. Процедурные моменты его использования хорошо описаны в литературе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.