Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 243 1 страница




ГЛАВА 14. ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА И. ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

для других подразделений) и т.д. Поэтому решение управленческих задач, в силу их комплексного характера, чаще всего носит компромиссный характер. Оно предполагает установление некоторого равновесия, баланса между степенью реализации каждой из функций. Следовательно, важнейшей особенностью управленческой деятельности является необходимость постоянного согласования, координации различных управленческих функций. Это требует реального учета их взаимовлияния друг на друга, предвидения возникающих последствий. Такая координация возможна лишь на основе наиболее обобщенной функции управления — интеграционной. Ее суть заключается поэтому в координации всех — частных и общих аспектов, задач, направлений управленческой деятельности и придании им, по возможности, более целостного и непротиворечивого характера. Деятельность управления целостна, едина во всех своих функциональных проявлениях, а ее единство как раз и обеспечивается интеграционной функцией.

Реализация этой функции предъявляет к руководителю наиболее сложные психологические требования: видеть организацию в целом; различать и выделять главные и ключевые ее «пункты»; комплексно учитывать последствия какого-либо, даже локального, управленческого воздействия. Все это, в свою очередь, предполагает наличие специфического интеллектуального качества — системности мышления руководителя.

Таким образом, интеграционная функция является по самой своей природе комплексной — организующей все иные функции управления. Она, следовательно, как бы «надстраивается» над ними, а в определенном смысле — из них состоит. Она поэтому является своеобразной метафунщией управления.

Интеграционная функция тесно взаимосвязана с другой ме-тафункцией — стратегической. Граница между ними достаточно условна, поскольку они включают ряд общих элементов. Однако есть между ними и различия. Сущность стратегической функции определяется двумя основными ее особенностями. Первая состоит в том, что стратегическая функция с содержательной стороны является реализацией процесса стратегического планирования, рассмотренного в гл. 6. Она синтезирует поэтому все основные стратегические функции, начиная с целеобразования (определение миссии организации) и кончая организацией системы контроля за реализацией страте-


14.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ 219

гических планов. Включая их, стратегическая функция обеспечивает их целостность и согласованность. Тем самым стратегическая функция выступает производной от всех иных управленческих функций.

Вторая ее особенность состоит в том, что она обычно дифференцируется от иерархически соподчиненных ей функций — тактических и оперативных. По мере продвижения вдоль континуума управления от его основания к вершине в управленческой деятельности снижается удельный вес тактических и особенно оперативных задач и функций. Одновременно возрастает доля общих задач и функций глобального — стратегического характера. Поэтому наиболее характерным для руководителей высшего звена является то, что они управляют не исполнением как таковым, а руководством этого исполнения со стороны других управляющих соподчиненных им уровней. Иными словами, специфика управления на высших — стратегических уровнях иерархии состоит в том, что это — «управление управлением», «руководство руководителями». При этом имеют место радикальные изменения задач высших руководителей. Из их деятельности практически полностью исключаются оперативные задачи, а частично — и тактические, но резко возрастает доля стратегических задач. Таким образом, стратегическая функция («общее руководство») определяется как «управление управлением», а не как управление исполнением.

Представительская функция обычно трактуется как самостоятельная и не относится ни к одной из основных групп функций. В качестве таковой она выделялась уже в одном из первых — ролевых — подходов к анализу деятельности руководителя (напомним, что, по Г. Минцбергу, руководитель является «лицом организации», ее символом). Эта традиция сохраняется до настоящего времени. Осуществляя эту роль, руководитель представляет интересы возглавляемой им организации и (или) группы на различных уровнях внутриорганизационной вертикали, а также и в различных взаимодействиях организации с внешним окружением. Например, начальник отдела представляет его интересы на уровне дирекции (внутриорганизационное представительство). Директор организации, участвуя в работе вышестоящих инстанций, представляет интересы уже всей организации (межорганизационное представительство).

Действительно, представительскую функцию нельзя отнести ни к группе организационно-деятельностных, ни к группе кадро-


220 ГЛАВА 14. ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ У11РАВЛЕНИЯ

вых, ни к группе производственно-технологических функций. Она к ним не сводится, хотя и включает элементы функций всех этих групп. Иными словами, она так же, как интеграционная и стратегическая, должна рассматриваться в качестве комплексной и производной от иных управленческих функций. В основе этой функции лежит своеобразный и интегративныи по своей сути механизм. Это — механизм персонификации руководителем общеорганизационных интересов и целей, позиций членов организации, особенностей и традиций, присущих ей. Представительство — «олицетворение» руководителем организации будет тем эффективнее, чем в большей мере его позиция отражает основные характеристики возглавляемой им организации, все аспекты ее жизни и деятельности. Реализуя ее, руководитель должен поэтому персонифицировать в своей позиции всю систему функций управления.

Внутриорганизационное представительство должно быть подразделено на два вида — вертикальное (уже отмечено) и горизонтальное. Во втором случае руководитель представляет интересы его подразделения в многочисленных и очень характерных для внутри-организационного функционирования контактах с другими — паритетными ему по уровню иерархии руководителями.

В психологическом плане все виды представительства имеют одну общую и важную особенность. Она заключается в принципиальной двойственности позиции руководителя при ее реализации. С одной стороны, осуществляя ее, руководитель обязан персонифицировать общие интересы, особенности, позиции возглавляемой им организации, отражать, выражать и отстаивать их. Он при этом не только сохраняет, но максимально воплощает свою позицию как члена одной определенной группы (организации). С другой стороны, он при этом выступает и реальным членом некоторой другой — более общей организационной структуры, в рамках которой он представляет свою организацию. Он вынужден подчиняться правилам и нормам этой структуры. Причем сила «давления» на него этой более общей структуры достаточно велика, так как она является иерархически главной по отношению к собственной организации руководителя. Он, включаясь в организацию высшего порядка, выступает уже не только и далее не столько как руководитель, сколько как один из ее рядовых членов (как подчиненный).

Все это и приводит к двойственности личной позиции руководителя при осуществлении представительской функции.


14.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ 221

Руководитель одновременно выступает членом двух принципиально разных групп и должен подчиняться двум разным системам норм и правил. При этом возникает довольно интересная с психологической точки зрения коллизия: один и тот же субъект одновременно является и руководителем, и подчиненным. Это ведет к противоречивости личностных самоощущений и поведенческих проявлений. Указанные позиции, роли далеко не всегда, а реально — очень редко гармонируют. Напротив, они часто противоречат друг другу и, более того, являются антагонистическими. Подобная двойственность, пограничность положения руководителя обозначается понятием маргинахъности его статуса. Этот статус порождает многочисленные психологические феномены маргинального поведения руководителя. Среди наиболее известных из них можно отметить, например, явление своеобразной инверсии общеуправленческого диктаторского стиля: известно, что чем более выражен диктаторский, авторитарный стиль руководства, тем в большей мере сам руководитель склонен подчиняться аналогичным воздействиям. Он легче становится в подчиненную — субдоминантную позицию в контактах с вышестоящими инстанциями. Это — феномен «отраженной авторитарности». Другим явлением выступают маргинальные решения руководителя. Под воздействием вышестоящей организации руководитель принимает решения, касающиеся его собственной организации, с гораздо большим уровнем риска, нежели он сделал бы это, находясь внутри своей организации. Имеет место так называемый маргинальный сдвиг риска [33].

При реализации представительской функции особое значение имеют создание и поддержание имиджа руководителя, а также культура его речевого поведения. Внешнеорганизационный имидж руководителя формируется в том числе и его собственными усилиями. Однако большую, а иногда — определяющую роль в этом плане играет сформировавшийся «внутриорганизационный имидж». Его создателями и, главное, пропагандистами являются другие члены организации. Важность культуры речевого поведения определяется тем, что главной формой реализации представительской функции являются публичные выступления руководителя, участие его в совещаниях, собраниях различного типа.

Завершая рассмотрение функций четвертой группы, отметим также ряд сторон управленческой деятельности, которые обычно


обозначаются понятием «функция», хотя и имеют достаточно широкое, а потому не вполне определенное содержание. Это — административная, стабилизационная, дисциплинарная функции. Их широта, а частично — недостаточная определенность связаны с их комплексным характером. Так, административная функция (от лат. administratio — управляю) представляет собой, по существу, всю совокупность организационно-деятельностных функций (первая группа), а сам процесс администрирования и выступает поэтому как развертывание их системы. Далее, стаби-лизационная функция также основывается на многих иных направлениях работы руководителя и функциях его деятельности. Все они интегрируются при этом специфической целью — сохранения устойчивости внутриорганизационного функционирования и обеспечения «выживания» организации в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Важность этой задачи обусловливает комплексность путей и форм решения. Она предполагает опору не только на административные функции, но и требует мероприятий по стабилизации персонала (кадровые функции), а также совершенствованию и обновлению технологии (производственно-технологические функции). Наконец, дисциплинарная функция — в ее широком и адекватном понимании — не сводится лишь к специальным мероприятиям по поддержанию дисциплины как таковой. Она предусматривает широкий спектр задач и функций создания высокой организационной культуры, являющейся наиболее действенным средством обеспечения положительной внутриорганизационной среды. Обеспечение организационной культуры одновременно смещает акценты при реализации дисциплинарной функции с ее контрольно-карательных средств на профилактические, предупредительные1.

Итак, интеграционная, стратегическая, представительская функции, а также другие, сходные с ними в плане комплексности строения функции — административная, стабилизационная и дисциплинарная — образуют заключительную — четвертую группу в общей системе функций управления. В совокупности с тремя другими группами они раскрывают содержание и структуру управленческой деятельности в целом.

' Например, хорошо известно статнее трюизмом выражение о том, что «легче предотвратить конфликт, чем его преодолеть».


Раздел II

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Представленные в разд. I материалы показывают чрезвычайно высокую сложность и комплексность управленческой деятельности. Отсюда то многообразие требований, которые она предъявляет к психике реализующего ее субъекта — руководителя. В психологическом плане сложность управленческой деятельности и ее специфичность обусловлены следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, это ее наиболее общие особенности — высокая степень ответственности; жесткость предъявляемых к ней требований; многообразие внешних и внутриорганизационных факторов, требующих учета; неопределенность условий реализации и др.

Во-вторых, это очень большое количество функций, которые составляют структуру этой деятельности. Даже каждая из них в отдельности предъявляет чрезвычайно жесткие и специфические требования к руководителю. Весь их комплекс обусловливает предельно широкий спектр требований к психике руководителя, его личности.

В-третьих, реализация каждой из рассмотренных функций представляет вполне самостоятельную деятельность, причем не только индивидуальную, но и совместную. Следовательно, при реализации каждой функции субъект (руководитель) «включается» в нее во всем комплексе присущих ему психических и личностных особенностей. Так, например, функция целеполагания требует подключения интеллектуальных механизмов прогнозирования событий, развертывания системы межличностных коммуникаций, оценку целей с точки зрения их перспективности и в том числе мотивационной привлекательности, волевую устойчивость при отстаивании «своего варианта» цели и т.д. Другая функция — принятие управленческого решения также реализуется как синтез «ума, воли и эмоций», требует опоры на соответствующие личностные качества (смелость, ответственность, решительность, умение брать инициативу на себя), предполагает наличие мотивации исполнения решения и пр. Таким образом, при выполнении, по существу, каждой из рассмотренных функций возникает практически полный спектр психологических проблем, затрагивающих фактически все сферы психической организации личности руководителя.

Эти особенности управленческой деятельности определяют логику дальнейшего изложения материала. Если рассматривать психоло-

15-7615


226 РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

гические механизмы и анализировать возникающие при этом психологические проблемы отдельно для каждой функции, то пришлось бы многократно повторяться, поскольку каждая из них требует обращения ко всему спектру этих проблем. Поэтому в целях продолжения и углубления психологического анализа управленческой деятельности необходимо изменить общий ракурс рассмотрения. В разд. I рассмотренные вопросы структурировались на основе главных управленческих функций деятельности руководителя (что было необходимо для описания ее содержания). Теперь за основу анализа надо взять структуру самого субъекта управления — руководителя, структуру его психической организации. Тем самым объектный (организационно-деятельностный) план будет дополнен субъектным, личностным. Одновременно он позволит перейти от описания проявления психических особенностей и закономерностей субъекта в его деятельности к анализу собственно психолбгических механизмов и факторов регуляции управленческой деятельности.

В психологии управления до сих пор, однако, отсутствует четкая, определенная и завершенная схема изложения ее основных положений. Поэтому вполне логично использовать в этих целях те представления, которые сложились в общей психологии о психической и личностной структуре субъекта деятельности. Эта — общая структура должна составить основу для систематизации вопросов, требующих первоочередного раскрытия.

В наиболее общем и схематизированном виде эта структура такова. Во-первых, она включает три группы психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление), волевые и эмогцио-нальные. Во-вторых, все психические процессы составляют в своей совокупности одну из трех областей общей структуры личности, включающей также и психические свойства личности, в том числе и ее способности. Они — свойства — крайне многообразны и включают как черты личности, так и синтетические их проявления: характер, темперамент, направленность личности. Наряду с процессами и свойствами существует еще один компонент — психические состояния. В-третьих, в качестве важной и специфической выделяется базовая система личности, обозначаемая понятием мотивационная сфера личности. Она является источником побудительных сил поведения, динамической основой для деятельности личности.

1 Это разделение является наиболее традиционным и общепринятым, хотя и далеко не безупречным.


РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 227

Эти традиционные представления о структуре. Психической организации субъекта являются достаточно простой и удобной схемой для упорядочивания тех проблем, которые возникают при изучении той или иной профессиональной деятельности. Они могут быть использованы и для характеристики управленческой деятельности. Вместе с тем надо учитывать ее специфику и внести в них некоторые уточнения и дополнения.

Следует дополнить три традиционно выделяемых класса психических процессов (познавательные, волевые, эмоциональные) еще двумя — очень важными именно для управленческой деятельности их классами — регулятивными и коммуникативными. Это тем более необходимо, что в современной психологии сложилось и становится все более распространенным разделение психических процессов на три основные подсистемы — когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Первая из них включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней. Вторая включает процессы, направленные на построение, организацию и регуляцию деятельности и поведения. Третья — процессы, обеспечивающие коммуникацию, взаимодействие между людьми.

В связи с необходимостью учета специфики управленческой деятельности, в каждой из этих трех подсистем особое внимание следует уделить тем главным, обобщающим их проявлениям, которые наиболее значимы для ее организации. Ими соответственно будут: интеллект руководителя (как интегративное когнитивное образование); прогресс принятия решения (как ведущий процесс организации деятельности) и управленческая рефлексия (как ведущий механизм коммуникации).

Особое внимание следует уделить именно процессам принятия управленческих решений, поскольку в современной теории управления единодушно признается их ключевой, «критически важный» характер для всей управленческой деятельности в целом.

Итак, первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта управленческой деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных (когнитивных) процессов в ней. Прежде чем дать характеристику основных среди них, необходимо сделать следующее пояснение. Познавательные психические процессы составляют, как отмечалось выше, первый класс всех процессов, входящих в структуру психики. Они направлены на прием, переработку и хранение информации, на познание внешней среды и на ориентировку в ней. Поэтому их роль в жизни человека

'5-


228 РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в целом и в любой профессиональной деятельности (в том числе — управленческой) чрезвычайно важна. Сфера этих процессов, их состав достаточно четко очерчены; это — процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти, мышления. По отношению к когнитивным процессам в управленческой психологии сложилась, однако, довольно своеобразная ситуация. С одной стороны, именно эта группа процессов является наиболее изученной и традиционной как в общей, так и в экспериментальной психологии. Но с другой стороны, в психологии управления им уделяется значительно меньше внимания, чем многим иным психологическим проблемам; мало специальных исследований, выполненных в этой области.

Эта ситуация объясняется очень просто: считается — и не без оснований, что все когнитивные процессы выполняют в управленческой деятельности ту же самую роль и характеризуются теми же закономерностями, которые присущи им в целом — безотносительно к специфике управления. Более того, ряд процессов вообще как бы неспецифичен управленческой деятельности, например ощущение. Оно может играть ключевую роль в тех видах деятельности, которые предъявляют высокие и специфические требования к нему (например, в деятельности дегустатора, водителя и др.), но никак не в управленческой деятельности. Другие же — такие, как память и мышление, наоборот — настолько очевидны и важны для управленческой деятельности, что автоматически допускается их максимальная включенность в эту деятельность. Вопрос же об их специфике в управленческой деятельности остается на втором плане. В результате этого в управленческой психологии отдельные когнитивные процессы изучены крайне неравномерно, что затрудняет рассмотрение каждого из них в отдельности. В связи с этим их целесообразно сгруппировать в три основных блока (как это делается при рассмотрении многих иных видов профессиональной деятельности). Это блоки, выделяемые по так называемому хронологическому принципу, по их соответствию определенному этапу в общем процессе информационного взаимодействия: блоки приема, хранения и переработки информации. Ключевую роль в первом блоке играют перцептивные процессы (восприятие); во втором — процессы памяти (мнемическис процессы); в третьем — мыслительные процессы. Эти три процесса являются основными в общем цикле переработки информации. Они структурируют все иные процессы, которые поэтому будут рассмотрены в- связи с ними.


Глава 15. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15.1. Понятие перцептивных процессов

Перцепцией, или восприятием, называются процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Выделяют различные виды восприятия в зависимости от того, какой анализатор (орган чувств) играет в нем ведущую роль — зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые. В зависимости от формы существования материи различают восприятие пространства, направления, величины (где, в свою очередь, выделяют восприятие формы, удаленности, глубины, перспективы и т.д.) и восприятие времени. Восприятие разделяют и в зависимости от меры сложности, развернутости самого его процесса: симультанное («одномоментное», мгновенное) и сукцессивное (относительно расчлененное на микроэтапы), а также по степени осознанности — произвольное и непроизвольное восприятие. Восприятие обладает рядом основных свойств: предметностью, целостностью, структурностью, осмысленностью, избирательностью, константностью, зависимостью от прошлого опыта человека {апперцептивностью), ограниченностью объема. Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяющих друг друга стадий (фаз перцепции): обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все эти виды, свойства, фазы, закономерности сохраняются и в управленческой деятельности, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешней информации. Они образуют собой механизмы формирования чувственного опыта руководителя. Так, например, большую роль играет свойство избирательности восприятия, обеспечивающее выделе-


230 ГЛАВА 15. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ние наиболее существенных особенностей внешней ситуации. Не менее значимо свойство структурности, позволяющее целостно (панорамно), но одновременно и внутренне упорядоченно воспринимать ситуации. Свойство апперцептивности обеспечивает постоянную «увязку» воспринимаемой информации с профессиональным и личностным опытом, а также ее «расшифровку» — декодирование.

Определенную роль в управленческой деятельности играют и индивидуально-стилевые различия восприятия. Существуют два основных стиля — аналитический и синтетический и два дополнительных — аналитико-синтетическии и эмоциональный. «Синтетики» характеризуются склонностью к обобщенному отражению явлений и к определению общего, основного их смысла. Для «аналитиков», наоборот, характерна склонность к выделению частей, деталей, подробностей. Аналитико-синтетическии тип характеризуется комбинацией этих особенностей, однако, при меньшей выраженности той и другой. Эмоциональный тип характеризуется повышенной чувственной реакцией на ситуацию, которая, как правило, мешает ее адекватному восприятию. Безусловно, наилучшим для управленческой деятельности является третий, аналитико-синтетическии, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый выступает как противопоказание к руководству. Наконец, среди общих характеристик восприятия необходимо отметить и такую важную индивидуальную особенность, как наблюдательность. Это — обобщающая характеристика восприятия, производная от всех иных его особенностей. Она состоит в избирательном, произвольном, осмысленном и увязанном с оценкой на основе прошлого опыта фиксированием важных и наиболее существенных особенностей ситуации. По отношению к управленческой деятельности принято говорить не просто о наблюдательности, а об «изощренной наблюда-техъности» (Б.М. Теплов) как важном качестве руководителя.

15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой, деятельности

Она определяется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, восприятие неразрывно связано со всеми иными когнитивными процессами (прежде всего — с памятью, мышлением), что вы-


15.2 СПЕЦИФИКА ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 231

ражается в его свойстве апперцептивности, его зависимости от профессионального управленческого опыта. Оно, фактически, сливается с ними воедино и выступает не просто как прием информации, но и как ее оценка, осмысление, формирование отношения к ней. Комплексный характер управленческой деятельности в максимальной степени требует синтетического участия в ней всех познавательных процессов. В силу этого восприятие в управленческой деятельности трактуется довольно широко — в его взаимосвязях со всеми иными познавательными процессами. Его очень трудно (да и не нужно) «насильно» выделять из общего информационного взаимодействия руководителя с внешней средой. Например, типичным является подход, согласно которому восприятие определяется как «интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений» [113].

Во-вторых, сами эти стимулы — «материал» восприятия в. деятельности руководителя предельно специфичны. Информацией восприятия являются не столько предметы — объекты внешнего мира (хотя, конечно, и они тоже), сколько субъекты — личности во всем многообразии и противоречивости их качеств, признаков, свойств, намерений. Таким образом, восприятие в деятельности руководителя — это, прежде всего, личностное, субъектное (точнее — межличностное) восприятие. Предметом восприятия выступает такой сложный и специфический объект, идентичный по своим параметрам самому субъекту восприятия, каковым является «другой человек». Поэтому специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности состоит в том, что здесь они выступают в своей особой форме — как межличностное восприятие, как социалъная перцепция.

Термин «социальная перцепция» был предложен американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения восприятия «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы и даже «большие социальные общности»1.

1 Он возник в ходе разработки оригинального подхода к психологии восприятия, получившего название New Look — «новый взгляд», основная цель которого состояла в изучении влияния на этот процесс всего комплекса реальных, жизненных — так называемых валидных факторов, а также в изучении закономерностей восприятия предельно сложных (т.е. также экологически валидных) объектов, к которым принадлежит и человек. Во французской психологии это явление трактуется шире и обозначается термином connaissans d'aurrui — познание другого. В отечественной психологии закрепился термин «восприятие человека человеком»-


232 ГЛАВА 15 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная перцепция охватывает широкий круг явлений — ее разновидностей. Это, во-первых, индивидуальная перцепция (восприятие человека человеком). Она зависит от того, принадлежит ли человек к той же группе, что и воспринимающий, или — к другой группе (феномен «своего-чужого»). Это, во-вторых, восприятие индивидом некоторых групп в целом, которое также различно в отношении своей и чужой групп. Наконец, в-третьих, это так называемое межгрупповое восприятие группами друг друга, а также самовосприятие группой себя. Все эти виды социальной перцепции буквально пронизывают содержание управленческой деятельности, составляют основу ее коммуникативной функции. Они, однако, дополняются еще одним важным фактором — специфичностью перцепции в зависимости от того, в какой плоскости — субординационной или координационной они развертываются. Это — различия социальной перцепции по «вертикали» и «горизонтали». При изучении процессов социальной перцепции получен большой массив конкретных результатов, обнаружены многие интересные закономерности. Для характеристики деятельности руководителя наиболее значимы следующие данные.

Во-первых, это характеристика общей структуры процесса социальной перцепции и его основных компонентов. Ими являются: воспринимающий субъект (индивид или группа), воспринимаемый объеюп (другой субъект или группа), сам процесс перцепции (получения информации), декодирование информации и создание образа «другого», активные действия по поиску дополнительной информации об объекте восприятия, коррекция (при необходимости) первоначального образа. Этот процесс предполагает подключение довольно сложных психологических механизмов — в частности, идентификации, эмпатии, рефлексии, эталонирования, стереотипизации, которые будут рассмотрены ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.