Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие взглядов на социальную политику




СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

 

Социальная политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных объединений, общества в целом по разрешению имеющихся в нем противоречий, повышению эффективности господствующей политической системы и ее отдельных звеньев.

Социальные проблемы функционирования общества, его социальной структуры, общественного неравенства, взаимоотношения государства и общества являлись объектом внимания многих мыслителей древности. Примером служат книги мудрецов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условий для деятельности с наибольшей пользой. Индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной политики. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов (государства, семьи, права). Они впервые поставили учение о благе человека и общества на теоретическую основу, изучая традиции, обычаи, нравы общества, обобщая факты и давая рекомендации по его переустройству. Так, Платон в своей работе «Государство» отмечал, что правильное государство можно построить с помощью науки, которая начинается с критического анализа социальных проблем, а заканчивается политическими рекомендациями по усовершенствованию государства, которому необходимо заботиться о своих гражданах. Он подчеркивал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не какого иного, как тех, кто ей подвластен», а «подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному»[1].

Аристотель подчеркивал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо»[2]. Стабильность общества и его процветание, по его мнению, возможно, когда оно состоит «из средних людей» (имеющих «средний достаток»).

Представители Нового времени акцентировали внимание на обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. В.фон Гумбольт рассматривал как юридические функции государства, связанные с обеспечением мира и безопасности в обществе, защитой прав и свобод индивидов, так и социальные, обеспечивающие заботу о благе и счастье каждого человека[3]. Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни своих граждан получила свое развитие в работе И.Фихте «Замкнутое торговое государство»[4].

Определенные практические действия по формированию социальной политики начинаются с конца XVIII в., когда в Европе и России складывается государственно-административная система общественного призрения. Для этой системы характерны: становление институциональной системы помощи, формирование правовой базы, административное управление, включающее территориальные структуры, частичное финансирование государством социальной помощи. Особенностью данного этапа является то, что государство, принимая на себя ответственность за социальную политику, не стремится к прямому исполнению социальных функций, а только содействует в этом другим институтам – личной и общественной благотворительности, благотворительным обществам, местной власти, церкви. В тоже время социальная политика начинает обращаться на всех членов общества, обеспечивая консолидацию общества, испытывающего прогрессирующее антагонистическое противоречие в условиях раннего капитализма.

К этому же времени относится развитие идей социального страхования, или, в терминологии того времени, «взаимное вспомоществование», которое позже станет основным инструментом социальной солидарности. Идеи социального страхования как механизма устранения индивидуальных рисков получили воплощение еще в виде общих касс при гильдиях и профессиональных цехах, осуществляющих социальную помощь вдовам и сиротам членов цеха и в сельских общинах. Идея справедливости, понимаемая как соответствие природе вещей либо экономической, либо политической норме, была дополнена идеей справедливости в рамках общественного договора и естественных прав человека.

Середина XIX в. стала тем перекрестком, на котором встретились рациональный, диктуемый объективными потребностями выживания и экономики путь развития социальных функций государства и иррациональный путь, обусловленный религией, нравственностью и милосердием. Развитие производительных сил потребовало более мощной социальной интеграции общества, которая могла быть достигнута только через деятельность государства по консолидации всех граждан на основе солидарности. При этом отношения государство – общество и государство – личность претерпели определенные изменения, связанные с совпадением государственных целей и морально-этических принципов человеческого общежития.

В отличие от социалистов-утопистов, подчеркивавших доминирующую ценность всеобщего блага и подчинения личных интересов интересам общества, отводившим государству роль обеспечения общественных целей, появившаяся в 1850 г. идея социального государства (Л. Штайн) с самого зарождения снимает довлевшее со времен Аристотеля противоречие, возникавшее из деления государств на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них достигаются частные цели). В социальном государстве впервые происходит совпадение личностных и общественных целей. И не просто совпадение, а принятие государством целей индивида как своих собственных.

Промышленная и аграрная революция XIX века оказала огромное воз­действие на социальные процессы в Европе. С одной стороны, быстрорасту­щая промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых производственных мест. С другой стороны, в результате аграрной революции часть сельского населения, которая не смогла ни сохранить свои хозяйства, ни стать арендаторами, превращалась в свободную наемную силу с перспективой, либо стать безземельными сельскохозяйственными рабочи­ми, либо оторваться от земли и мигрировать в города в поисках работы в не­сельскохозяйственном секторе экономики. Урбанизация и рост свободной наемной силы чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Развитие капиталистического хозяйствования в результате промыш­ленной революции привело к витку экономического расслоения общества, следствием которого явилось не только ухудшение положения городских низов, но и рост числа полностью неимущих.

Сложившаяся ситуация широкого общественного недовольства, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли прогрессивно мысливших интеллектуалов, а за ними и политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих. Первым результатом попыток разрешения проблемы занятости, социальной помощи неимущим в Англии явился знаменитый закон о бедных 1834 года, который изъял у местных приходов право выдавать пособия и передал их государственным органам на содержание работных домов. В эти заведения в принудительном порядке помещали всех, признанных пауперами, независимо от того, была ли нужда вызвана временной безработицей, болезнью или преклонным воз­растом. В них был введен самый тяжелый режим, с целью заставить бедня­ков из страха попасть в работный дом искать работу на фабриках. Поскольку закон исходил из предпосылки, что бедность порождается «мошенничест­вом, ленью и расточительностью», содержание в работном доме рассматри­валось как наказание. Условия жизни здесь были сродни тюремным: грубо и плохо приготовленной пищи не хватало, детей отделяли от родителей, суп­ружеские пары разъединяли, без письменного разрешения не допускались свидания даже с родственниками, всех трудоспособных обязывали рабо­тать. Новую систему, несмотря на массовое сопротивление, ввели по всей стране. Создание работных домов не решило проблему бедняков. Многие предпочитали влачить жалкое существование, страшась одной лишь мысли попасть в это заведение. Так продолжалось на протяжении всего XIX века.

Теоретические и концептуальные основы к изучению социальной политики стали разрабатываться учеными со второй половины XIX века. Значительный вклад в осмысление принципиальных основ социальной политики, раскрытие ее признаков и характеристик внесли немецкие исследователи. Они, создав в последней четверти XIX века специальный научный «кружок по изучению социальной политики», привлекли внимание научной общественности различных стран к проблемам регулирования социальных процессов в рамках капиталистической системы. Так, В.Зомбарт, анализируя теоретические исследования социальных проблем этого периода подчеркивал: «Наблюдательный теоретик-социолог, который хотел бы осветить светом науки политику-практику, стремится внести в путаницу отдельных мероприятий смысл, единство и систему. Он различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости, таким образом, установить понятие социальной политики»[5].

Таким образом, на протяжении XIX века в Европе начинает формиро­ваться социальная политика, предусматривающая улучшение положения населения европейских стран. Острота социальных проблем подталкивала правительства озаботиться изысканием способов сохранения гражданского мира в своих странах. В 1890 году германский император Вильгельм II обра­тился к главам других государств с предложением созвать конференцию по охране труда. Она состоялась в марте 1890 года в Берлине с участием Герма­нии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Австро-Венгрии, Швейцарии, Испании и Португалии. Конференция признала желательным запрещение труда детей до 12, а в южных странах - до 10 лет, установление для детей до 14 лет 6-часового и от 14 до 16 лет - 10-часового рабочего дня. Посчитали необходимым, чтобы дети до поступления на производство получили начальное образо­вание. Решили рекомендовать введение для женщин рабочего дня не более 11 часов, а также предоставления им месячного послеродового отпуска. Признали недопустимой работу женщин и детей по воскресеньям и ночью. Относительно взрослых мужчин посчитали достаточным предоставлять им воскресный отдых. Согласились с тем, что контроль за охраной труда должны осуществлять лица, независимые как от предпринимателей, так и рабочих. Десять лет спустя, в 1900 году, в Париже был образован международ­ный союз охраны труда, который провел ряд международных конгрессов с целью выработать единые рекомендации по трудовому законодательству. После окончания Первой мировой войны, в 1919 году, в составе Лиги наций возникла Международная организация труда.

В последующие десятилетия проблемы социальной политики рассматриваются во взаимосвязи с представлениями о социальном государстве. При всем многообразии подходов, большинство ученых сходятся во мнении о наличии у современных стран социальной политики и социальной направленности государства, несущего в себе различные признаки социального. Исследователи подчеркивают, что ни в коем случае не стоит отвергать ни изучение опыта организации социальной политики в современных «государствах всеобщего благосостояния», ни анализ взглядов западных социологов на сущность и содержание социальной политики[6].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.