Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ




"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в

сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере

охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья

граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп

населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти

Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций,

индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере

охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических

работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном

законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие

основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального

благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также

расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер

политического, экономического, правового, социального, научного,

медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического

(профилактического), характера, осуществляемых органами государственной

власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их

должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики

заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья

каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни,

предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на

поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя

предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс

медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и

лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное

законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по

отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние

человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую,

лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и

(или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание

беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и

укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа

жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний,

их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и

развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье

человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на

распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия

заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента,

данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных,

патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза,

выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением

этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по

назначению медицинского работника, целью которых является устранение или

облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний

пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и

качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская

помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо

от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по

оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз,

медицинских осмотров и медицинских освидетельствований,

санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и

профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой)

органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов

в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от

организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного

(уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании

лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие

деятельность медицинских организаций, распространяются на иные

юридические лица независимо от организационно-правовой формы,

осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую

деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейсямедицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели,

осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от

организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую

деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами,

аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к

фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные

предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет

медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в

трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление

медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является

индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим

медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет

фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в

трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными

средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля

лекарственными препаратами для медицинского применения (далее -

лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по

организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в

период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных

факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности

адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при

одновременном изменении защитно-компенсаторных и

защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с

воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие

оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в

связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания

медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни

и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной

смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет

причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в

степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на

работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной

смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий

степень поражения органов и (или) систем организма человека либо

нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их

осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик,

отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность

выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при

оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного

результата.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на

Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального

закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных

нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных

законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и

иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны

противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в

других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской

Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской

Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы

настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют

право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране

здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими

федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным

законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила

международного договора.

 

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

 

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение

связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного

самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в

сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе

признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с

общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от

пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний,

состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм

дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской

помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и

гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников

медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического

состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных

традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом

рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских

организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и

обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских

организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и

пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом

состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов

иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при

оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской

Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны

здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции

взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими

организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

 

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших

и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия

подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую

правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при

оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные

организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны

здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и

реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и

лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности,

формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и

принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей

лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного

питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы

государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со

своими полномочиями создают и развивают медицинские организации,

оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных

условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и

возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а

также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых,

оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических,

организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное

обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального

страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в

соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и

уходе в случае заболевания (состояния), установления временной

нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных

законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,

медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в

целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,

должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий

ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья,

установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу

приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем

их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в

соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов

медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема

медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской

Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной

системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных

объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей

населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп

населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными

возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования

медицинским работником средств связи или транспортных средств для

перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях,

угрожающих его жизни и здоровью.

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой

государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской

помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией,

участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой

медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской

организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и

бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей

статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут

ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа

жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака,

предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических

средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению

заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и

борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров,

диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан

в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской

помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при

его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную

тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали

известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных

обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4

настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя

допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим

гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского

обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их

опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в

иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без

согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения

гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить

свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего

Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых

отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с

проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу

органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного

наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного,

осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица,

освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в

соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального

закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста,

установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для

информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении

пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать,

что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам

военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных

(врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в

которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней

служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и

профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе

размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания

медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской

Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного

социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности

медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.