Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика производных функций управления 217




14-


212 ГЛАВА 13. ПРОИЗВОДСТВЕННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

нововведений; о том, что «единственным постоянным фактором в нашей работе являются изменения».

— Обеспечение специфической установки «терпимости к неудачам», состоящей в том простом и очевидном, но редко соблюдающемся правиле, что любое нововведение по определению предполагает известный риск и, следовательно, связано с возможными неудачами.

Формирование этих и других поведенческих установок обозначается понятием психологического обеспечения инновационных процессов.

Маркетинговая функция. Термин «маркетинр> возник в теории управления от английского слова market — рынок. Если ранее эту сферу производства было принято рассматривать в довольно узком понимании — как деятельность по сбыту продукции, то в настоящее время ее понимание существенно расширилось. В современном понимании маркетинг включает: изучение внутреннего и внешнего рынка, планирование товарного ассортимента, разработку мероприятий по наиболее полному удовлетворению потребителя, выявление неудовлетворенного спроса, планирование и осуществление сбыта, влияние на организацию и управление производством [39]. Одним из определений маркетинга является, например, следующее: «Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена» [47].

В известном смысле маркетинг является определяющей сферой деятельности организаций, поскольку от возможности реализации продуктов ее функционирования решающим образом зависит само ее выживание. Данное положение становится особенно зримым в связи с усилением отношений конкурентности на рынке. Все это приводит к тому, что сегодня маркетинг трактуется как особая и очень важная сторона деятельности организаций в целом, как самостоятельная область теории управления. Она включает ряд специализированных разделов, каждый из которых также достаточно обширен: производственный маркетинг, маркетинговое прогнозирование, стимулирование спроса (promotion), создание рынка продукции, реклама (в том числе и психология рекламы), а также другие направления.

Столь широкий спектр задач маркетинга обусловливает необходимость создания в структуре организаций специализирован-


13.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 213

ньгх подразделений (отделов, служб), предназначенных для их решений. Характеристика их деятельности выходит далеко за пределы рассмотрения функций деятельности руководителя; она широко представлена в соответствующей литературе [39, 47, 190 и др]. Вместе с тем необходимо выделить те основные направления, по которым руководитель реализует управление маркетингом.

Во-первых, маркетинг в широком смысле слова пронизывает все иные управленческие функции, а частично — и определяет их. Это относится рке к первой из основных функций — целе-полаганию. Цель должна быть такой, чтобы ориентировать организацию на создание продукта, который можно в дальнейшем эффективно и прибыльно реализовать. Далее, все иные функции направлены, в конечном итоге, на обеспечение эффективности деятельности организации и, следовательно, на обеспечение возможно более высокого качества создаваемых ею продуктов. Однако именно качество является решающим маркетинговым фактором. Аналогичным образом инновационная функция также содействует успешному маркетингу. Она позволяет обновлять деятельность организации вслед за изменениями конъюнктуры рынка.

Во-вторых, основная задача руководителя при реализации маркетинговой функции состоит в создании соответствующих специализированных подразделений и координации их деятельности.

В-третьих, успешное решение маркетинговых задач определяется общим имиджем организации. В силу этого создание, поддержание и популяризация имиджа организации также являются предметом усилий руководителя. Особую роль в этом играет поведение руководителя при осуществлении его представительской функщш (см. далее).

В-четвертых, в последнее время, особенно в связи с понятием организационной культуры, большое внимание уделяется формированию специфической маркетинговой установки персонала — клиентурному поведению [39]. Это — формирование и реализация таких норм их деятельности, которые ориентированы на запросы клиента (в широком смысле слова). Оно противоположно так называемому антиклиентурному поведению (развертывающемуся под девизом «производство ради производства») и «псевдоклиентурному» поведению (согласие на словах с приори-


214 ГЛАВА 13. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

тетом запросов клиента, не подкрепленное реальными действиями).

Необходимо указать и на то, что в связи с психологической проблематикой маркетинга в настоящее время сформировалась и быстро развивается специальная отрасль психологии — психология рекламы [48].


Глава 14. ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

14.1. Понятие производных функций управления

Все рассмотренные виды и категории управленческих функций составляют основу деятельности руководителя и дают тем самым общее представление о ней. Вместе с тем в структуре деятельности руководителя объективно представлена и еще одна категория функций. Это — интеграционная, стратегическая, стабилизационная и представительская функции. Своеобразие этих функций, их специфика по отношению ко всем иным управленческим функциям обусловлены следующими обстоятельствами.

Во-первых, все они представляют собой несомненную реальность управленческой деятельности, но не включаются ни в одну из их классификаций и тем более не относятся к группе «классических» функций управления. Существуя реально и будучи закреплены в соответствующих понятиях, они как бы выносятся за пределы традиционных функций управления.

Во-вторых, каждая из них, а тем более все они в совокупности дают обобщенную характеристику управленческой деятельности. Они содержат новые и важные особенности этой деятельности, а без них ее общая и психологическая характеристика не может считаться полной.

В-третьих, они не могут быть приурочены ни к одному из трех основных измерений управленческой деятельности — административному, кадровому, производственно-технологическому, а включают в себя компоненты всех этих трех измерений.

В-четвертых, они по своему содержанию являются производными от всех иных групп функций, включают в себя их моменты, строятся на их основе и предполагают поэтому их сооргани-зацию. Такой комплексный и производный характер требует их понимания как «вторичных» по отношению к трем рассмотрен-


216 ГЛАВА 14. ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ным группам функций, производных от них и синтетических по своему содержанию.

14.2. Характеристика производных функций управления

Все сформулированные особенности производных функций наиболее ярко проявляются в той функции управления, которая обозначается понятием интеграционной функции (в ряде случаев она обозначается также как координирующая). Ее содержание состоит в следующем. Процесс организационного функционирования имеет свою внутреннюю логику, законы организации, а его основные компоненты должны быть согласованы между собой. Чем в более полной мере это достигается, тем выше эффективность организационного функционирования. Однако для этого сама деятельность руководителя также должна носить внутренне организованный характер; все ее основные компоненты — функции не должны противоречить друг другу, а напротив, должны быть взаимоувязаны и скоординированы. Следовательно, необходимо согласование основных функций. Причем необходима координация функций не только в пределах каждой из рассмотренных групп, но и между группами.

Например, если говорить о первой группе, то реализация функции принятия решения должна обязательно учитывать необходимость создания средств последующего контроля за его выполнением и эффективностью, а также его коррекции. Поэтому наряду с функциями принятия решения, контроля и коррекции, в деятельность включают дополнительные средства и механизмы, направленные на их согласование. Аналогичная картина имеет место и в плане взаимосвязи функций, принадлежащих к разным группам. Например, введение инновации на каком-либо участке производства (третья группа функций — производственно-технологических) автоматически влечет необходимость реализации иных функций этой же группы — модификации структуры оперативного управления с учетом новой технологии; дополнительных задач по материальному, сырьевому, финансовому ее обеспечению; дополнительных маркетинговых действий по организации сбыта новой продукции и т.д. Но одновременно и еще в большей мере «подключаются» и функции двух других основ-


ных групп. Так, инновационный процесс сразу ставит комплекс соответствующих кадровых проблем; он поэтому должен быть подкреплен и обеспечен всеми кадровыми функциями управления. Решая их, руководитель будет реализовывать одновременно и свои основные «классические» функции (функции первой группы). Это — и вопрос соответствия нововведений общим целям организации, и вопрос о перепланировании организационной деятельности с учетом инноваций, и вопрос о создании инновационной мотивации, и вопрос о контроле за его эффективностью и др. Можно привести еще один пример. Проведение внутрифирменной реорганизации предполагает упразднение некоторого структурного подразделения. Это — непосредственная реализация организационной функции. Однако данная функция сразу же инициирует необходимость функций всех иных групп. Так, проведение реорганизации в форме сокращения сразу же потребует перераспределения целей и обязанностей других структур; внесения корректив в планы их работы, создания мотивации на новую работу (ранее выполнявшуюся упраздненным подразделением, но теперь возлагаемую на другие) и т.п. — т.е. всех административных функций. С еще большей остротой возникают кадровые проблемы, связанные, например, с трудоустройством высвобождающегося персонала и (или) с процедурой его сокращения. Столь же объективно возникают и новые задачи по изменению структуры оперативного управления.

Таким образом, из всего этого следует довольно очевидный, но очень важный вывод. Любая управленческая задача по своей природе носит комплексный характер. В силу этого она может быть эффективно решена не в «пределах» какой-либо одной функции, а лишь с опорой на всю их систему и при обязательном условии их согласования. При этом «интересы» каждой из функций далеко не всегда согласуются между собой, а очень часто противоречат друг другу (или вообще являются антагонистическими). Можно привести простейший пример такого противоречия. Осуществляя функцию мотивирования, руководство резко поднимает заработную плату на каком-либо участке. Это, однако, решая свою прямую задачу, резко ослох<няет иные функции — коммуникативную (возникновение вопросов и конфликтов в коллективе по поводу справедливости сделанного администрацией шага); организационную (в связи с увеличением издержек и возможной нехваткой финансовых средств





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.