Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная сфера как субстанциональная основа социальной политики




В современной обществоведческой литературе понятие "социальная сфера" прочно вошло в научный оборот за последние годы. Это объясняется стремлением социологической науки более полно и широко освоить качественные характеристики социальных процессов, осуществить их системный анализ. В тоже время, сложности анализа социальной сферы связаны с тем, что в настоящее время существует ограниченное количество работ, раскрывающих данную сферу как широкую область человеческих отношений во взаимосвязи с экономическими, политическими, духовными аспектами жизнедеятельности.

Отсутствует целостное социологическое понимание и самого понятия «социальная сфера». В ряде случаев эта категория трактуется как совокупность больших социальных групп – классов, наций, народов, как важнейших компонентов общественной жизни, а не просто суммы локальных социальных образований. В основном, понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества.

В ряде случаев понятие «социальная сфера» отождествляется с непроизводственной сферой или представляют ее как своего рода промежуточное звено между экономическими и политическими системами. Многие относят социальную сферу к специфической области общественных отношений, охватывающих систему социально-классовых, национальных отношений, взаимодействия общества и личности. В это понятие включают также совокупность социальных условий и факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, их развития и совершенствования.

Отдельные авторы, пишущие на эту тему, неправомерно сужают область социальной сферы до некоей "совокупности всех услуг и работ, осуществляемых объектами социальной инфраструктуры", либо представляют социальную сферу как некий "территориально-отраслевой комплекс, складывающийся из социальной инфраструктуры и сферы социального обслуживания"[9].

Если учесть, что ключевой целью социального развития страны является рост качества жизни людей, что развитие социальной сферы, с одной стороны, направлено на повышение качества человеческого потенциала, а с другой - на обеспечение необходимой для нормального хода экономических процессов социальной стабильности в обществе[10], то собственно социальная сфера находит свое проявление как в социальной инфраструктуре и представляющем ее комплексе соответствующих отраслей, так и в том социальном пространстве, в котором реально осуществляются деятельность индивидов, их общение, взаимодействие, многочисленные социальные связи.

С позиций структурно-функционального подхода социальная сфера раскрывается в таких основных плоскостях как отношения (взаимодействие) людей с природой, экономикой; отношения с обществом, друг с другом. Первая в этом смысле охватывает "рукотворную природу", социальную сферу, ее инфраструктуру, жилищные, поселенческие и градообразующие комплексы, вторая - собственно систему общественных отношений, социальных связей, качество человеческого потенциала. Как категория, "социальная сфера" есть извечный объект социальной политики. Социальная инфраструктура в таком контексте выступает лишь элементом инструментария реализации социальной политики и управления социальной сферой.

Таким образом, социальная сфера представляет собой сложную, открытую, динамично функционирующую подсистему общества. В структурном отношении социальная сфера включает в свой состав социальных субъектов (индивиды, семьи, трудовые коллективы, территориальные общности, различные слои и группы населения), социальные организации (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры), социальные институты (законодательные, нормативно-правовые механизмы регулирования социальных отношений), иерархически соподчиненные органы управления – федеральные, региональные и муниципальные[11]. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок и очерчивается в своих границах тем социальным пространством, в рамках которого происходит воспроизводство непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги, удовлетворяются витальные и высшие потребности человека. Именно в социальной сфере обретает смысл социальная политика государства, реализуется социальная защита и социальные права человека.

Социальная сфера существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами, в совокупности связей, составляющих общества. Учитывая, что социальная сфера направлена на преобразование человека, улучшение качества его жизни, изменение положения социальных групп, она как бы пронизывает все сферы жизнедеятельности социума.

С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование, главным образом, экономической, политической и духовной сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Получается, что, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Вместе с тем, существует определенные особенности социальной сферы, которые обнаруживаются при ее сравнении с другими сферами и, прежде всего, экономической сферой. Во-первых, отличие социальной сферы от экономической заключается в онтологическом статусе человека – в статусе цели, а не средства. Целевой статус человека отличает социальную сферу и от других сфер жизнедеятельности – политической, управленческой, духовной. Даже в духовной сфере человек представляет ценность не сам по себе, а как исполнитель определенных моральных требований. Наркоман достоин осуждения в духовной сфере, тогда как в социальной сфере он заслуживает оказания помощи (психотерапевтической, психокоррекционной и т.д.).

Во-вторых, в социальной сфере человек принимается как целостная личность в многообразии его потребностей и притязаний.

В-третьих, социальная сфера ориентирована на человеческие индивидуальности, их учет и уважение к ним. Другие сферы жизнедеятельности в большей степени ориентированы на унифицированных людей (работников, граждан, физических лиц и т.д.).

В-четвертых, организационно-правовые структуры социальной сферы в своей доминирующей части находятся на бюджетном обеспечении. Однако им законодательно предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью по восполнению недостаточного объема государственного финансирования. Данные структуры осуществляют свою деятельность на основе объема ресурсопотребления, в наибольшей степени удовлетворяющего хозяйствующего субъекта, оказывающего гражданам социальные услуги (например, медико-диагностического, научно-инновационного, учебно-образовательного, жилищно-коммунального, культурно-досугового характера). Поэтому в современных российских политико-экономических условиях уровни конкурентоспособности оказываемых услуг, выполняемых работ в рамках отраслей, составляющих социальную сферу (здравоохранение, образование, культура, спорт), не имеют достаточно высоких темпов роста, какие наблюдаются в настоящее время в сфере экономики. Однако расширение круга профессиональных участников рынка, оказывающих жизненно необходимые социальные услуги гражданам за счет негосударственных хозяйствующих субъектов, на наш взгляд, существенно повлияло на конкурентоспособность социальных услуг. При этом за государством сохраняются конституционные обязанности безвозмездно представлять гражданам страны некоторые виды социальных услуг и работ.

Конструктивное воздействие экономической сферы на социальную проявляется в ее ориентации на профессиональный и личностный рост работников и, наоборот, конструктивное воздействие социальной сферы на экономическую проявляется в более полном и эффективном использовании человеческих ресурсов производства.

Качественная особенность социальной сферы определяется также коренными потребностями человека и общества как субъектов жизнии способами их удовлетворения, ибо каждая из таких потребностей (в питании, жилище, образовании, отдыхе, общении и т.д.) обеспечивается специальной деятельностью людей, определенной отраслью хозяйства страны.

Качественная особенность и потенциал социальной сферы есть производные характеристики от способа производства, достигнутого уровня экономики и культуры в целом. Следует согласиться с мнением профессора В.Р. Полозова, что «преобразования в экономике сопровождаются качественными изменениями в системе общественного труда, в отношениях между людьми в сфере труда: от возникновения новой структуры собственности, изменяющей положение и место работников и собственников в общественном производстве до новых отношений между ними по поводу роли в общественной организации труда, в характере потребления рабочей силы, оплате труда и социальной защите работников»[12].

Интегральный характер социальной сферы проявляется, прежде всего, в том, что она предстает как некое целостное пространство, среду обитания людей, образующих своими связями и отношениями определенные общности – реальные совокупности индивидов, семей, социальных слоев и групп, которые и выступают субъектами социальной деятельности и отношений, а сама она представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие человеческого сообщества.

Таким образом, в наиболее общем виде, социальная сфера представляет собой постоянно трансформирующуюся подсистему общества, в которой реализуется его социальная функция по непрерывному воспроизводству личности и обогащению людей как субъектов жизненного процесса.

В структурном отношении социальная сфера выступает как сложное образование, включающее в себя:

- сложившуюся в ходе исторического, социально-экономического и политического развития социальную структуру, как совокупность индивидов, социальных групп, слоев, других человеческих общностей;

- социальные интересы, ценности, нормы и возникающие по их поводу, отношения между элементами социальной структуры;

- социальную инфраструктуру, состоящую из систем жизнеобеспечения и социализации людей;

- институты социального управления;

- образ жизни людей.

Ее основными признаками являются: относительная самостоятельность и необходимое условие существования общества; обслуживание общества в целом; определение структуры отдельных элементов структурой социального целого; невозможность развития как отдельно взятой целостности.

Социальная сфера функционирует как общественное производство, в структуру которого входят пять взаимосвязанных элементов:

1) духовное производство – культура;

2) производство специалистов – наука и образование;

3) воспроизводство здоровья – здравоохранение и физическая культура;

4) защита малоимущих слоев населения – социальное обеспечение, борьба с криминальными элементами;

5) производство комфортных условий жизни - жилье (жилищное и коммунальное хозяйство, социально-бытовое обслуживание).

В данном контексте важную роль играет выделение коренных потребностей жизни людей и способов их удовлетворения, позволяющее представить социальную сферу в системе характеристик, выражающих ее природу и качественную особенность. Каждая такая характеристика раскрывает существенную черту этой сферы. Например, потребность в жилье и ее реальная удовлетворенность в конкретном территориальном образовании. Тоже касается и других компонентов социальной сферы. Причем способ удовлетворения показывает уровень развитости и качества данной характеристики, а единство потребности со способом ее удовлетворения составляют содержание характеристики социальной сферы.

В свою очередь, выделение характеристик социальной сферы позволяет вырабатывать их показатели, которые должны учитывать как нормативно-расчетную, так и реальную возможность удовлетворения потребности за счет созданного потенциала и способа такого удовлетворения. Следовательно, необходимо иметь показатели, фиксирующие достигнутый уровень развития социальной сферы. Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий для всех его компонентов и в то же время специфический для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием, как самого целого, так и образующих его частей. Примером еще одного противоречия, определяющего развитие социальной сферы, может стать противоречие общего и индивидуального. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому различию. Это противоречие системное, отражающее взаимодействие элементов с системой и части с целым; оно проявляется как общая закономерность диалектического процесса - раздвоения объекта на противоположные части с сохранением его как целого.

Социальная сфера, как и любая социальная система, представляет собой весьма сложное образование: в ней имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Эти зачатки вступают в противоречие с основами настоящего, и в результате разрешения противоречия рождается новое, прогрессивное.

Социальная сфера как нечто устойчивое, самостоятельное, целостное характеризуется законосообразностью, то есть наличием собственных внутренних законов развития, имеющих стохастический характер. Они проявляются как существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи явлений, процессов социального воспроизводства человека, общества и характеризуют функционирование и развитие социальной сферы как целостной системы, отражая в этой целостности системообразующие связи, выражают взаимосвязь экономических, политических, социокультурных сторон общественной жизни как компонентов конкретной социальной системы общества, ее взаимосвязи с обществом в целом.

Эти законы носят объективный характер и реализуются только через деятельность людей, научное познание которой возможно лишь при учете связи объективного и субъективного. Они действуют в совокупности с другими социальными законами: экономическими, педагогическими, психологическими и другими. К ним следует отнести законы социальных перемещений, социального сравнения, динамики социальной активности, развития социальной структуры, саморегулирования отношений на основе согласования ожиданий субъектов и другие.

Многие объективные законы и закономерности социальной сферы пока не известны и их познание является задачей специальной социологической теории. Однако можно предположить основные направления поиска. Социальная сфера города является частью целого социального организма, следовательно, можно выделить закономерности на уровне ее связей с другими сферами жизнедеятельности общества. В то же время она сама представляет сложный системный феномен, внутри которого складываются закономерные связи между компонентами, а, также между каждым элементом социальной сферы и интегральным результатом ее деятельности - социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Возможно выделение закономерностей, отражающих направления развития социальной сферы.

В условиях перехода России к рыночным отношениям сложилось кризисное состояние социальной сферы, которое проявилось в: серьезном сокращении объема и снижении качества предоставляемых населению социально-культурных услуг; недостаточном финансировании отраслей социально-культурного комплекса, ведущих к разрушению материальной базы и потере кадрового потенциала; низком техническом уровне объектов социальной сферы; отсутствии целенаправленной научно обоснованной политики реформирования социального комплекса, неразработанности четкого и эффективного механизма государственной поддержки отраслей социальной сферы в условиях мирового экономического и финансового кризиса. Но главной проблемой для отраслей социальной сферы еще остается отсутствие ясно сформулированной социальной политики, которую бы правительство последовательно поддерживало.

Поскольку социальная сфера до сих пор не в полной мере выполняет свою основную функцию – качественное воспроизводство человека, то можно говорить, во-первых, о тенденции сохранения функциональной недостаточности. Данная тенденция – не единственная, которая характеризует нынешнее состояние социальной сферы и ее изменения.

Во-вторых, происходит децентрализация социальной сферы и ее инфраструктуры. Так, многие вопросы социальной защиты решаются на региональном и местном уровнях. Разрабатываются и уже действуют региональные и городские программы социальной защиты, учреждаются региональные и местные (городские, районные, сельские) фонды социальной защиты населения. Активно формируются негосударственные структуры социальной поддержки (организации, фонды, службы и т.п.).

В-третьих, тенденция муниципализации социальной сферы, т.е. перемещения ее основной нагрузки на муниципальный, местный уровень. Это проявляется опять же в формировании муниципальной системы социальных служб. Каждый гражданин, как отмечают исследователи, сталкивается так или иначе со всеми уровнями власти, но при этом около 70% его потребностей удовлетворяется на местном уровне[13].

В-четвертых, реструктуризация социальной инфраструктуры города. «Производственный» принцип ее организации уступил место «территориальному». За исключением отдельных случаев, большинство предприятий не в состоянии содержать и развивать учреждения социально-культурного назначения, осуществлять в значительном объеме социальные программы.

В-пятых, коммерциализация социальной сферы и ее инфраструктуры – еще одна характерная тенденция их развития в условиях рыночного реформирования. Особенно заметно проявляется это в сфере образования, где значительно возрастает доля негосударственных вузов и численность студентов, обучающихся на коммерческой основе.

Таким образом, решение задач, направленных на достижение базовых принципов социально ориентированного государства, определение рациональных направлений стратегического развития социальной сферы, связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовных благ через установление эффективно функционирующей системы налогов, формирование государственного бюджета, увеличение финансирования социальных программ. Основной стратегической направленностью развития социальной сферы выступает устойчивый рост инвестиций в социально и экономически значимые проекты на базе усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой транспарентности предприятий и организаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.