Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокомментируем экономическое значение показанных коэффициентов




Воспользовавшись приведенными выше определениями, получаем следующие основные элементы стратегической модели прибыли.

Стратегическая модель прибыли.

Т.е. собственный капитал компании определяется как остаток после вычета общей суммы пассивов из общей суммы активов. Собственный капитал компании включает обыкновенные акции и нераспределенную прибыль.

Перечисленные ниже термины фигурируют в балансовом отчете, который описывает финансовое положение компании на определенный момент.

Балансовый отчет.

Отчет о прибылях и убытках.

Перечисленные показатели фигурируют в отчете о доходах – документе, отражающем финансовый результат деятельности компании.

Чистый объем продаж = Валовой объем продаж – Возвраты клиентам – Скидки клиентам.

Валовая прибыль = Чистый объем продаж – Стоимость проданных товаров.

Чистая прибыль после уплаты налогов = Валовая прибыль – Суммарные затраты – Налоги.

2. Оборачиваемость активов = Чистый объем продаж/Стоимость активов.

Общая сумма активов – это экономические ресурсы, контролируемые данной фирмой, такие как счета дебиторов (или дебиторская задолженность), товарно-материальные запасы и кассовая наличность.

3. Соотношение между заемными и собственными средствами компании=Общая сумма активов/Собственный капитал.

Общая сумма пассивов – это все долги, которые должны быть уплачены компанией в тот или иной момент времени в будущем. Краткосрочные обязательства должны быть погашены компанией в течение одного года, тогда как срок погашения долгосрочных обязательств превышает один год. Пассивы включают счета кредиторов и векселя к оплате.

Собственный капитал = Общая сумма активов – Общая сумма пассивов.

Коэффициент прибыльности = Чистая прибыль после уплаты налогов /Чистый объем продаж.

Оборачиваемость активов = Чистый объем продаж / Общая сумма активов.

Доход на активы = Коэффициент прибыльности * Оборачиваемость активов = Чистая прибыль после уплаты налогов/ Общая сумма активов.

Структура капитала или отношение между заёмными и собственными средствами компании = Общая сумма активов/Собственный капитал.

Прибыль на инвестиции, или прибыль на собственный капитал = Доход на активы * Соотношение между собственными и заёмными средствами компании = Коэффициент прибыльности * Оборачиваемость активов * Соотношение между собственными и заёмными и заемными средствами компании = Чистая прибыль после уплаты налогов/Собственный капитал компании.

Чистая прибыль после уплаты налогов/Чистый объем продаж (Коэффициент прибыльности).

Соотношение между заявленной чистой прибылью после уплаты налогов и объёмом продаж свидетельствует о способности руководства компании возместить затраты на продажу продукции или предоставление услуг, расходы на обеспечение функционирования предприятия (в том числе амортизационные отчисления) и стоимость заемных фондов за счет доходов, полученных в течение определённого периода, а также о его умении зарезервировать часть прибыли в качестве разумной компенсации владельцам за предоставление ими капитала при наличие определенного риска. Соотношение чистой прибыли и объёма продаж, в сущности, отражает эффективность соотношения затрат и цен в деятельности данного предприятия. Из информации, приведённой при комментировании стратегической модели прибыли, видно, что валовая прибыль и суммарные затраты (состоящие из обще фирменных расходов и затрат на выплату процентов) являются основными элементами при определении коэффициента прибыльности.

Чистый объем продаж/Общая сумма активов (Оборачиваемость активов).

Несмотря на то, что коэффициент прибыльности показывает, насколько успешна деятельность фирмы при определённом уровне продаж, она не отражает эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов (или активов). Величина чистой прибыли может представляться совершенно удовлетворительной с точки зрения объёма продаж, обеспечиваемого этой фирмой; однако объём продаж может оказаться недостаточным по отношению к торговой мощности – величине капитала, инвестированного в активы фирмы, используемые для обеспечения продаж. Отношение чистого объёма продаж к общей сумме активов является показателем эффективности использования капитала руководством фирмы и может, например, свидетельствовать о наличии тенденции перенакопления активов, особенно товарных запасов и дебиторской задолженности (в компаниях, занимающихся оптовой и розничной торговлей). Этот показатель (иногда называемый коэффициентом оборачиваемости товарных запасов) является ключевым элементом при определении размера активов, требуемых, для обеспечения заданного уровня сбыта или, наоборот, объёмов продаж в денежном выражении, полученных на каждый рубль инвестиций.

Чистая прибыль после уплаты налогов/Общая сумма активов (доход на активы).

Ни коэффициент прибыльности (чистая прибыль после уплаты налогов/чистый объём продаж), ни коэффициент оборачиваемости (чистый объём продаж/общая сумма активов) сами по себе не могут служить адекватными показателями эффективности деятельности фирмы. Коэффициент прибыльности игнорирует эффективность использования активов, тогда как коэффициент оборачиваемости не учитывает рентабельность продаж. Со всеми этими проблемами справляется коэффициент дохода на активы (Return On Assets Ratio – ROA), или доходность. Повысить доходность фирмы удается в том случае, если повышается оборачиваемость активов, повышается коэффициент прибыльности, или происходит и то и другое. Взаимосвязь этих показателей отражена в SPM. Две фирмы с разными показателями оборачиваемости активов и коэффициента прибыльности могут иметь одинаковую доходность. Если, например, оборачиваемость активов у оптового торговца А равняется 4:1, а коэффициент прибыльности – 3 %, тогда как оборачиваемость активов у оптового торговца В равняется 1,5:1, а коэффициент прибыльности – 8 %, то доходность этих оптовых торговцев одинакова – 12 % - несмотря на огромные различия в характере их функционирования. Таким образом, доходность можно повысить, повысив доходы от продаж за счёт использования более высоких цен (и, вероятно, сокращения объёмов продажи) или больших объёмов продажи (вероятно, по более низким ценам). Эти меры могут повысить коэффициент прибыльности и оборачиваемости товарных запасов. Затраты можно сокращать до тех пор, пока это не отражается на качестве продукции или услуг, а коэффициент прибыльности можно повышать за счет улучшения контроля. Объём задействованного капитала можно сокращать путём повышения оборачиваемости товарных запасов и дебиторской задолженности, а также путём более эффективного использования основных средств.

Общая сумма активов/Собственный капитал (соотношение между собственными и заёмными средствами компании).

Отношение общей суммы активов к собственному капиталу показывает степень зависимости фирмы от заёмных средств, используемых ею для краткосрочных и долгосрочных целей. Собственный капитал фирмы – это то, что остаётся после вычета обязательств или пассивов фирмы из её активов. В акционерном обществе открытого типа двумя видами собственного капитала являются обычные акции и нераспределённая прибыль. Таким образом, эта компания может аккумулировать средства двумя способами: выпуская акции (и, следовательно, снижая соотношение между заёмными и собственными средствами) или выпуская долговые обязательства (и повышая, таким образом, соотношение между заёмными и собственными средствами).

Чем ниже соотношение между заёмными и собственными средствами компании, тем большую финансовую поддержку получает эта фирма со стороны собственного или акционерного капитала (в отличие от привлечённого капитала). Низкое соотношение между заёмными и собственными средствами фирмы свидетельствует о её высокой платежеспособности, о стремлении руководства фирмы полагаться на собственный капитал для финансирования, однако это же может свидетельствовать и о боязни риска и консервативности руководства фирмы. Привлечённый капитал требует постоянных выплат по процентным ставкам в строго определённые сроки и постепенного погашения долга; кроме того, существует угроза судебного преследования со стороны кредиторов в случае, если долг не будет своевременно погашен. С другой стороны, дивиденды на собственный капитал выплачиваются по усмотрению директоров фирмы; к тому же, нет необходимости возвращать капитал акционерам.

Однако собственный капитал, как правило, обходится дороже, чем привлечённый. Таким образом, поддерживая чересчур высокое соотношение между собственным и привлечённым капиталом, компания может лишить себя возможности извлечения выгоды из акционерного капитала (применения так называемого «принципа рычага» или «левереджа»), отказываясь заимствовать средства по относительно низким процентным ставкам и использовать их для получения более высокой нормы прибыли. Следовательно, «агрессивно настроенное» руководство фирмы охотно пользуется привлечённым капиталом, поскольку, если существует какая-то разница между ставкой процента и нормой прибыли на фоне крупных инвестиций, руководство может повысить доход в расчёте на одну акцию, не увеличивая при этом количество выпущенных обычных акций.

Пример. Для рассмотрения взаимосвязи между финансовой структурой компании и прибылью, получаемой на инвестиции акционеров, сравним две компании, которые имеют 300000 долл. операционной прибыли. Обе компании имеют общие суммы активов по 800000 долл., однако у них разные структуры капитала. У одной компании нет долгов; другая использует заёмные средства в размере 400000 долл.

Таблица 1.- Сравнительная структура капитала компаний А и Б, долл.

Структура капитала А Б
Всего активов    
Всего обязательств -  
Акционерный капитал    
Всего обязательств и акционерного капитала    

Фирма Б выплачивает 10% ставку за заёмные средства. Сравнительные отчеты о прибылях и убытках, а также рентабельность акционерного капитала для А и Б представлены в табл.2.

Таблица 2. – Сравнительные отчеты о прибылях и убытках и рентабельность акционерного капитала компаний А и Б, долл., %

Показатели А Б
Операционная прибыль    
Расходы на выплату процентов - (40000)
Прибыль до налогообложения    
Налоги (30% принято) (90000) (78000)
Чистая прибыль после налогообложения    
Рентабельность акционерного капитала 26,25% 45.5%



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.