Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностное самоопределение практического психолога




Свойства, которые исследователи и сами психологи-прак­тики выделяют как профессионально важные качества, вхо­дящие в образ Я психолога-консультанта, описываются нами в системе координат: гуманность и инициативность.

Все личностные свойства, входящие в образ Я психоло­га-практика, мы объединили в понятие «гуманность». К гу­манности можно отнести духовность, эмпатийность, откры­тость, этичность, мудрость, порядочность, сдержанность, терпеливость, веру в другого человека, благородство и пр.

Все профессиональные свойства, входящие в образ Я и харак­теризующие психолога-практика как специалиста, объединены нами в понятие «инициативность». К инициативности можно отнести интеллектуальность, гибкость, технологичность, праг­матичность, аутентичность, наблюдательность, оперативность, решительность и пр.

Тогда профидентичность изображается в этих координатах следующим образом:

Профессиональная идентичность не может быть в 3-м квад­ранте: отсутствие и инициативности, и гуманности ведет к обез­личиванию, неуверенности, зависимости. В реальности отечест­венной психологической практики это может быть либо «серый», бездарный выпускник вуза, либо чье-то протеже. Шансов на ре­альную профессиональную успешность у него мало.

Профессионал, попавший в 2-й квадрант, очень хороший человек, приятный во всех отношениях, сочувствующий, от­зывчивый, но вот собственно по части профессионально по­мочь - он слабоват. Он за всех страдает, всем сочувствует, со­переживает и сам не знает, что с этим делать дальше. Это чаще всего профидентичность начинающего психолога, который переполнен желанием помогать, спасать, но не знает как.

Профессионал, попавший в 4-й квадрант, - это человек, хо­рошо владеющий своим мастерством, технологиями, но вот по части душевности, эмпатийности, уважения к личности, та­инству души - он не богат. Это чаще всего профидентичность эмоционально сгоревшего человека.

Профессионал, попавший в 1-й квадрант, — это мастер своего Дела (особенно, если он попадает по выраженности свойств на биссектрису), ему хватает и душевности, и технологичности. Именно этот квадрант задает профидентичность, более того, именно в нем может быть описана талантливая личность искус­но психолога-практика. Здесь аккумулируются все профессионально важные качества психолога-практика.

Специфика содержания деятельности психолога-практика ак­туализирует две темы: этическую и «психотехническую». Важ­ным качеством практического психолога А. Ф. Бондаренко счи­тает особый - деонтологический - менталитет, основу которого составляют личностные смысловые структуры, определяющие этические мотивы и способы деятельности безотносительно к ин­ституциональным стандартам. Получив базисное содержание об­разования, относящееся к усвоению знаний и умений, связанных с функционированием психики, ее природы, методов исследова­ния и истории психологической науки, психолог-практик в своей работе сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психиче­скими и иными проявлениями общественной и личной жизни, которые не сравнимы с экспериментальными исследованиями. Реальная жизнь отличается от эксперимента невоспроизводимо­стью происходящих в ней событий, переживаний и невосполнимо-стью утрат. «Каждый человек со своими переживаниями в кон­кретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защи­щен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию, или, на худой конец, просто констати­ровать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или изменяет его условия». Отсюда вытекает совершенно иная мера ответствен­ности психолога за ход и результаты консультативного и психо­терапевтического процесса, считает А. Ф. Бондаренко, мнение ко­торого мы полностью разделяем. Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки - самой человеческой жизни, человече­ской судьбы, что и выдвигает этическую проблематику на первое место при профессиональной подготовке психологов- практиков.

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных черт, отличающих психологов- исследователей от психоло­гов-практиков, с помощью опросника 16 PF. «Профессиональ­ные портреты» строились с учетом эффективности деятельности в форме регрессионных уравнений. Аргументами в них были личностные черты, функцией - эффективность, весовые коэф­фициенты указывали на вклад факторов в прогноз эффективно­сти профессиональной деятельности.

Для психолога-практика:

=0,72-А + 0,29-.В+0,29-Я+0,29-ЛГ;

где -А - готовность к контактам, N - умение поддерживать контакт, В - общая интеллектуальность, Н - ненасыщаемость контактами с другими людьми.

В. Н. Дружинин, интерпретируя эти результаты, пишет, что, очевидно, психолог-практик нуждается в «живой воде» человеческого общения. Для него это естественная среда оби­тания, люди ему не надоедают, а контакты с ними потребны и никогда не утоляют жажду общения.

российские психологи Н. А. Аминов и М. В. Молоканов вы­явили, что для успеха практического психолога самыми важны­ми качествами личности являются: общий интеллект и стрессо-устойчивость, поддерживающий стиль общения. По их данным, практик умеет поддерживать контакт и устойчив к стрессу при общении, может контролировать свое поведение, эмоционально заразителен, эмпатичен, повышенно самоуверен, расслаблен, энергичен и самодостаточен. Следовательно, психолог-практик является личностью, способной хорошо адаптироваться к соци­альной среде.

Вместе с тем, как и в любой профессии, где пытались опреде­лить профиль идеального специалиста, в практической психо­логии не существует какой-либо совершенной модели психоло­га, однако выявлены определенные общие характеристики, влияющие на успех и личную удовлетворенность работой. Назо­вем их общепсихологическими.

На наш взгляд, Е. В. Сидоренко и Н. Ю. Хрящева наиболее полно выделяют и описывают некоторые общие качества прак­тического психолога. Перечислим основные.

• Психологическая наблюдательность - это чувствитель­ность в восприятии психологических явлений, других людей. Хороший наблюдатель, с одной стороны, способен видеть дру­гого человека и запоминать, как он выглядел, что говорил и что делал, ас другой стороны, он обладает способностью «на­низывать», аккумулировать наблюдения и использовать все Увеличивающийся объем информации о человеке для форми­рования более точного его понимания.

• Психологическое мышление - это особый способ, стиль мышления, предполагающий способность чувствовать психо­логическое содержание наблюдаемых событий и умение его энализировать. Развитое психологическое мышление харак-Геризуется высоким уровнем всех мыслительных операций,

децентрированностью, высокой версионностью, прогностич-ностью и парадоксальностью.

• Самообладание - это способность концентрироваться на психологической задаче, несмотря на негативные эмоциональ­ные состояния, возникающие во время работы, а также, невзи­рая на внешние отвлекающие, мешающие или провоцирующие воздействия.

• Умение слушать - означает слышать то, что человек хочет сообщить на самом деле, не только то, что он говорит вслух, но и то, что передается без слов. При этом слышать другого - это также и слышать самого себя, улавливать свои реакции, кото­рые возникают в ответ на те или иные слова, действия, проявле­ния человека.

• Эмпатия - это способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию. Она помогает понять состояние человека, устано­вить с ним доверительные отношения, в результате чего возни­кает атмосфера, позволяющая клиенту экспериментировать со своим поведением, изменяться.

• Креативность - это способность к нестандартным решени­ям и поведению, способность обнаруживать новые решения проблем или новые способы выражения. Креативность помога­ет психологу преодолевать.стереотипность поведения, нахо­дить оригинальные решения проблем в сложных ситуациях.

В ракурсе общепсихологических качеств интересно отсле­дить точки зрения зарубежных авторов. В психограмме про­фессии психолога, составленной по материалам японских авто­ров, наличествуют следующие черты: внимание, стремление понять позицию других, дружелюбие, общительность, способ­ность стать лидером, вежливость, обходительность, руково­дство здравым смыслом, жизнерадостность, мужество, сме­лость, терпеливость, склонность к разнообразию, энтузиазм в трудовой деятельности, тщательность, схватывание новых идей, самостоятельность, ответственность, аккуратность и по­следовательность в работе, способность к планированию своего будущего, способность к словесным высказываниям, хорошая память, способность обучать других, умение заботиться о боль­ных, умение заботиться о посторонних. К основным психиче­ским свойствам относят: дружелюбие, общительность, вежли­вость, обходительность, жизнерадостность, умение заботиться о посторонних.

Общий обзор приведенных качеств показывает, что основу общепсихологических качеств практических психологов пред­ставляет совокупность общечеловеческих, гуманных качеств. По сути, речь идет о выраженном личностном начале (экзистен­циальное Я), т. е. психолог-практик должен прежде всего обла­дать самоидентичностью. Мы связываем появление и наличие общепсихологических качеств с личностным самоопределением в структуре профидентичности.

Что же является самым главным? Каким же должен быть консультант? Наверное, это вопрос вечный и неоднозначный. Но есть некоторые мнения, которые, как нам показалось, ин­тересны в обобщающем плане.

А. Комбс, изучая профессиональные особенности людей «помогающих профессий», пришел к выводу, что эффектив­ный психотерапевт должен относиться к людям с позитивны­ми установками (верить в людей).

Мнение Г. А. Миккин: «Для меня профессионализм - это восхождение к простоте. К умению не суетиться, не придумы­вать, а ясно и цельно воспринимать мир и делать достаточно простые вещи. <...> Профессионал создает тот целебный кон­такт, который порождает стремление жить и выздоравливать. Контакт, основанный на уважении к уникальности человека и бережности, приравниваемой к любви».

Э. Г. Эйдемиллер, напротив, уверен, что «не надо любить клиента, лучше помогите ему профессионально».

Другие терапевты отмечают в качестве интегральных сле­дующие качества:

- спонтанность, способность «вернуться к ребенку в себе» (Дж. Миллс, Р. Кроули);

- трудолюбие, целенаправленность (М. Э. Телешевская);

- ответственность - за изменения, за отзывчивость и откро­венность (К. Витакер);

- интуиция (К. Витакер, Г. А. Миккин, Р. Мэй, К. Руде-стам).

Итак, описанные позиции не столько раскрывают личность консультанта, сколько дают понятие о спектре сложных пси­хотерапевтических взаимоотношений, который отражает из-'ечное противостояние социального и индивидуального -личность и роль. Именно поэтому в сфере профессионально-важных качеств присутствуют и сугубо личностные свойства,

и профессионально-ролевые характеристики. Безусловно, воспроизводимый в профессионально-важных качествах об­раз практического психолога идеализирован, нормативно выверен, или используя слова Р. Гринсона: «это нечто, для чего нет модели в реальной жизни». Мы далеки от мысли, что реальный практический психолог - это личность, которая не чувствует никаких страстей и не имеет внутренних конфлик­тов. Нашей целью не является уничтожение любой своеобраз­ности человеческого характера ради схематической «нормаль­ности» профессионала, аспекты этой проблемы обсуждаются далее в прикладном ключе.

Личностное самоопределение консультанта включает ми­ровоззренческие составляющие, эффективное использование речевых средств, владение языком тела, самоценность.

Мировоззренческие составляющие психолога — это не дог­мы. Обращение к мировоззрению - это попытка взглянуть на то, о чем должен задуматься человек, выбирая профессию пси­холога-консультанта. Опишем основные мировоззренческие составляющие психолога-консультанта гуманистической ориентации.

• Все люди разные.

• Каждый человек уникален в своем бытии и неповторим в своих личностных качествах.

• Каждый человек фатально и беспредельно одинок. Единст­венно надежный способ преодоления этого одиночества в рам­ках живого - любовь.

• Каждая человеческая жизнь имеет свое предназначение.

• Существуют определенные силы, препятствующие само­реализации человека. Это оковы физического мира, цивилиза­ции, семьи и свои собственные, персональные.

Психолог-консультант не может насильно изменить клиен­та, однако в его силах создать условия для самоизменения че­ловека. Указывают на два инструмента, которые позволят создавать условия для такого самоизменения: 1) сам психо­лог-консультант (со своим мировоззрением, речевыми и не­вербальными средствами контакта, со своей самоценностью); 2) условия общения (дистанция, плоскость и пространство об­щения).

Рассмотрим, что может предоставить в распоряжение кли­ента консультант.

Речевые средства. Речь - это мысли, выраженные в словах, возникающие в голове консультанта и передаваемые им клиен­ту. Речевые послания определяются речевыми формулами, ко­торые транслировались самим себе. Речь консультанта должна быть четкой и лаконичной, хорошо продуманной, не произно­сить лишних слов, говорить мало, но чрезвычайно метафорично и взвешенно, иметь очень точные внутренние весы (М. Грачева, Э. Г. Эйдемиллер). Психологу-консультанту следует научиться «словеса вити». Его послания должны быть «чистыми», если этого нет, то он не консультант, а клиент, и ему не следует зани­маться консультированием. «Нечистые» послания свидетельст­вуют, что человек наполнен проблемами и:

• говорит не то, что думает;

• не способен осознать свои чувства;

• не может выразить их в слове;

• не может понять другого человека.

Всегда эффективны в консультационной ситуации простые техники: техника активного слушания, техника разъясне­ния, техника убеждения, техника внушения, лаконичное описание образов, метафорические послания.

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать стороннего человека, понимать именно его внутренний мир, а не мерить его своим аршином (не при­писывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении).

Язык тела. Мотив многоговорения консультанта скорее свидетельствует не о красноречии психолога, а является по­казателем психологического неблагополучия. Он может мас­кировать повышенную тревожность, профессиональную гор-Дьгяю, самолюбие, недоверие к клиенту. Сосуществование в Диаде консультант-клиент должно быть спокойным, не на­пряженным. Молчание, когда работает только язык тела,

неотъемлемая часть консультативного процесса. Языку тела подвластны все эманации, телесные послания, идущие от дру­гого человека. Тело, организм консультанта следует превра­тить в подобие радара, улавливающего все послания, исходя­щие от клиента. В связи с этим психологу следует:

• изучать свой телесный язык;

" обогащать свой телесный опыт;

• учиться осознавать, что чувствует тело;

• уметь отодвигать свой собственный опыт, предоставляя себя в качестве резервуара для другого человека;

• мастерски владеть своим телом, чтобы использовать его для передачи своих ощущений.

Самоценность. Самоценность - целостное образование внут ри человека, представляющее интеграцию переживаний своего Я. Самоценность характеризует наполненность человека жиз­ненной энергией и силой. Самоценность - динамическое образо­вание, ее уровень в сложные моменты жизни снижается, на фоне радостных событий уровень самоценности повышается. Чем выше уровень самоценности, тем более полно живущим ощуща­ет себя человек. В таком состоянии человек способен адекватно оценивать как свои сильные стороны, так и слабые: его Я не раз­рушается. Какой бы уровень самоценности не обнаруживал че­ловек, в любой момент он может сделать шаг для самоисследова­ния и пополнения своей самоценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.