Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на их основе использования, то ее можно считать оптимальной.
2.
Организационно-экономические
(правовые), или
внутринациональные
На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностях экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Определяемые наукой в настоящее время
3.
Всеобщие, или
фундаментальные
Используются в податных системах стран мирового сообщества. Это и есть подсистема общенациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства.
4.
Функциональные, или экономические
организационно-правовые
Это принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени.
Таблица 5
Значение современных принципов налогообложения
№ п/п
Принцип
Определение
Подходы
1.
Равенства и
справедливости
Распределение налогового бремени должно быть равным, т.е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну
1. уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения
2. способность налогоплательщика – платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.
2.
Стабильности
налоговых ставок
Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения этого принципа
Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
3.
Одновременности
В нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами.
Один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Продолжение табл. 5
4.
Четкого разделения налогов по уровням государственного управления.
Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение этого принципа
Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
5.
Универсализации
Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями
1. налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности
2. должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения
6.
Дифференциации ставок
Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика
Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.
7.
Эффективности
Этот принцип вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности
1. налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным
2. налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны
3. не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны
4. налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов
5. налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества
6. максимальная эффективность каждого конкретного налога
Окончание табл. 5
8.
Разумного сочетания прямых и косвенных налогов
Используется все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы
Использование данного принципа важно для стабильности финансов государства
9.
Четкого разделения налогов по уровням государственного управления.
Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение этого принципа
Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и означает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
10.
Удобства и времени взимания налога
Каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика
Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен
Таблица 6
Функции налогообложения
Функции
Краткое описание
Функции налоговявляются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Каждая из выполняемых функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Фискальная
Изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная
Выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества.
Регулирующая
Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
- стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов;
- дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов.
- подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей
Окончание табл. 6
Контрольная
Государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление