Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двойные согласные в корнях, на морфемном шве




Правописание непроизносимых согласных в корнях и суффиксах

Правописание согласных, парных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости, в корнях

Пунктуационный анализ текста

Задание. Определите пунктограммы в тексте «В станице» (см. с. 23-24), установите, к какому типу они относятся и на каком принципе основаны пунктуационные правила в каждом случае.

 


Занятие 3. Орфография: Правописание согласных в разных морфемах – 1 час

Пунктуация: Тире в простом предложении – 1 час

Цели: 1) повторить и закрепить правописание парных по глухости / звонкости, твердости / мягкости согласных в корнях, суффиксах, приставках, на морфемном шве; правописание непроизносимых согласных в корнях и суффиксах; правописание двойных согласных в корнях и на морфемном шве; правописание приставок на З-, С-.

2) повторить и закрепить пунктограммы постановки тире между подлежащим и сказуемым.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 18-24; 166-169.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 9-12; 90-93.

3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С.11; 54.

4. Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. [Текст] / Н.Г. Ткаченко – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 4.

 

ПЛАН

 

 

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых согласных.

Ре…кие волосы, ме…кий стрелок, приехать на во…зал, дер…кий ответ, ги…кий шланг, старый ду…, свежая сма…ка, двигались впереме…ку с остановками, причудливая изморо…ь, на окнах, играть в баске…бол, частые пробе…ки, выру…ка леса, жи…кий раствор, у…кая дорожка, мя…кий хлеб, фу…больная команда, помо…ник директора, лю…ская молва, дальний ро…ственник, сеет мелкая изморо…ь, старинная уса…ьба, положить цветные карандаши впереме…ку.

 

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание непроизносимых согласных.

Влас…ный взгляд, ужас…ное прои…шествие, ласковое со…нце, уча…ствовать в соревнованиях, чу…ствовать боль, наперс…ник князя, извес…ный писатель, словес…ный портрет, праз…ничное ше…ствие, коварный интриган…, ровес…ник века, грус…ная новость, имел кос…ные взгляды, неумес…ный вопрос, сверс…ники моих родителей, длинные рес…ницы, неприятный инци…дент, час…ное лицо, опас…ный возраст, ненас…ный день, вкус…ные я…ства.

 

Задание 3. С приведенными ниже словами составьте предложения или словосочетания, раскрывающие значения этих слов, также укажите морфемный состав (приставки, корни). ЛЗС всех предложенных парных слов объясните, обратившись за советом к толковому словарю СОШ.

Подданный – поданный, поддержать – подержать, оттереть – отереть, поддувало – подувало.

 

Задание 4. Выберите правильный вариант. Объясните правописание удвоенных согласных.

 

Липовая а(л, лл)ея, телевизионная анте(н, нн)а, дра(м, мм)атическая ко(л, лл)изия, художественная га(л, лл)ерея, дружеский ко(л, лл)ектив, интересная пье(с, сс)а, захваченная те(р, рр)итория, (с, сс)орить друзей, старые дро(ж, жж)и, проявлять гу(м, мм)анизм, криста(л, лл)ьная честность, подать а(п, пп)е(л, лл)яцию, сплав а(л, лл)юминия, изобразительное и(с, сс)ку(с, сс)тво, а(к, кк)уратный ученик, рафинированный инте(л, лл)игент, дешевая опере(т, тт)ка, ложа ма(с, сс)онов, увлекаться бе(л, лл)етристикой, а (п, пп)етитная ватрушка.


В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются: группа – группка, класс – классный. Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная: граммофонная пластинка - грампластинка

 

Задание 5. Замените словосочетания Московский Совет, главный врач, помощник мастера сложносокращенными словами.

Задание 6. Образуйте формы прошедшего времени единственного числа мужского рода от глаголов пронестись, запастись, затрястись, срастись, вознестись, спастись разрастись.

Задание 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте корень и суффикс. Объясните ваш выбор.

 

Петуши...ный – ши....ный, бара....ний – ра....ний, бра....ный, рав....ный, козли....ный – дли....ный, дикови...ный – льви....ный, каменной сте....ной – календарь сте....ной, какая дли....на, нитка дли....на.

 

Задание 8. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте корень и суффикс.

 

Пле....ник, изме....ник, покло...ник, стра....ник, сторо.....ник, ко.....ник, песе....ник, совреме....ник, племя.....ник, зво....ница, предба.....ник, басе....ник, сезо...ник, коре....ник, крупе....ниу, мали.....ник, подлоко.....ник, пше....ник, ряби.....ник, восьмигра....ник, подли....ник, моше....ник, бесприда....ница, свяще.....ник.

 

1. Не следует писать двух одинаковых согласных там, где это не требуется составом слова, например, в словах расчет, расчетливый, расчетный пишется одна С: они образованы от корня –ЧЁТ-, ЧЕС-ТЬ (который находится в словах учет, учесть, отчет, перечет и т.п.). Но в словах рассчитать, рассчитывать приставка присоединяется к основе слова СЧИТ- (ее мы находим в словах пересчитать, отсчитать, сосчитать и т.п.). В словах разевать (от зевать) и отворять (сопоставьте с затворять) УСТАНОВИЛОСЬ написание с одним З и с одним Т, а не с двумя, как бы это требовалось словопроизводством. В слове рассориться (от ссора, ссориться) пишут две С, а не три.

4. Правописание приставок на –З, -С.

 

Задание 9. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, обозначьте морфемы, на стыке которых появились удвоенные согласные.

1. Эскадрон ехал шагом, ра....троив ряды (Фад.). 2. Левинсон снова и снова принимался ра....прашивать (Фад.).3. И скоро и в лесах чужих нашел товарищей лихих, бе....трашных, твердых, как булат (Л.) 4. Платина не по....ётся огню, плавке (Даль). 5. После сильных холодов бывает о...епель. 6. Старик, ра....телив халат, мирно спал под деревом (Фад.) 7. Противник был о...еснен на противоположную сторону. 8. Он чуть не упал было, и до...ержал его (Даль). 9. Ра....ыпались в широком поле, как пчелы, с гиком казаки (Л.) 10. За шумом воды нельзя ра....лышать, что кричат с берега. 11. Касьян мне показался ра...удительным человеком (Т.). 12. Хорь не все ра....казывал, он сам меня ра....прашивал (Т.). 13. Калиныч не любил ра....уждать и всему слепо верил. 14. Ущелье отвесно ра....екало горы (Перв.)

 

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Назовите эти морфемы.

1. Бе...ащитное существо, бе....предельная даль, бе....аботный человек, бе....рочный отпуск, бе....временная кончина, бе....честная сделка, бе....мертный подвиг.

2. Во....растной ценз, неуместный во....глас, прово....гласить лозунг, во....главить делегацию, во....оединить страну, во....питать ученика, во....тановить город.

3. И...брать депутата, и...портить вещь, и...коренить зло, и...ледовать местность, и...менить решение, и...лечить болезнь, и...тратить деньги, провести и...пытания, и...тупленный взгляд, и...балованный ребенок, и...якнувший источник, и...правленная ошибка.

4. Ра....груженная автомашина., ра....олоченый кафтан, ра....копанный клад, ра....пиленное бревно, ра....ортированный товар, ра....грабленный город, ра....купленные книги, ра....меренная поступь, ра....ровненная площадка, ра....терянное преимущество, ра....печатанное письмо, ра....битое окно.

5......бежать,.....добрить,....дороваться,.....густить,.....зывать,....грести, ни....ги,.....двинуть,.....жигать,.....грузиить,.....дание,.....дача,....жимать,.....зади,.....дравница.

 

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых они пропущены. Устно объясните орфограммы.

I. 3. Грифцов уверял, что на ра....четном....чете денег у него мало (Рыб.). 4. С огромной высоты ни....вергался водопад. 6. Все было продумано и ра...читано(Бир). 7. Он рывком ра....тегнул тугую жилетку, почти сорвал с шеи галстук (Коч.). 8. Ра....чистка леса под огород требует много времени и большого труда. 9. Она с бе....покойством вглядывалась в бе....страстное лицо механика (Рыб.).

II. 1. Деревянные ра....писные ложки лежали на столе. 2. Перед нами ра...стилалось бе....брежное море. 3. Бе...шумно отв....рилась дверь. 4. Ученик говорил чуть быстро и как-то бе....связно. 5. Кричали петухи в мутном ра....свете (А.Н.Т.). 6. Бе...численные огоньки мелькали в поле, где расположились бивуаком войска (Дал.). 8.Я едва успела о...дернуть руку: около спелых ягод малины, свернувшись в кольцо, лежала змея. 9. Васька и....подлобья поглядел на стоявших возле телеги соседок. 10. И никакой ра....чет, и никакая жалость не удержали одичалых рук.(Исаак.). 11. Все степи бе....крайни, но Монгольские степи поразили нас какой-то особой своей бе....крайностью (Дал.). 14. Митя и....подтишка ра....жигал вражду между двумя старыми друзьями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.