КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронотопы
Поддержка Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача невербальных поглаживаний. Один человек выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подошедшего. То же, но подходят сзади и обнимают сидящего. Все суета, суета, суета! В чаши судьбы до краев налита. Огден Нэш Человек становится человеком, обретает идентичность, когда он способен встать внутри протяжения времени. М. Хай-деггер задается вопросом: «Человек - создатель времени или его получатель? И если второе, то как человек получает время? Если человек сначала человек, чтобы потом по обстоятельствам, то есть к какому-то определенному времени получить восприятие времени и встать в отношение к нему?» Вопрос об овладении человеком временем поднят философом как один из глобальных вопросов бытия. Но почему при осознании всей важности обозначенного вопроса так распространено бессмысленное отношение к нему? * • •. время нередко не сознается необходимым условием всего, пл что есть в мире, - пишет по этому поводу П. Флоренский, - и потому представляется естественной возможность беспредельного существования». Отсутствие координаты времени в сознании, в характеристике образа жизни лишает его длительности, выхолащивает его как изнутри определяемый процесс, может привести к остановке личностного роста, утрате идентичности. Время выражает «четырехмерную полноту личности... Есть дни нашей жизни более важные, более ответственные и более характерные графически, нежели другие; есть и возрасты более заметные в разных отношениях, чем прочие. И все-таки мы живем сегодня не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, или точнее сказать - и сегодня, и завтра, и послезавтра живем ради цельности, ни одним днем не исчерпываемой, но вместе с тем и всяким днем символически знаменуемой» (П. Флоренский). Качественные особенности психологического времени служили предметом анализа в работах С. Л. Рубинштейна, сформулировавшего понятия «кажимости» времени как адекватной формы жизни человека и «субъекта жизни» как личности, ответственной за сценарий своей жизни (противоположное - «субъект поступка» - фрагментация идентичности). Каково психологическое содержание, такого образования, как чувство времени? На этот вопрос находим ответ у группы авторов -В. Графа, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Они считают, что чувство времени является сложной системой актов сознания, возникающей на основе определенной практики использования времени в его организации в повседневной жизнедеятельности. В своей развитой форме чувство времени предполагает осознание связи хода собственной жизни с историческим, социальным временем. Чувство «бытового времени» проявляет себя в определенной способности организовывать и регулировать всю систему индивидуального повседневного поведения в целях более продуктивного использования времени, оно предполагает не упускать в настоящем тех дел, от которых будут зависеть отдаленные действия и поступки, будет зависеть будущее. С нашей точки зрения, временная и пространственная организация (все вместе - хронотопы) личности являются элементами структуры личности (основа самоорганизации). Психологами установлено, что только личностный смысл способен пронизывать время, уплотнять его, если этого не происходит, время превращается в «дурную бесконечность», лишенную смыслов и самосознания, что воплощается в кризисах идентичности. Не подкрепленную сознанием идею идентичности можно рассматривать бесконечно, если к тому же она не преломлена через личностные смыслы - она бессильна. Если воспользоваться определением смысла, данным А-А. Брудным, согласно которому смысл - «это такое отражение действительности в сознании, которое может изменить действительность», то возникают очевидные и бесспорные параллели со способами личностного и жизненного самоопределения и появляется возможность для переживания своей неповторимости и уникальности бытия, т. е. идентичности. Как может рассматриваться процесс достижения идентичности, самоопределения и самоорганизации поведения, преломленный сознанием, изменениями смысла, ценностей? В теории установки (Д. Н. Узнадзе) этот процесс объясняется воздействием сознания на поведение. Нас интересует не абстрактное поведение человека, а его жизнедеятельность, временные аспекты его жизни, взаимосвязь событий, которые подчиняются логике данной реальности. Условия «данной реальности» определяют направленность человека, последняя представляет собой мотивационно-смысловую структуру деятельности, которая вбирает в себя программу деятельности, отношение будущих действий и операций, жизненный план. В составе жизненного плана различаются два типа целей: идеальные (конечные) и реальные, конкретные. Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти Цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач. Таким образом, обнаруживается связь жизненного плана с ценностями. Ценности, в свою очередь, связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. С нашей точки зрения, Ценности выступают еще одним элементом структуры идентичности (основа образа Я), определяя существование в мире смыслов как существование на собственно личностном уровне. Они играют ведущую роль в процессе формирования личности, т.к. на их основе создаются эталон, образ будущего.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |