КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для развития восприятия у детей младшего школьного возраста
Задание 1. 1. Для проведения тренировочных занятий по улучшению показателей скорости и точности восприятия можно использовать 100-клеточную таблицу с графическими изображениями: Задания школьнику: а) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)? б) Сколько раз встречается знак «минус» (—)? в) Сколько раз встречается такая черта (/)? г) Сколько раз встречается точка (.)? д) Сколько раз встречается знак деления (:)? е) Сколько раз встречается знак «равно» (==)? ж) Сколько раз встречается знак умножения (х)? з) Сколько раз встречается такая косая черта (/)?
Задание 2. 2. Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы. Задания школьнику: Постарайся как можно быстрее сосчитать: а) Сколько раз встречается круг? б) Сколько раз встречается квадрат? в) Сколько раз встречается треугольник? г) Сколько раз встречается ромб? д) Сколько раз встречается прямоугольник? Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Задание3. 3. Для тренировки восприятия можно воспользоваться и матрицей, содержащей геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета. Задания школьнику: а) Сколько раз встречаются белые квадраты? б) Сколько раз встречаются черные квадраты? г) Сколько раз встречаются черные круги? д) Сколько раз встречаются белые треугольники? е) Сколько раз встречаются черные треугольники и т. д. Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера. Точность восприятия можно определить по формуле:
Задание 4. 4. Для улучшения скорости и точности восприятия можно также воспользоваться 100-клеточной таблицей с набором букв. Задания школьнику: а) Сколько раз встречается буква А? б) Сколько раз встречается буква 0? в) Сколько раз встречается буква И? г) Сколько раз встречается буква Н? д) Сколько раз встречается буква Л? е) Сколько раз встречается буква В?
Задание 5. 5. Для тренировки восприятия целесообразно также использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера. Задания школьнику: а) Сколько раз встречается маленький квадрат? б) Сколько раз встречается большой квадрат? в) Сколько раз встречается большой круг? г) Сколько раз встречается маленький круг? Задание 6. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов. На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке? Ответ: 22.
Задание 7. Упражнение «Круг», для развития восприятия круга у младших школьников. Как называются окна в самолете? Ответ: иллюминаторы. Какую форму они имеют? Назовите предметы, имеющие форму круга. Дети должны перечислить известные им предметы: блюдца, часы, пуговицы, монеты и др. Какие предметы или фигуры можно получить, если сложить несколько кругов разной или одинаковой величины? Попросите детей нарисовать как можно больше предметов, используя в качестве основной фигуры круг. д) Сколько раз встречается большой треугольник? е) Сколько раз встречается маленький треугольник? Эти задания можно предлагать неоднократно через определенный интервал времени. Можно проследить динамику показателей скорости и точности восприятия у ребенка. Задание 8. Упражнение «Прямоугольники» направлено на развитие восприятия формы прямоугольника у младших школьников. На рисунке изображены прямоугольники. Вопрос к детям: Сколько прямоугольников изображено на чертеже? Ответ: 12. Задание 9. Упражнение «Четырехугольники» для развития восприятия геометрических фигур. На рисунке изображены четырехугольники:
Вопрос к детям: 1) Сколько здесь прямгоуольников? (Ответ: 4.) 2) Сколько квадратов? (Ответ: 1.)
Задание 10. Упражнение на развитие восприятия треугольника. Задание: изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник. НАПРИМЕР: Задание 11. Задание на развитие восприятия треугольника. Сколько треугольников изображено на каждом из рисунков?
Задание 12. На развитие восприятия формы и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?» Б В Ответы: А, Д, Е — состоят из трех элементов. В, Б, Г, Е — построены из прямых линий. А, Б, Е — прямоугольники. А, Д — пересекающиеся. В, Г — по одному предмету. В, Д — округлые. В, Г, Е — заштрихованные. Задание 13. Упражнение «.геометрические фигуры», направленное на развитие восприятия формы предметов у младших школьников.
На плакате, на доске при работе в классе или в книге ребенку или детям-школьникам предлагаются карточки с рисунками и геометрическими фигурами. Задание учащимся: 1) Определите, сколько на карточках треугольников. 2) Определите, сколько на карточках квадратов. 3) Определите, сколько на карточках кружков.
Задание 14. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания: а) Составьте из 12 палочек 5 квадратов. Далее задание ребенку: — убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось; — переложи 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата; — переложи 4 палочки так, что стало 3 квадрата. б) Из 4-х палочек сложить 3 треугольника. Ответ: в) Из 5 палочек построить два треугольника. Ответ:
Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов Игра «что в свертке». Для участия в игре все ребята разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5—6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в свертке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается 10 баллов.
Игра «взвесь в руках». Для проведения этой игры понадобятся 10 предметов, которые заранее взвешиваются. Участники игры опять разбиваются на две команды. Ведущий приносит заранее гирьки весом 50, 20 и 5 граммов. Команды получают для взвешивания в руках 5 различных предметов. Например, 2 ручки, карандаш, ластик, тетрадь. Каждый член команды должен взвесить все эти предметы на ладони и сравнить с весом гирь, затем команда определяет, каков же вес предметов, и о полученных результатах сообщает ведущему. Та команда, которая более точ-но определила вес предметов, выигрывает. За каждый правильно названный вес предмета команда получает 10 баллов.
Игра «ИЗМЕРЯЕМ НА ГЛАЗОК» Данная игра развивает восприятие величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку. Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-либо предмет. По 2—3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину. Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом. За почти точное воспроизведение — 5 баллов. За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очков ' не начисляется. Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, команда получает 3 балла.
Игра «РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР». Играют две команды. Ведущий предлагает одному из членов каждой команды отметить на доске рост своего товарища от пола, а затем и размах рук. После этого ведущий, проведя с помощью помощников измерение, отмечает действительные размеры роста и размаха рук школьников. При почти полном совпадении результатов команде дается 5 баллов. Если отмечается значительное отклонение в размерах, отмеченных участником игры и истинных, очков команда не получает. Эту игру можно провести 2—3 раза. Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска белой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить границы каждой части ручкой. При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.
Игра «ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА». Играют две команды. Каждая команда чертит для другой на доске 3 отрезка любой длины. Получив таким образом задание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске. Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов (максимальное количество баллов — 15). За небольшое отклонение от истинного результата команда получает 2 балла.
Игра «ОПРЕДЕЛИ РАЗМЕР НА ОЩУПЬ» Все участники игры делятся на две команды. Одному из членов каждой команды завязывают глаза и просят на ощупь определить размер какого-либо предмета. За правильное определение размеров предмета — 5 баллов. Ведущему следует приготовить для проведения этой игры несколько предметов. Игру можно провести 3—4 раза, чтобы как можно большее число участников попыталось с завязанными глазами на ощупь определить размеры предметов.
Игра «РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ». Эту игру можно проводить во время экскурсии, туристического похода, а также и в обычном помещении. Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Ведущий дает следующее задание: Составьте списки предметов: а) красного цвета, б) черного цвета, в) зеленого цвета, г) круглых, д) прямоугольных, е) деревянных, ж) металлических, з) каменных, и) начинающихся с буквы К, к) начинающихся с буквы М? За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется 5 баллов.
Игра «ЧТО ЭТО ЗА КАРТИНА?» Для участия в игре дети разделяются на две команды. Для проведения этой игры потребуется репродукция какой-либо картины, показывает ее ведущий не целиком, а сначала только какой-либо фрагмент. Участники игры по одному из фрагментов должны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному фрагменту, следует добавить еще один и т. д. Какая из команд первой правильно дает название картины, та и побеждает в этой игре.
Игра «САМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ». Ребята делятся на две команды. Ведущий к доске прикрепляет 2 репродукции картин (для каждой из команд). В течение 5 минут ребята рассматривают репродукции, каждая команда свою, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды. Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве вопросов команды договариваются заранее. Какая команда отвечает более полно на все вопросы, та и побеждает в этой игре.
Игра «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ?» Играют две команды. Игру можно провести 3—4 раза. Для этого потребуется 3—4 незнакомых картины. От каждой из команд приглашается по одному участнику. На стол предварительно кладется незнакомая картина, которая закрывается листом бумаги вдвое больше картины. В самой середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 2 см. Рассматривать картину можно, только передвигая отверстие по картине. Оба участника рассматривают картину одновременно, но каждый водит лист по картине лишь в течение одной минуты. Потом каждый из участников должен рассказать о том, что изображено на картине. За более полный и точный рассказ — большее количество баллов.
Игры на развитие восприятия у детей младшего школьного возраста можно проводить и дома, участниками таких игр становится ребенок и взрослые члены семьи. Если в семье несколько детей младшего школьного или подросткового возраста, то игры будут полезны для всех.
Игра «что в свертке?» Взрослый заранее готовит несколько свертков с предметами сложной формы. Ребенок, не развертывая предметов, должен попытаться назвать их. За правильно названные 2—3 предмета можно вручить ребенку какой-либо приз. Призом может быть и один из правильно названных завернутых предметов.
Игра «взвесь в руках» Также с успехом может проводиться родителями дома. Предметы (например, тетрадь, ручка, ластик, значок) должны быть предварительно взвешены. Если родители не могут найти гирьки, можно воспользоваться для взвешивания легких предметов в руках монетами старого образца. Известно, что 1-копеечная монета весит 1 грамм, а 5-копеечная -5 граммов. В игре могут принять участие все члены семьи, кроме ведущего, которому известен вес предметов. Ведущий оценивает правильность результатов и называет победителя в игре.
Игра «ИЗМЕРЯЕМ НА ГЛАЗОК» Для организации игры дома необходимо предложить ребенку для рассмотрения какой-либо не очень большой предмет, а зарисовать его в полную величину нужно не на доске, а на стандартном листе бумаги. Взрослый сравнивает рисунок с предметом. За почти точное вопроизведение ребенок заслуживает похвалу. Если воспроизведение предмета недостаточно точно, следует повторить игру, предложив для измерения «на глазок» другой предмет.
Игра «РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР». Попросите вашего ребенка дома на глаз определить и отметить, например, карандашом на косяке двери рост каждого из членов семьи. Потом проверьте, насколько ребенок ошибся. Это упражнение можно повторить, когда к вам приходят в гости близкие друзья или родные. Ребенок может на глаз определить их рост. Игра «делим на части» Очень легко можно организовать дома. Кто-либо из родителей может приготовить полоску белой гладкой бумаги, а далее попросить ребенка разделить полоску, не сгибая, на 4 части. Затем взрослый просит, ребенка проверить правильность выполнения задания сгибанием листа. Если отметки ручкой и места сгибов совпадают, то восприятие величины сформировано хорошо. В другой раз можно предложить ребенку разделить полоску бумаги на 6 частей и т. д.
Игра «определи длину отрезка» Для проведения с ребенком дома игры потребуется лист -бумаги, на котором взрослый предварительно чертит 3 отрезка любой длины. Задание ребенку — определить длину каждого отрезка на глаз. Будет правильным включить элемент соревнования. Допустим, сам взрослый предварительно не измеряет длину отрезков, тогда он тоже сможет вместе с ребенком на глаз определить длину отрезков. В игре побеждает тот, кто более точно назвал длину отрезков.
Игра «ОПРЕДЕЛИ РАЗМЕР НА ОЩУПЬ». Для проведения ее дома взрослый должен приготовить несколько предметов и плотную непрозрачную косынку. Ребенку завязывают глаза и просят на ощупь определить размер каждого из предметов (например, одной из линеек, зубной щетки, расчески и т. д.). Эту игру можно проводить несколько раз, добавляя новые предметы.
Игра «РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ» Если проводить эту игру индивидуально с ребенком дома, то он может совершенно по-новому посмотреть на окружающие его предметы. Задания могут быть теми же самыми. Взрослый может. играть вместе с ребенком, а затем сравнить списки и по каждой позиции определить победителя.
Игра «что это за картина?» Взрослый должен заранее приготовить репродукцию какой-либо известной картины, а может быть и не одну («Богатыри», «Тройка», «Девочка с персиками» и др.). Предъявлять картину нужно ребенку частями, по фрагментам. Эта игра формирует целостность восприятия.
Игра «САМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ» При проведении дома будет выглядеть несколько иначе. На 5 минут ребенку предлагается для рассмотрения какая-либо картина. Затем взрослый ее убирает и задает 10 вопросов о деталях картины. Эту игру можно повторять, предлагая для наблюдения другую картину.
Игра «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ?» Взрослый заранее должен приготовить репродукцию незнакомой картины. Закройте ее листом, который вдвое больше картины. В середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 2 см. Через это отверстие ребенок 2 минуты рассматривает картину. После этого он должен рассказать, что изображено на картине.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 25477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |