![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1
ЗАДАНИЯ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [1] Н.Л. Глинка. Общая химия. - М.: Интеграл-пресс, 2005 и др. годы изд. [2] Н.В. Коровин. Общая химия. - М.: Высшая школа, 2006 и др. годы изд. [3] Н.Л. Глинка. Задачи и упражнения по общей химии. - Л.: Химия, 2000 и др. годы изд. [4] В.В. Денисов, Т.И. Дрововозова, И.Н. Лозановская и др. Химия. -М., Ростов-на-Дону: Издат. центр. "Март Т", 2003 и др. годы изд.
Задание 1. Строение атома и периодическая система элементов(по разделу стандарта: химия и периодическая система элементов) Рекомендуемая литература: [1], § 2.1-2.6, 3.1-3.4; [2], § 1.1-1.5; [3], гл. III; [4], гл. 3; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Определение атома и молекулы. 1.2. Определение химического элемента. 1.3. Какие вещества называются простыми, и какие – сложными. 1.4. Из каких частиц состоят атомы химических элементов; какой условный заряд и относительную массу имеет каждая из них. 1.5. Определение изотопов; как найти число нейтронов в ядре атома. 1.6. Почему любой атом электронейтрален (не имеет заряда); каково соотношение между числом электронов и протонов в атоме любого элемента. Как можно определить массу атома, зная количество составляющих его элементарных частиц. 1.7. Каковы физический смысл и возможные значения главного квантового числа n; на что указывает величина этого числа. 1.8. Что представляют собой энергетические подуровни и каких видов они бывают; каковы физический смысл и возможные значения орбитального квантового числа l, на что указывает величина этого числа. 1.9. Каковы физический смысл и возможные значения магнитного (ml) и спинового (ms) квантовых чисел; на что указывает величина магнитного квантового числа. 1.10. Что называется атомной орбиталью; какова геометрическая форма атомных орбиталей различного вида (s-, p- и d-орбиталей). Сколько атомных орбиталей каждого вида может находиться на соответствующем энергетическом подуровне, и каково их расположение в пространстве относительно оси координат. 1.11. Какой электрон в составе любого атома называют формирующим; какие электронные семейства элементов существуют в зависимости от типа формирующего электрона; как определяется принадлежность элемента к тому или иному электронному семейству. 1.12. Каковы основные принципы формирования электронных оболочек атомов (принцип наименьшей энергии с использованием двух правил Клечковского, принцип Паули, правило Гунда). 1.13. В чем состоит сущность и различия известных способов изображения электронных оболочек атомов (в виде электронных структур, электронных формул, электронно-графических схем). 1.14. Чем различаются нормальное и возбужденное состояния атомов. Каковы условия и правила перехода атомов в возбужденное состояние; чем определяется возможность атомов многих элементов находиться в нескольких возбужденных состояниях. 1.15. Какие электроны называют валентными, и что представляет собой валентность; каким образом определяются валентные электроны (их число, расположение в атоме, вид орбиталей), а также возможные значения валентности атома любого элемента. 1.16. Что представляет собой степень окисления и в чем ее сходство с валентностью; каковы принципиальные различия между этими понятиями. Каким образом прогнозируют возможные степени окисления атомов, находящихся в нормальном и возбужденном состояниях. 1.17. Какую степень окисления имеет любой свободный атом элемента (не входящий в состав какой-либо молекулы); на что указывает знак (положительный или отрицательный) степени окисления. 1.18. Какова структура Периодической системы Д.И. Менделеева. 1.19. На что указывает номер периода и номер группы в Периодической системе. 1.20. Какие элементы называются электронными аналогами (уметь привести примеры); на чем основано деление групп на главные и побочные подгруппы, и на что указывает положение элемента в главной или побочной подгруппах. 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: Даны химические элементы (табл. 3.1). 2.1. Дайте характеристику элемента в Вашем варианте, заполнив таблицу 3.2. При ответе используйте современную теорию строения атома и Периодическую систему элементов. 2.2. Приведите значения квантовых чисел для валентных электронов данного атома. 2.3. Сформулируйте принципы формирования электронных оболочек атомов и используйте их далее для ответов по п.п. 2.4 и 2.5. 2.4. Представьте полную электронную формулу атома данного элемента и подчеркните в ней валентные электроны. 2.5. Составьте электронно-графическую схему атома данного элемента в нормальном и возбужденном состояниях (при этом все возможные возбужденные состояния атома данного элемента изобразите только для его валентных электронов). 2.6. Укажите, что называется степенью окисления и валентностью элемента; как находятся максимальная и минимальная степени окисления и максимальная валентность, исходя из положения элемента в Периодической системе? 2.7. Определите все возможные значения валентности и степени окисления данного элемента на основе ответов на п.п. 2.4 и 2.5. 2.8. Укажите, к какому электронному семейству относится данный элемент, и по какому признаку Вы это определили. 2.9. Укажите, какие элементы называются электронными аналогами и перечислите их для данного элемента.
Таблица 3.1
Таблица 3.2
Задание 2. Химическая связь и строение молекул(по разделу стандарта: химическая связь) Рекомендуемая литература: [1], § 4.1-4.6; [2], § 2.1-2.5, 3.1, 3.2; [3], гл. IV; [4], гл.4; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Что является причиной образования химической связи между атомами химических элементов. 1.2. Какие разновидности химических связей существуют. 1.3. Каковы современные представления о механизме образования ковалентной связи (с точки зрения метода валентных связей и метода молекулярных орбиталей). В чем различие между обменным и донорно-акцепторным механизмами образования ковалентных связей. 1.4. Какова сущность каждой из основных характеристик ковалентной связи (энергия связи, длина, валентный угол, кратность связи, насыщаемость, полярность, поляризуемость, направленность). 1.5. Какова сущность понятия "электроотрицательность атома". В каких случаях ковалентная связь является полярной, а в каких – неполярной; Что характеризуют дипольный момент связи и его вектор; как математически выражается электрический момент диполя. 1.6. Какие атомные орбитали и каким образом перекрываются при образовании s- и p- связей; какая из этих двух типов связи является более прочной и почему. 1.7. Какую связь называют ионной; каковы ее особенности по сравнению с ковалентной связью. 1.8. При каких значениях разности относительных электроотрицательностей двух связанных атомов связь является полярной ковалентной, а при каких ее относят к ионной связи. 1.9. Что собой представляет гибридизация атомных орбиталей, почему и в каких случаях она имеет место. 1.10. Какие виды атомных орбиталей могут подвергаться гибридизации; каковы сущность и схемы гибридизации s- и p-орбиталей атома при sp-, sp2-, sp3-гибридизациях. Какова геометрическая форма и пространственная направленность таких гибридных орбиталей. 1.11. Какова взаимосвязь между типом гибридизации орбиталей центрального атома молекулы (Э) и геометрической формой молекулы общего вида Э(Х)2, Э(Х)3, Э(Х)4. 1.12. Как оценивается полярность молекулы. 1.13. В каких случаях молекулы типа Э(Х)3 и Э(Х)2, имеют пирамидальную или соответственно угловую форму и почему. 1.14. В каких случаях и как образуется водородная связь. Каким образом она вдияет на свойства веществ (Тпл, Ткип и др.). 1.15. В чем особенность кристаллического строения вещества, какие типы связи возникают между химическими частицами, образующими ионные, молекулярные и атомные типы решеток (уметь привести примеры). 1.17. Как образуется металлическая связь, и каково ее влияние на свойства веществ. 1.18. Что представляют собой межмолекулярные связи и их разновидности.
2. Письменное задание для контроля усвоения темы: 2.1. Для элемента, данного Вам в таблице 3.1 (см. задание 1), и с учетом Вашего ответа на задание 1: – если дан s- или p-элемент: составьте формулы его высшего оксида и соединения с водородом; – если дан d-элемент: составьте формулы его высшего оксида и соединения с галогеном. 2.2. Дайте характеристику этих веществ, заполнив таблицу 3.3 (ответы дайте на вопросы в каждой графе).
Таблица 3.3
2.3. Дайте обоснование своих ответов на вопросы по п.п. 5-7. 2.4. Что представляет собой гибридизация атомных орбиталей и почему она имеет (или не имеет) место в рассматриваемой Вами молекуле (п. 6). 2.5. Как прогнозируются полярности отдельных связей и молекулы в целом. Подтвердите это ответами на вопросы по п.п. 5 и 7. 2.6. Укажите характер высшего оксида (кислотный, основный, амфотерный) и соединения с водородом (гидрид или элементоводородное соединение) и обоснуйте свой ответ. 2.7. Приведите брутто-формулы других возможных оксидов данного элемента и укажите их характер (с обоснованием).
Задание 3. Прогнозирование свойств элементов и их соединений на основе положения элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева (по разделам стандарта: химия и периодическая система элементов) Рекомендуемая литература: [1], гл. 3; [2], § 1.4, 1.5; [3], гл. XI; [4], гл. 3; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Как формулируется Периодический закон в современной трактовке. 1.2. Что представляют собой и как изменяются в периодах и группах радиусы атомов элементов и почему (уметь привести примеры).1.4. Как теория строения атома объясняет деление элементов: а) на металлы и неметаллы; б) на электронные семейства. Где в Периодической системе располагаются металлы, и где – неметаллы. 1.3. Что представляют собой энергия ионизации и энергия сродства к электрону, и как они изменяются в периодах и группах и почему (уметь привести примеры). 1.4. Что представляет собой относительная электроотрицательность атомов; как она изменяется в периодах и группах и почему (уметь привести примеры). 1.5. Как теория строения атома объясняет деление элементов: а) на металлы и неметаллы; б) на электронные семейства. 1.6. Где в Периодической системе располагаются s-, p-, d- и f-элементы. 1.7. Как изменяются в периодах и группах электроотрицательность, металлические и неметаллические, окислительные и восстановительные свойства элементов, а также кислотно-основные свойства оксидов элементов и почему. 1.8. Как изменяются в периодах и группах кислотно-основные свойства оксидов элементов и характер их соединений с водородом и почему. 1.9. Почему свойства элементов и их соединений периодически повторяются, и как это согласуется со строением атома и Периодическим законом. 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: Даны ряды элементов (табл. 3.4). 2.1. Для приведенного в Вашем варианте в таблице 3.4 ряда заполните таблицу 3.5, указав в ней, как от первого к третьему элементу изменяются (усиливаются или ослабляются) рассматриваемые характеристики атомов элементов. Таблица 3.4
Таблица 3.5
2.2. Дайте определение сущности всех указанных в таблице характеристик атомов элементов. 2.3. Укажите, где в Периодической системе (в одном периоде или в группе, в подгруппе) находятся данные элементы. 2.4. Объясните, почему у данных Вам элементов указанные характеристики их атомов изменяются в приведенной Вами последовательности. 2.5. Укажите: – какой элемент в Периодической системе имеет самую высокую электроотрицательность и является самым активным неметаллом и почему; – какой элемент в Периодической системе имеет самую низкую электроотрицательность и является самым активным металлом и почему. 2.6. Напишите формулы всех возможных оксидов данных элементов, определите степени окисления их атомов, укажите и обоснуйте тип (характер) оксидов исходя из строения и характеристик центрального элемента, изобразите формулы гидроксидов, соответствующих этим оксидам, и укажите их тип (характер). 2.7. Напишите формулы соединений данных элементов с водородом, определите степени окисления атомов всех элементов, укажите тип соединения с водородом (элементоводород или гидрид). Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. Классы и типичные реакции обменного разложения неорганических соединений(по разделам стандарта: реакционная способность веществ; классы неорганических соединений; химия элементов и их соединений) Рекомендуемая литература: [1], гл. 1, § 1.4; [2], § 8.3; [3], гл. II; [4], гл. II, § 2; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ:
1.1. Что представляют собой реакции обменного разложения, по каким признакам они выявляются и классифицируются (уметь привести примеры). 1.2. По каким признакам химические соединения подразделяются на органические и неорганические. 1.3. Чем различаются между собой простые и сложные химические соединения; как подразделяются сложные соединения по числу составляющих их атомов. 1.4. Каков химический состав и строение следующих классов соединений: соединения элементов с водородом; нитриды, фосфиды, сульфиды, карбиды, галиды; оксиды, гидроксиды; пероксиды; соли (средние, кислые, основные), истинные комплексные соединения. 1.5. Как определить тип (характер): соединений элементов с водородом (гидрид или элементоводород), оксидов и гидроксидов (основные, кислотные, амфотерные) на основании строения атомов элементов и с использованием значений электроотрицательности и степеней окисления атомов. 1.6. Как определить кислоту и основание с точки зрения протонной теории и с позиций электронной теории Льюиса. 1.7. Как изменяются кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов в периодах и подгруппах и почему. 1.8. Как с помощью реакций кислотно-основного взаимодействия доказывается тип (характер) оксидов и гидроксидов: основный, кислотный, амфотерный, безразличный (несолеобразующий) (уметь написать молекулярные уравнения этих реакций, используя в качестве вторых реагентов оксид, кислоту или основание). 1.9. Как подразделяются и называются по числу атомов водорода кислоты и по числу гидроксильных групп – основания. 1.10. Какие по составу кислоты могут образовать кислые соли, а какие основания – основные соли; какие общие названия носят такие кислоты и соответственно – основания. 1.11. Какие вещества по своей растворимости, агрегатному состоянию или силе электролита должны образовываться, чтобы в растворах прошли следующие реакции: а) соли с солью, б) соли с кислотой, в) соли с основанием (уметь написать молекулярные уравнения этих реакций и дать конкретные названия всех реагентов и продуктов). 1.12. Что представляют собой реакции нейтрализации и между какими различными классами веществ они возможны (уметь написать молекулярные уравнения реакций между кислотой и основанием, кислой солью и основанием, основной солью и кислотой и дать конкретные названия всех реагентов и продуктов). 1.13. Дать определение солей разного типа: средних, кислых, основных. 1.14. Как осуществить взаимные превращения средних, кислых и основных солей (уметь написать молекулярные уравнения таких реакций и дать конкретные названия всех реагентов и продуктов). 1.15. Что представляют собой по составу и строению истинные комплексные соединения, каковы типы химической связи между комплексообразователей и лигандами, к каким классам могут относиться комплексные соединения (уметь привести примеры и структурные формулы комплексных частиц и соединений). 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: 2.1. В таблице 3.6 даны три исходных вещества (графа 2) и реагент (графа 3). Выполните следующие задания по Вашему варианту: 2.1.1. Определите классы всех четырех данных веществ и характер (тип) оксидов, гидроксидов, солей, соединений элементов с водородом с обоснованием ответа (по п. 2.1.2). 2.1.2. Для каждого вещества укажите особенности строения, характерные для класса соединений, к которому оно принадлежит; объясните, по каким признакам строения атомов, молекул и характеристик атомов элементов проведено определение по п. 2.1.1. 2.1.3. Дайте конкретные химические названия всех веществ. 2.1.4. Выберите из графы 2 два исходных вещества, с которыми вступает в реакцию реагент из графы 3. Напишите молекулярные уравнения этих двух реакций и определите классы и конкретные названия продуктов реакции. 2.1.5. Укажите названия разновидностей этих реакций (по соотношению числа реагентов и продуктов в них) и объясните, почему они оказываются возможными. 2.1.6. Укажите одно из исходных веществ (графа 2), которое не может вступить в реакцию с данным реагентом (графа 3), и объясните почему. 2.1.7. Для веществ, которые в рассматриваемых реакциях проявляют кислотные или основные свойства, обоснуйте эти свойства с позиций протонной теории и электронной теории кислот и оснований Льюиса.
Таблица 3.6
Продолжение таблицы 3.6
2.2. В таблице 3.7 даны пары кислот и оснований. По Вашему варианту: 2.2.1. Напишите молекулярные уравнения реакций образования из данных соединений всех возможных солей. 2.2.2. Укажите типы и химические названия образующихся солей. Дайте определения средней, кислой и основной солей исходя из их строения. 2.2.3. Изобразите структурные формулы исходных веществ (кислоты и основания) и образующихся солей.
Таблица 3.7
Продолжение таблицы 3.7
Комплексное тестовое задание 1 по темам заданий 1-4 "Строение атома; химическая связь и строение молекул; периодический закон и периодическая система; периодичность изменения строения и свойств элементов и их соединений; классы и реакции неорганических соединений; химия элементов" Правильные ответы на вопросы по п. А тестовых заданий приведены в конце пособия в таблице 4.1. А. Выберите правильный ответ (1, 2 или 3), указывающий электронную формулу конфигурации валентных электронов атома элемента (порядковый номер элемента в периодической системе дан в табл. 3.8), и приведите выбранную конфигурацию. Б. Дайте определение валентных электронов и объясните, почему для данного элемента, с учетом его положения в Периодической системе, приведенные электроны являются валентными. Укажите, к какому электронному семейству относится данный элемент и почему. Перечислите электронные аналоги данного элемента и объясните, какой общий признак строения атомов их объединяет. Составьте полную электронную формулу данного атома, укажите названия и значения квантовых чисел всех атомных орбиталей в каждом энергетическом уровне этого атома.
Таблица 3.8 – Тестовое задание 1 (Т-1)
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |