КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы теории надежности
Общие понятия о задачах классификации При решении ряда задач совершенствования горного производства, повышения безопасности горных работ, экономических задач, возникает необходимость классификации объектов и технологических систем. Такие ситуации характерны, когда объект требуется отнести к тому или иному классу (опасный-неопасный, эффективный-неэффективный) или типизировать, например, горногеологические условия и др. Поясним изложенное на примере. При отработке пластов угля, склонного к самовозгоранию, возникает необходимость оценивать степень пожароопасности выемочных полей или хотя бы выделить в них две крайние группы: пожароопасные и непожароопасные. В табл. 4.5 приведены параметры, от которых зависит пожароопасность выемочных участков. Таблица 4.5
Параметры, влияющие на пожароопасность выемочных участков
Их количестве (19) к сложность влияния на пожароопасность не позволяют говорить о возможности построения удовлетворительной аналитической модели формирования пожаросласности. Для решения таких задач используется определенный математический аппарат - методы классификации многомерных наблюдений. Постановка задач классификации многомерных наблюдений заключается в следующем. Предположим, что объекты характеризуются вектором параметров
(4.22) где n - число параметров; 1 - число наблюдаемых объектов. 1 = 1 N. Необходимо сгруппировать объекты в отдельные совокупности(кластеры, таксоны), являющиеся однородными по некоторым признакам. В связи с этим возникает две подзадачи: во-первых выявить наиболее информативные признаки, число которых р значительно меньше числа параметров объектов (р < n); во-вторых, осуществить такую группировку объектов, при ко торой каждый из них попадал бы только в один класс, т.е. выбрать алгоритм классификации. Для решения этих задач существует несколько методов. Кластерный анализ - позволяет объединить в однородные группы различные параметры и объекты с помощью некоторой метрики, например евклидова расстояния. Задача кластерного анализа состоит в представлении первичной информации в сжатом виде, переходя от параметров объектов к признакам, без чрезмерной потери информации. Дискриминатный анализ - решает задачу разделения объектов на два класса. Для этого осуществляется переход от n параметров объектов к специальной дискриминантной Функции. Затем с помощью некоторого решающего правила осуществляют классификацию. Факторный анализ - позволяет преобразовать набор коррелированных параметров в меньшее число некоррелированных агрегированных признаков, являющихся линейной комбинацией параметров, т.е. осуществить признаковую классификацию. Метод главных компонент - дает возможность путем привлечения всех n параметров перейти к р = n агрегированным признакам (ортогональным главным компонентам), затем оценить информативность каждой компоненты и ограничиться использованием 1-2 из них. Метод позволяет также оценить информативность каждого из n исходных параметров. К особенности метода главных компонент относится возможность использования для классификации так называемых обучающих выборок. Например, в вышеприведенном примере (табл. 4.5.), выбирается две группы отработанных выемочных полей - где возникали эндогенные пожары (пожароопасные) к где их не было за период отработки (кепожароопасные). Такая выборка называется обучающей. Затем производится математическое преобразование массивов данных таким образом, чтобы в новой метрике группы разделились на два класса, "отстоящие" друг от друга на наибольшее растояние. Теперь, если задаться параметрами х1, Х2,... X19, характеризующими новое выемочное поле, и аналогичным образом преобразовать их, то можно оценить степень пожароопасности уже нового (проектируемого) выемочного поля. В арсенале теории классификация многомерных наблюдений имеются также методы количественной оценки (оцифровки) качественных признаков, характеризующих функционирование объектов. Контрольные вопросы и задачи 1. Привести формулы для расчета среднего значения и среднеквадратичного отклонения измеряемой величины. 2. Что такое доверительный интервал и доверительная вероятность, как их определять? 3.Как определяется минимальное количество измерений? 4.Как осуществляется отсев грубых ошибок измерений? 5.Найти: среднее, дисперсию, коэффициент вариации, доверительный интервал для среднего при Рg = 0,95 и определить минимально необходимое количество ' измерений при ∆ = 10 %, Рg = 0,95 для следующих измерений вариант а) вариант б) 3,6; 3,9: 4,1; 2,9; 3,3. 8,7; 6.4; 7,2; 9,0; 7,5.
6. Определить, есть ли в измерениях предыдущего примера грубые ошибки. 7. Сущность критерия согласия Колмогорова. 8. Проверить гипотезы о соответствии распределения экспериментальных данных заданному закону, если число замеров случайных величин равно 64, а максимальная разница накопленных частот теоретического и фактического распределений равна 5. 9. Какие наиболее распространенные распределения случайных величин Вы знаете, в каких задачах они используюся? 10. Определить коэффициенты а, в в эмпирической формуле у=а + вх для следующих значений (х1, у1)
вариант а) вариант б)
Определить коэффициент корреляции.
11. Для исходных данных предыдущего примера подобрать коэффициенты а, в, с в зависимости у = с + ахв. 12 Что такое коэффициенты парной, множественной и частной корелляции? 13. Объяснить постановку задачи классификации многомерных наблюдений. 14. Основные методы классификации, их особенности. 15. Что такое обучающая выборка? Контрольная работа № 4
Контрольная работа № 5
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |