КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностное самоопределение практического психолога
Свойства, которые исследователи и сами психологи-практики выделяют как профессионально важные качества, входящие в образ Я психолога-консультанта, описываются нами в системе координат: гуманность и инициативность. Все личностные свойства, входящие в образ Я психолога-практика, мы объединили в понятие «гуманность». К гуманности можно отнести духовность, эмпатийность, открытость, этичность, мудрость, порядочность, сдержанность, терпеливость, веру в другого человека, благородство и пр. Все профессиональные свойства, входящие в образ Я и характеризующие психолога-практика как специалиста, объединены нами в понятие «инициативность». К инициативности можно отнести интеллектуальность, гибкость, технологичность, прагматичность, аутентичность, наблюдательность, оперативность, решительность и пр. Тогда профидентичность изображается в этих координатах следующим образом: Профессиональная идентичность не может быть в 3-м квадранте: отсутствие и инициативности, и гуманности ведет к обезличиванию, неуверенности, зависимости. В реальности отечественной психологической практики это может быть либо «серый», бездарный выпускник вуза, либо чье-то протеже. Шансов на реальную профессиональную успешность у него мало. Профессионал, попавший в 2-й квадрант, очень хороший человек, приятный во всех отношениях, сочувствующий, отзывчивый, но вот собственно по части профессионально помочь - он слабоват. Он за всех страдает, всем сочувствует, сопереживает и сам не знает, что с этим делать дальше. Это чаще всего профидентичность начинающего психолога, который переполнен желанием помогать, спасать, но не знает как. Профессионал, попавший в 4-й квадрант, - это человек, хорошо владеющий своим мастерством, технологиями, но вот по части душевности, эмпатийности, уважения к личности, таинству души - он не богат. Это чаще всего профидентичность эмоционально сгоревшего человека. Профессионал, попавший в 1-й квадрант, — это мастер своего Дела (особенно, если он попадает по выраженности свойств на биссектрису), ему хватает и душевности, и технологичности. Именно этот квадрант задает профидентичность, более того, именно в нем может быть описана талантливая личность искусно психолога-практика. Здесь аккумулируются все профессионально важные качества психолога-практика. Специфика содержания деятельности психолога-практика актуализирует две темы: этическую и «психотехническую». Важным качеством практического психолога А. Ф. Бондаренко считает особый - деонтологический - менталитет, основу которого составляют личностные смысловые структуры, определяющие этические мотивы и способы деятельности безотносительно к институциональным стандартам. Получив базисное содержание образования, относящееся к усвоению знаний и умений, связанных с функционированием психики, ее природы, методов исследования и истории психологической науки, психолог-практик в своей работе сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, которые не сравнимы с экспериментальными исследованиями. Реальная жизнь отличается от эксперимента невоспроизводимостью происходящих в ней событий, переживаний и невосполнимо-стью утрат. «Каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию, или, на худой конец, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или изменяет его условия». Отсюда вытекает совершенно иная мера ответственности психолога за ход и результаты консультативного и психотерапевтического процесса, считает А. Ф. Бондаренко, мнение которого мы полностью разделяем. Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки - самой человеческой жизни, человеческой судьбы, что и выдвигает этическую проблематику на первое место при профессиональной подготовке психологов- практиков. Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных черт, отличающих психологов- исследователей от психологов-практиков, с помощью опросника 16 PF. «Профессиональные портреты» строились с учетом эффективности деятельности в форме регрессионных уравнений. Аргументами в них были личностные черты, функцией - эффективность, весовые коэффициенты указывали на вклад факторов в прогноз эффективности профессиональной деятельности. Для психолога-практика: =0,72-А + 0,29-.В+0,29-Я+0,29-ЛГ; где -А - готовность к контактам, N - умение поддерживать контакт, В - общая интеллектуальность, Н - ненасыщаемость контактами с другими людьми. В. Н. Дружинин, интерпретируя эти результаты, пишет, что, очевидно, психолог-практик нуждается в «живой воде» человеческого общения. Для него это естественная среда обитания, люди ему не надоедают, а контакты с ними потребны и никогда не утоляют жажду общения. российские психологи Н. А. Аминов и М. В. Молоканов выявили, что для успеха практического психолога самыми важными качествами личности являются: общий интеллект и стрессо-устойчивость, поддерживающий стиль общения. По их данным, практик умеет поддерживать контакт и устойчив к стрессу при общении, может контролировать свое поведение, эмоционально заразителен, эмпатичен, повышенно самоуверен, расслаблен, энергичен и самодостаточен. Следовательно, психолог-практик является личностью, способной хорошо адаптироваться к социальной среде. Вместе с тем, как и в любой профессии, где пытались определить профиль идеального специалиста, в практической психологии не существует какой-либо совершенной модели психолога, однако выявлены определенные общие характеристики, влияющие на успех и личную удовлетворенность работой. Назовем их общепсихологическими. На наш взгляд, Е. В. Сидоренко и Н. Ю. Хрящева наиболее полно выделяют и описывают некоторые общие качества практического психолога. Перечислим основные. • Психологическая наблюдательность - это чувствительность в восприятии психологических явлений, других людей. Хороший наблюдатель, с одной стороны, способен видеть другого человека и запоминать, как он выглядел, что говорил и что делал, ас другой стороны, он обладает способностью «нанизывать», аккумулировать наблюдения и использовать все Увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного его понимания. • Психологическое мышление - это особый способ, стиль мышления, предполагающий способность чувствовать психологическое содержание наблюдаемых событий и умение его энализировать. Развитое психологическое мышление харак-Геризуется высоким уровнем всех мыслительных операций, децентрированностью, высокой версионностью, прогностич-ностью и парадоксальностью. • Самообладание - это способность концентрироваться на психологической задаче, несмотря на негативные эмоциональные состояния, возникающие во время работы, а также, невзирая на внешние отвлекающие, мешающие или провоцирующие воздействия. • Умение слушать - означает слышать то, что человек хочет сообщить на самом деле, не только то, что он говорит вслух, но и то, что передается без слов. При этом слышать другого - это также и слышать самого себя, улавливать свои реакции, которые возникают в ответ на те или иные слова, действия, проявления человека. • Эмпатия - это способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию. Она помогает понять состояние человека, установить с ним доверительные отношения, в результате чего возникает атмосфера, позволяющая клиенту экспериментировать со своим поведением, изменяться. • Креативность - это способность к нестандартным решениям и поведению, способность обнаруживать новые решения проблем или новые способы выражения. Креативность помогает психологу преодолевать.стереотипность поведения, находить оригинальные решения проблем в сложных ситуациях. В ракурсе общепсихологических качеств интересно отследить точки зрения зарубежных авторов. В психограмме профессии психолога, составленной по материалам японских авторов, наличествуют следующие черты: внимание, стремление понять позицию других, дружелюбие, общительность, способность стать лидером, вежливость, обходительность, руководство здравым смыслом, жизнерадостность, мужество, смелость, терпеливость, склонность к разнообразию, энтузиазм в трудовой деятельности, тщательность, схватывание новых идей, самостоятельность, ответственность, аккуратность и последовательность в работе, способность к планированию своего будущего, способность к словесным высказываниям, хорошая память, способность обучать других, умение заботиться о больных, умение заботиться о посторонних. К основным психическим свойствам относят: дружелюбие, общительность, вежливость, обходительность, жизнерадостность, умение заботиться о посторонних. Общий обзор приведенных качеств показывает, что основу общепсихологических качеств практических психологов представляет совокупность общечеловеческих, гуманных качеств. По сути, речь идет о выраженном личностном начале (экзистенциальное Я), т. е. психолог-практик должен прежде всего обладать самоидентичностью. Мы связываем появление и наличие общепсихологических качеств с личностным самоопределением в структуре профидентичности. Что же является самым главным? Каким же должен быть консультант? Наверное, это вопрос вечный и неоднозначный. Но есть некоторые мнения, которые, как нам показалось, интересны в обобщающем плане. А. Комбс, изучая профессиональные особенности людей «помогающих профессий», пришел к выводу, что эффективный психотерапевт должен относиться к людям с позитивными установками (верить в людей). Мнение Г. А. Миккин: «Для меня профессионализм - это восхождение к простоте. К умению не суетиться, не придумывать, а ясно и цельно воспринимать мир и делать достаточно простые вещи. <...> Профессионал создает тот целебный контакт, который порождает стремление жить и выздоравливать. Контакт, основанный на уважении к уникальности человека и бережности, приравниваемой к любви». Э. Г. Эйдемиллер, напротив, уверен, что «не надо любить клиента, лучше помогите ему профессионально». Другие терапевты отмечают в качестве интегральных следующие качества: - спонтанность, способность «вернуться к ребенку в себе» (Дж. Миллс, Р. Кроули); - трудолюбие, целенаправленность (М. Э. Телешевская); - ответственность - за изменения, за отзывчивость и откровенность (К. Витакер); - интуиция (К. Витакер, Г. А. Миккин, Р. Мэй, К. Руде-стам). Итак, описанные позиции не столько раскрывают личность консультанта, сколько дают понятие о спектре сложных психотерапевтических взаимоотношений, который отражает из-'ечное противостояние социального и индивидуального -личность и роль. Именно поэтому в сфере профессионально-важных качеств присутствуют и сугубо личностные свойства, и профессионально-ролевые характеристики. Безусловно, воспроизводимый в профессионально-важных качествах образ практического психолога идеализирован, нормативно выверен, или используя слова Р. Гринсона: «это нечто, для чего нет модели в реальной жизни». Мы далеки от мысли, что реальный практический психолог - это личность, которая не чувствует никаких страстей и не имеет внутренних конфликтов. Нашей целью не является уничтожение любой своеобразности человеческого характера ради схематической «нормальности» профессионала, аспекты этой проблемы обсуждаются далее в прикладном ключе. Личностное самоопределение консультанта включает мировоззренческие составляющие, эффективное использование речевых средств, владение языком тела, самоценность. Мировоззренческие составляющие психолога — это не догмы. Обращение к мировоззрению - это попытка взглянуть на то, о чем должен задуматься человек, выбирая профессию психолога-консультанта. Опишем основные мировоззренческие составляющие психолога-консультанта гуманистической ориентации. • Все люди разные. • Каждый человек уникален в своем бытии и неповторим в своих личностных качествах. • Каждый человек фатально и беспредельно одинок. Единственно надежный способ преодоления этого одиночества в рамках живого - любовь. • Каждая человеческая жизнь имеет свое предназначение. • Существуют определенные силы, препятствующие самореализации человека. Это оковы физического мира, цивилизации, семьи и свои собственные, персональные. Психолог-консультант не может насильно изменить клиента, однако в его силах создать условия для самоизменения человека. Указывают на два инструмента, которые позволят создавать условия для такого самоизменения: 1) сам психолог-консультант (со своим мировоззрением, речевыми и невербальными средствами контакта, со своей самоценностью); 2) условия общения (дистанция, плоскость и пространство общения). Рассмотрим, что может предоставить в распоряжение клиента консультант. Речевые средства. Речь - это мысли, выраженные в словах, возникающие в голове консультанта и передаваемые им клиенту. Речевые послания определяются речевыми формулами, которые транслировались самим себе. Речь консультанта должна быть четкой и лаконичной, хорошо продуманной, не произносить лишних слов, говорить мало, но чрезвычайно метафорично и взвешенно, иметь очень точные внутренние весы (М. Грачева, Э. Г. Эйдемиллер). Психологу-консультанту следует научиться «словеса вити». Его послания должны быть «чистыми», если этого нет, то он не консультант, а клиент, и ему не следует заниматься консультированием. «Нечистые» послания свидетельствуют, что человек наполнен проблемами и: • говорит не то, что думает; • не способен осознать свои чувства; • не может выразить их в слове; • не может понять другого человека. Всегда эффективны в консультационной ситуации простые техники: техника активного слушания, техника разъяснения, техника убеждения, техника внушения, лаконичное описание образов, метафорические послания. Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать стороннего человека, понимать именно его внутренний мир, а не мерить его своим аршином (не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении). Язык тела. Мотив многоговорения консультанта скорее свидетельствует не о красноречии психолога, а является показателем психологического неблагополучия. Он может маскировать повышенную тревожность, профессиональную гор-Дьгяю, самолюбие, недоверие к клиенту. Сосуществование в Диаде консультант-клиент должно быть спокойным, не напряженным. Молчание, когда работает только язык тела, неотъемлемая часть консультативного процесса. Языку тела подвластны все эманации, телесные послания, идущие от другого человека. Тело, организм консультанта следует превратить в подобие радара, улавливающего все послания, исходящие от клиента. В связи с этим психологу следует: • изучать свой телесный язык; " обогащать свой телесный опыт; • учиться осознавать, что чувствует тело; • уметь отодвигать свой собственный опыт, предоставляя себя в качестве резервуара для другого человека; • мастерски владеть своим телом, чтобы использовать его для передачи своих ощущений. Самоценность. Самоценность - целостное образование внут ри человека, представляющее интеграцию переживаний своего Я. Самоценность характеризует наполненность человека жизненной энергией и силой. Самоценность - динамическое образование, ее уровень в сложные моменты жизни снижается, на фоне радостных событий уровень самоценности повышается. Чем выше уровень самоценности, тем более полно живущим ощущает себя человек. В таком состоянии человек способен адекватно оценивать как свои сильные стороны, так и слабые: его Я не разрушается. Какой бы уровень самоценности не обнаруживал человек, в любой момент он может сделать шаг для самоисследования и пополнения своей самоценности.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |