Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об иностранных инвестициях




1. Инвестирование капиталов в экономику зарубежных стран началось еще в конце XIX столетия. Развитие капитализма в Российской империи в конце XIX – начале XX в. происходило в основном за счет иностранных капиталов. Деятельность иностранных компаний в то время не подвергалась особому регулированию. С введением новой экономической политики в СССР в 1920-х годах вновь началось привлечение иностранных капиталов, в основном в форме заключения концессионных договоров. С отказом от нэпа в начале 1930-х годов были аннулированы и концессионные договоры. Прекращение существования СССР, переход к рыночной экономике вновь возродили политику привлечения иностранных инвестиций. В начале 1990-х годов иностранные инвестиции рассматривались в качестве главного источника рыночного преобразования экономики стран СНГ. Этим объясняется развитие специального законодательства по регулированию иностранных инвестиций, которое преследовало главную цель – привлечение иностранных инвесторов в страну. Необходимо заметить, что страны с развитой экономикой допускают иностранных инвесторов к экономической деятельности на общих началах конкуренции, ограничивая лишь их присутствие в отдельных территориях и отраслях.

2. В Республике Беларусь инвестиционное законодательство возникло в начале 90-х годов прошлого столетия в результате принятия Закона от 29 мая 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»[85], Закона от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь»[86], Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 № 324 «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей».

С 10 октября 2001 г. действует Инвестиционный кодекс Республики Беларусь в редакции законов от 5 августа 2004 г. № 313-З, от 1 ноября 2004 г. № 325-З, от 18 июля 2006 г. № 159-З, от 9 ноября 2009 г. № 55-З.

В ст. 1 дано следующее определение инвестиций: «Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата».

Инвесторы делятся на две категории: национальных либо иностранных. Иностранными инвесторами признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Объектами инвестиций в Республике Беларусь могут быть:

- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

- ценные бумаги;

- интеллектуальная собственность.

Иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных в Инвестиционном кодексе. Это может быть:

1) создание юридического лица;

2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

- доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

- ценных бумаг;

- прав на объекты интеллектуальной собственности;

- оборудования;

- других основных средств.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных Инвестиционным кодексом. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь от 18 июля 2006 г., который внес изменения в Инвестиционный кодекс, отменил норму о недопустимости в отношении иностранных инвесторов ухудшения условий деятельности в течение пяти лет (так называемая «дедушкина оговорка»). Еще ранее Законом Республики Беларусь от 5 августа 2004 г. были отменены налоговые льготы в отношении коммерческих иностранных организаций и коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

3. Существенные изменения в правовое положение иностранных инвесторов внесли декреты Президента Республики Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» ввел заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Декретом также были утверждены Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

В соответствии с Декретом процедура регистрации КОИИ упрощена до предела и предусматривает представление в регистрирующий орган следующих документов:

- заявления о государственной регистрации;

- устава или учредительного договора для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора, в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;

- легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации;

- копии документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык – для иностранных физических лиц;

- оригинала либо копии платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Срок регистрации субъектов хозяйствования установлен в пять дней, что является одним из самых коротких сроков регистрации предприятий в мире.

Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 года №7) внес следующие изменения в инвестиционное законодательство:

Во-первых, существенно изменен порядок заключения инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь. В Декрете приведен перечень органов, которым предоставлено право заключать инвестиционные договоры от имени Республики Беларусь. Наряду с республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Управлению делами Президента Республики Беларусь право заключения инвестиционных договоров получили областные и Минский городской исполнительные комитеты, если такие договоры не предусматривают предоставление инвестору или организации, созданной в Республике Беларусь с участием этого инвестора дополнительных льгот и преференций, кроме уже установленных в законодательстве Республики Беларусь.

Во-вторых, при заключении инвестиционного договора, не предусматривающего дополнительных льгот и преференций по сравнению с уже действующими, не требуется бизнес-план инвестиционного проекта и проведения государственной комплексной экспертизы этого проекта.

В-третьих, в Декрете содержатся следующие дополнительные обязательные требования, предъявляемые к содержанию договора:

- возмещение ущерба причиненного инвестору в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств;

- требования о конфиденциальности информации относительно заключенного инвестиционного договора;

- в качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, или инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора.

В-четвертых, с целью ускорения реализации инвестиционных проектов Декрет предусматривает:

- право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов строительства. Возможность применения проектной документации, разработанной в соответствии с зарубежными нормами проектирования и стандартами в области строительства;

- предоставление в аренду земельного участка требуемого размера без проведения аукциона на право заключения договора аренды в намеченном месте строительства, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству;

- в ходе строительства предоставляется право удаления объектов растительного мира без компенсационных выплат.

- В-пятых, инвесторам установлены следующие льготы и преференции:

- вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров, имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащению объектов, предусмотренных инвестиционным проектом;

- освобождение от внесения платы за право заключенного договора земельного участка;

- не требуется возмещение потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием земельного участка;

- не производятся отчисления в инвестиционные фонды на срок действия инвестиционного договора;

- не уплачиваются ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость, взимаемые таможенными органами при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему, для использования его на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта;

- не взимается государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;

- не уплачивается налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений, изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых для реализации инвестиционных проектов.

Одновременно с Декретом №10 был принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь».

Указ дал право Совету Министров Республики Беларусь предоставлять физическим или юридическим лицам полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Указанные лица получили статус инвестиционных агентов. С ними должен заключаться на безвозмездной основе договор о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в страну. В обязанности инвестиционных агентов входит:

- привлечение инвесторов в Республику Беларусь;

- сопровождение инвестиционных проектов, включая предоставление инвесторов консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также услуг по разработке необходимых документов.

Правительство приняло постановление от 6 ноября 2009 года №1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10» (в ред. Постановления Совмина от 10.03.2010 года №335), которым были утверждены Положение о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

В приложении к Положению о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь приведена примерная форма инвестиционного договора, где говорится, что при заключении инвестиционного договора стороны будут руководствоваться ИК Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года №1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10». Очевидно, указанные правовые акты следует считать основными в вопросе регулирования иностранных инвестиций.

Успешному ведению государственной инвестиционной политики должен способствовать новый орган, создание которого предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 года №273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации».

В качестве основных задач Агентства определены:

- реализация государственной политики в сфере инвестиций и приватизации;

- осуществление мониторинга реализации инвестиционных проектов и приватизации государственного имущества, выработка предложений по совершенствованию данной работы и внесение их на рассмотрение Правительства и иных государственных органов;

- разработка и реализация мероприятий по формированию инвестиционного имиджа Республики Беларусь;

- создание и внедрение единой информационной базы по вопросам инвестиционной деятельности, включая единый реестр инвестиционных проектов для привлечения иностранных инвестиций;

- организация взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и инвесторов по вопросам привлечения инвестиций.

4. Особый правовой режим для иностранных инвесторов установлен в свободных экономических зонах, созданных в Республике Беларусь. Деятельность СЭЗ регулируется Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах», Указом Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» и другими нормативными актами.

Свободная экономическая зона – это часть территории Республики Беларусь с точно установленными границами и специальным правовым режимом, предусматривающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Главные цели деятельности СЭЗ: 1) создание благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов Республики Беларусь; 2) внедрение прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий; 3) содействие международной интеграции и сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Свободные экономические зоны создаются Президентом Республики Беларусь. Заявленный объем инвестиции для юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ после 1 апреля 2008 г., должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро. Для резидентов СЭЗ налог на прибыль уменьшен на 50% от ставки, установленной законодательством, и при этом он не может быть более 12%. Полученная прибыль резидента СЭЗ от реализации товаров или услуг собственного производства освобождается от обложения налогом в течение пяти лет с даты ее объявления.

В Республике Беларусь действует шесть свободных экономических зон: «Минск», «Гомель-Ратон», «Брест», «Могилев», «Витебск», «Гродно-инвест». СЭЗ состоят из отдельных участков и секторов с четко определенными границами.

Резидентами СЭЗ являются как юридические лица Республики Беларусь, так и иностранные инвесторы. Основные критерии в отборе кандидатов на допуск к работе в СЭЗ – это прогрессивность используемых технологий и производство импортозамещающей продукции. Доля иностранных инвестиций в СЭЗ неодинакова. Наиболее успешно развивается свободная экономическая зона «Брест», которая является комплексной зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О парке высоких технологий»[87] в Минске был создан Парк высоких технологий, занимающий площадь 50 гектаров. Направлениями деятельности парка являются: разработка и внедрение информационно-коммуникативных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникативных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Генеральным застройщиком ПВТ является израильская строительная компания. Резиденты ПВТ освобождены от всех налогов, включая налог на добавленную стоимость, налог на прибыль. А также таможенные пошлины. Подоходный налог для сотрудников компаний - резидентов Парка составляет 9%.

На 1 января 2012 г. ПВТ зарегистрированы и действуют 106 резидентов, 52 из которых созданы белорусскими инвесторами, 31 – со 100% иностранного капитала, 54 – совместные компании с белорусским и иностранным капиталом.

Объем экспорт программного обеспечения в 2011 г. составил 215 млн. долларов США, что в общем объеме деятельности составило 87%.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.