КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение ознакомительному чтению
Обучение разным видам чтения
В основе всех трех видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие - с его осмыслением ипереработкой. Например: · уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные и т.д.); · обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного; · соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные факты/события каждого смыслового куска; · формировать суждение относительно замысла текста и его дальнейшего развития; · уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изучающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чтении); · восстанавливать пробелы в понимании; · использовать функции строевых слов; · оценивать и интерпретировать содержание; · понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка;
· обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и на родном языке1.
Основные компоненты чтения - текст, задание перед чтением и контроль понимания - должны соответствовать конкретному виду чтения.
Упражнения, предшествующие всем видам чтения: 1) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста; 2) предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.; 3) опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о...); 4) прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора (например, репортаж); 5) предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения).
1. Условия, определяющие успешность обучения: · проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый); · организация как одноразового чтения про себя; · проверка понимания основной информации; · исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С.К., 1987).
2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения: · прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности; · определять главную мысль; · отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической; · использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
1 Условия для переноса умений и навыков из родного языка создаются главным образом за счет того, что чтение на иностранном языке с самого начала обучения трактуется как форма речевого общения, т.е. от читающего ожидаются те же результаты, что и при чтении на родном языке. Другим фактором, обеспечивающим благоприятные условия для переноса, является легкость текстов в языковом отношении. Соблюдение этого условия достигается за счет предварительного (до чтения текстов) знакомства с лексикой, исключения неизвестных грамматических структур, выполнения предтекстовых упражнений, создающих направленность мысли, обучающих прогнозированию и речевой догадке. · устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий; · обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного; · выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.); · классифицировать/группировать информацию по определенному признаку; · оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.
3. Упражнения для обучения ознакомительному чтению: · прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов; · расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; · выберите правильный ответ из 3-4 вариантов (multiple choice); · найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке; · составьте план текста; · найдите основную мысль в начале, середине и конце текста; · подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные; · просмотрите текст и озаглавьте его; · перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить; · составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного; · передайте содержание текста в устной/письменной форме; · составьте выводы на основе прочитанного; · назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; · укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее; · прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.); · на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/схему; · выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |