Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронотопы




Поддержка

Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача не­вербальных поглаживаний.

Один человек выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подошедшего.

То же, но подходят сзади и обнимают сидящего.


Все суета, суета, суета! В чаши судьбы до краев налита.

Огден Нэш

Человек становится человеком, обретает идентичность, ко­гда он способен встать внутри протяжения времени. М. Хай-деггер задается вопросом: «Человек - создатель времени или его получатель? И если второе, то как человек получает вре­мя? Если человек сначала человек, чтобы потом по обстоя­тельствам, то есть к какому-то определенному времени полу­чить восприятие времени и встать в отношение к нему?» Вопрос об овладении человеком временем поднят философом как один из глобальных вопросов бытия.

Но почему при осознании всей важности обозначенного во­проса так распространено бессмысленное отношение к нему? * • •. время нередко не сознается необходимым условием всего,

пл

что есть в мире, - пишет по этому поводу П. Флоренский, - и потому представляется естественной возможность беспре­дельного существования». Отсутствие координаты времени в сознании, в характеристике образа жизни лишает его дли­тельности, выхолащивает его как изнутри определяемый про­цесс, может привести к остановке личностного роста, утрате идентичности. Время выражает «четырехмерную полноту личности... Есть дни нашей жизни более важные, более ответ­ственные и более характерные графически, нежели другие; есть и возрасты более заметные в разных отношениях, чем прочие. И все-таки мы живем сегодня не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, или точнее сказать - и сегодня, и завтра, и послезавтра живем ради цельности, ни одним днем не исчер­пываемой, но вместе с тем и всяким днем символически знаме­нуемой» (П. Флоренский).

Качественные особенности психологического времени слу­жили предметом анализа в работах С. Л. Рубинштейна, сфор­мулировавшего понятия «кажимости» времени как адекват­ной формы жизни человека и «субъекта жизни» как личности, ответственной за сценарий своей жизни (противоположное - «субъект поступка» - фрагментация идентичности). Каково психологическое содержание, такого образования, как чувство времени? На этот вопрос находим ответ у группы авторов -В. Графа, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Они считают, что чувст­во времени является сложной системой актов сознания, возни­кающей на основе определенной практики использования вре­мени в его организации в повседневной жизнедеятельности. В своей развитой форме чувство времени предполагает осозна­ние связи хода собственной жизни с историческим, социальным временем. Чувство «бытового времени» проявляет себя в опреде­ленной способности организовывать и регулировать всю систему индивидуального повседневного поведения в целях более про­дуктивного использования времени, оно предполагает не упус­кать в настоящем тех дел, от которых будут зависеть отдаленные действия и поступки, будет зависеть будущее.

С нашей точки зрения, временная и пространственная ор­ганизация (все вместе - хронотопы) личности являются эле­ментами структуры личности (основа самоорганизации).

Психологами установлено, что только личностный смысл способен пронизывать время, уплотнять его, если этого не

происходит, время превращается в «дурную бесконечность», лишенную смыслов и самосознания, что воплощается в кри­зисах идентичности. Не подкрепленную сознанием идею идентичности можно рассматривать бесконечно, если к тому же она не преломлена через личностные смыслы - она бес­сильна.

Если воспользоваться определением смысла, данным А-А. Брудным, согласно которому смысл - «это такое отраже­ние действительности в сознании, которое может изменить действительность», то возникают очевидные и бесспорные па­раллели со способами личностного и жизненного самоопреде­ления и появляется возможность для переживания своей не­повторимости и уникальности бытия, т. е. идентичности.

Как может рассматриваться процесс достижения идентич­ности, самоопределения и самоорганизации поведения, пре­ломленный сознанием, изменениями смысла, ценностей? В теории установки (Д. Н. Узнадзе) этот процесс объясняется воздействием сознания на поведение. Нас интересует не абст­рактное поведение человека, а его жизнедеятельность, вре­менные аспекты его жизни, взаимосвязь событий, которые подчиняются логике данной реальности. Условия «данной ре­альности» определяют направленность человека, последняя представляет собой мотивационно-смысловую структуру дея­тельности, которая вбирает в себя программу деятельности, отношение будущих действий и операций, жизненный план. В составе жизненного плана различаются два типа целей: иде­альные (конечные) и реальные, конкретные. Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти Цели стабильны. Реальные же цели характеризуются кон­кретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависи­мости от успехов и неудач. Таким образом, обнаруживается связь жизненного плана с ценностями.

Ценности, в свою очередь, связаны с представлением о смыс­ле жизни, которое является одновременно и основанием раз­вития личности, и его результатом. С нашей точки зрения, Ценности выступают еще одним элементом структуры иден­тичности (основа образа Я), определяя существование в мире смыслов как существование на собственно личностном уров­не. Они играют ведущую роль в процессе формирования лич­ности, т.к. на их основе создаются эталон, образ будущего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.