КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормальный закон распределения 4 страница
Соотношение (7.14) можно выразить через коэффициент безопасности и коэффициенты вариации, разделив числитель и знаменатель дроби на Yq,: up = (n - 1)/(п2Уп2 + Vy2)1/2 (7.15) где n = Y/Y Vп = с>п/^ср, Vy = aY/Y^. В общем случае параметр Y может быть выражен функциональной зависимостью Y = ф (Х1, X2,..., Xn) (7.16) где x1, x2,..., xn — случайные факторы. Среднее значение Yq, и среднее квадратичесхое отклонение a Y параметра Y как известной функции случайных аргументов определяют по следующей зависимости: Yср = ф(x1ср, x2ср,..., xnср) (7.17) где дф/дxi - частная производная функции ф по фактору xi, в которую подставляют средние значения факторов x^, x2ср, x^j,; a1, a2, сп - средние квадратические отклонения факторов. 7.6. Проектный расчет надежности технической системы Известно, что техническая система, как правило, состоит из большого числа подсистем, которые между собой имеют определенную взаимную связь. Приступая к расчету надежности системы, предварительно устанавливают последовательность включения отдельных подсистем, а затем составляют функциональную схему работы системы во времени при выполнении поставленной задачи. Надежность системы рассчитывают в каждом интервале времени, в котором задействованы определенные подсистемы, при этом суммарное время работы системы будет соответствовать времени выполнения поставленной задачи. Не исключено, что отдельные подсистемы могут работать в течение всего периода времени выполнения поставленной перед системой задачи. В этом случае вероятность безотказной работы системы в течение всего временного интервала определяется выражением вида P(t) = p^h) р2^2)... р„(^), где t1; t^..., ty, - интервалы времени, соответствующие вероятностямp2,...,pn. Для определения вероятностей pi(h), p2(t2)... pn(tn) для каждого интервала времени работы системы составляют структурные схемы надежности. Расчет надежности на этапе проектирования проводят по справочным данным интенсивностей отказов элементов или используют статистические данные, полученные по результатам испытаний или эксплуатации элементов-аналогов в составе системы. Порядок расчета надежности по справочным данным сводится к следующему. В зависимости от заданных условий эксплуатации системы (температуры, влажности, нагрузки и др.) взятые из справочников по надежности значения интенсивностей отказов умножают на коэффициент условий применения Ку, который может быть больше или меньше единицы. Необходимо помнить, что справочные данные по интенсивностям отказов приводятся в основном для элементов электроавтоматики, так как эти элементы стандартизованы и выпускаются предприятиями промышленности с использованием примерно одной технологии, а следовательно, и интенсивности их отказов мало отличаются. Таким образом, чтобы установить интенсивность отказов элементов электроавтоматики, необходимо выполнить следующие этапы: 1) составить перечень элементов, указывая их название, а также число элементов, входящих в состав системы; 2) определить по справочнику интенсивности отказов; 3) найти коэффициенты условий применения Ку с помощью соответствующего расчета или графика по справочнику, учитывая нагрузку, температуру и др.; 4) перемножить интенсивности отказов на множители Ку. Это и будет интенсивность отказов при использовании элемента в данных условиях. Такую же процедуру осуществляют для всех элементов системы. Для проведения расчета составляют таблицу справочных данных, примером которой является табл. 7.1. Таблица 7.1 Справочные данные для расчета надежности системы
Так как в процессе эксплуатации элементы системы находятся как в рабочем состоянии, так и в состоянии хранения и транспортирования, то используют следующие формулы пересчета интенсивностей отказов: Хх = А-10-3; Х = 1,5А; Ат,х = 1,5 А*. (7.18) При показательном законе распределения времени безотказной работы надежность элемента определяется из соотношения вида p,(t) = exp(-X t+Хт ^+Хх fx) (7.19) При (-Х; t+AjT £т+Агх tx) << 1 Pi(t) * t+A* U+Ax tx) (7.20) Если в системе предусмотрены различные виды резервирования, то при расчете надежности используют соответствующие формулы. Для восстанавливаемых систем одним из основных показателей надежности является коэффициент готовности. Расчет коэффициента и его среднего квадратического отклонения проводят по формулам: К =1- Кр - Крег, (7.30) где Кр - коэффициент ремонта системы: Приближенное значение среднего квадратического отклонения OP(t) = (h + К + А,*) = - 1n P(t)/t. (7.21) Тогда вероятность безотказной работы и среднее квадратическое отклонение системы, состоящей из последовательно соединенных элементов, определяют соответственно по формулам: (7.22) (7.23) При расчете надежности механических, гидравлических и пневматических элементов и узлов чаще всего используют статистические данные по испытаниям или эксплуатации элементов-аналогов. При наличии статистических данных вероятность безотказной работы элемента вычисляют по формуле P/(t) = 1 - m,/n,, (7.24) где t - время одного цикла испытаний (работы); mt и n - соответственно число отказов и объем испытаний z'-го элемента. В случае, если mt = 0, то P/(t) = 1 - 1/[2(n + 2)]. (7.25) Среднее квадратическое отклонение элемента определяют с помощью соотношений: OP(t) = {P/(t)[1 -P,(t)]/(n, - 1)}1/2 при m, * 0; (7.26) OP(t) = [1/2(n, + 2)][(5n + 7)/(n, + 3)]1/2 при тг = 0. (7.27) Вероятность безотказной работы и среднее квадратическое отклонение для системы, состоящей из последовательно соединенных элементов, вычисляют соответственно по формулам: (7.28) (7.29) (7.31) здесь Кр - коэффициент ремонта i-го элемента: К,р = Тф/ Гг-э, (7.32) где Тр - среднее время непланового ремонта /-го элемента за период его эксплуатации Ггэ: Тр = Т/в q, S/, (7.33) здесь Т/в - среднее время восстановления одного отказа; q, - вероятность отказа /-го элемента за время ^ одного цикла работы; Sj - число циклов работы /-го элемента: Si = TJh. (7.34) Формулы (7.32) - (7.34) справедливы для элементов, которые не контролируются в процессе их работы. Для непрерывно контролируемых элементов коэффициент ремонта определяют по формуле Кр = 7у(Тв + Ti), (7.35) где Т - среднее значение наработки на отказ i-го элемента. Среднее квадратическое отклонение коэффициента ремонта (7.36) где акр ~ Кр; а коэффициент регламента - по формуле Крег = Трег/Тэ, (7.37) где Трег — время, затраченное на проведение регламента за период эксплуатации Тэ. Пример 7.3. В соответствии с техническим заданием разработана конструкторская документация на изделие типа подвижной установки. Выполнить расчет вероятности безотказной работы и коэффициента готовности, а также найти их средние квадратические отклонения при следующих исходных данных: t =6 ч - время работы в течение суток (принимается пятидневная рабочая неделя); Трег =240 ч - время регламента (технического обслуживания), предусмотренное после каждого года эксплуатации (Тэ =8760 ч). Для удобства используем сокращения: ц. - цикл; от. - отказ. Решение. По результатам анализа конструкторской документации установлено, что все элементы и узлы подвижной установки при выполнении ею работы функционируют в течение 6 ч в сутки. Составим структурную схему надежности изделия (рис. 7.7.). Рис. 7.7. Структурная схема надежности изделия Для расчета надежности элементов 1-3 структурной схемы используем статистические данные, полученные при испытаниях, а расчет надежности элемента 4 проводим по справочным данным. Расчет надежности элемента 1. В соответствии с данными, полученными при эксплуатации металлоконструкций аналогичных изделий, предположим, что т1 =5 от.; п1 =5000 ц.; ^ =6 ч (длительность одного цикла работы) и t1l5 =20 ч (среднее время восстановления одного отказа). Далее, подставляя исходные данные в формулы (7.24) и (7.26), определим p1(t) и Cp1(t): p1(t) = 1 - тх/щ = 1 - 5/5000 = 0,999; Cp1(t) = Wt)[1 -МОИп - 1)}1/2 = [0,9990,001/(5000 - 1)]1/2 = 0,004/ Для вычисления коэффициента ремонта и его среднего квадратического отклонения используем соотношения: К1Р = Пр/Гь = m1 hJ(n\ tц) = 5.20/(5000.6) = 0,0033; Ок1р = = 0,0033. Расчет надежности элемента 2. По результатам эксплуатации механических узлов аналогичных изделий имеем: т2 =8 от.; п2 =4000 ц.; ^ =6 ч и t2l5 =10 ч. Подставляя исходные данные в известные формулы, получим: p2(t) = 1 - m2/n2 = 1 - 8/4000 = 0,998; <Jp2(0 = {p2(t)[1 -p2(t)]/(n2 - 1)}1/2 = [0,9980,002/(4000 - 1)]1/2 = 0,006; К2Р = Т2р/Г2э = m2 t2в/(n2 tц) = 8'10/(60006) = 0,0033; Ок2р = К2р = 0,0033. Расчет надежности элемента 3. По результатам эксплуатации гидравлических узлов аналогичных изделий имеем: т3 =15 от.; п3 =3000 ц.; ^ =6 ч; t3l5 =6 ч. Подстановка исходных данных в известные формулы позволяет рассчитать: p3(t) = 1 - m3/n3 = 1 - 15/3000 = 0,995; <Jp3(0 = {p3(t)[1 -p3(t)]/(n3 - 1)}1/2 = [0,9950,005/(3000 - 1)]1/2 = 0,001; К3Р = Т3р/Г3э = m3 tзв/(nз Q = 15.6/(3000.6) = 0,005; Ок3р = К3р = 0,005. Расчет надежности элемента 4. Структурная схема надежности электроавтоматики (рис. 7.8) представляет собой смешанное соединение элементов. Рис. 7.8. Структурная схема надежности электроавтоматики Составим таблицу исходных данных интенсивностей отказов (табл. 7.2.). Для расчета надежности элемента 4 представим структурную схему в виде четырех ветвей А, В, С и D и определим надежность каждой ветви. Таблица 7.2 Исходные данные для расчета надежности
Ветвь А. Ра(0 = exp[- I(V+ ^)] = 1 - 2(V+ ^х) = 1 - [(435 + 2605,5)6 + +(435 + 2605,5) 18 10-3] 10-6 = 1 - (0,018 + 0,000054) = 0,98; Opa (t) = 1р + К = - ln PA(t)/t = - ln 0,98/6 = 0,0202/6 = 0,0033. где Хр - интенсивность отказов при работе; Хх - интенсивность отказов при хранении. Ветвь В (поканальное резервирование). Для расчета используем формулы: Рв(0 = 1 - [1 - p(t)]2 = 1 - (1 - 0,9963)2 = 0,99999; p(t) = exp[-Ј(V+ ЗД] ~ 1 - 2(V+ ~ 1 - [(312+312)6 + (312+312)1810-3]10-6 «1 - (0,0037+0,000011) «0,9963; Opb (t) = - ln PB(t)/t = 0,00005/6 = 0,000008. Ветвь С (схема два из трех). При расчете используем формулу для схемы два из трех: Pc(t) = p3(t) + 3 p2(t)q(t) = 0,99973 + 30,999720,0003 = 0,9999; p(t) = exp[- (^t+ Xхtх)] = exp[-(52,086 + 52,08 10-3 18) 10-6] = 0,9997; op с (t) = - ln Pc(t)/t = 0,0001/6 = 0,00001. Ветвь D (поэлементное резервирование). При расчете воспользуемся формулой (7.12): PD(t) = {1 - [1 - p6(t)]3}{1 - [1 - p7(t)]3} = (1 - 0,125 10-6)(1 - 0,06410-6) = = 0,999999; p6(t) = exp[- (V+^х)] = 1 - (V+^х) = 1 - (8706+870 10-3 18) 10-6 = 0,995; p7(t) = exp[- (V+^х)] = 1 - (V+^х) = 1 - (6086+608 10-3 18) 10-6 = 0,996; Opd (t) = - ln PD(t)/t = 0,000001/6 = 0,01610-6. Надежность электроавтоматики равна: p4(t) = PA(t) PB(t) PC(t) PD(t) = 0,98.0,99999.0,9999.0,999999 = 0,979; = [(3,310 "y + (0,810 "y + (110 у + (0,01610 "уу «0,0033. Из практики известно, что среднее время восстановления электроавтоматики 74в =5 ч. Используя формулу (7.35), вычислим коэффициент ремонта ^4р = Пв/(Г4в + T4) = 5/(5 + 153,8) = 0,031, где 1/T4 = - ln P4(t)/t = - ln 0,979/6 = 0,021/6 = 0,0065 1/ч; 74 = 1/0,0065 = 153,8 ч. Вероятность безотказной работы и среднее квадратическое отклонение изделия в целом соответственно равны: P(t) = p1(t) p2(t) p3(t) p4(t) = 0,9990,9980,9950,979 = 0,971; = (0,0042 + 0,0062 + 0,0012 + 0,00332)1/2 = 0,008. По формуле (7.31) найдем коэффициент ремонта изделия #р = Е&р = 0,0033 + 0,0033 + 0,005 + 0,031 = 0,0426; по формуле (7.36) - среднее квадратическое отклонение Далее по формуле (7.37) вычислим коэффициент регламента Крег = 7рег/7э = 240/8760 = 0,027. Из соотношения (7.30) определим коэффициент готовности Кг = 1 - Кр - Крег = 1 - 0,0426 - 0,027 = 0,93. Среднее квадратическое отклонение коэффициента готовности принимаем равным среднему квадратическому отклонению коэффициента ремонта: окг = окр = 0,037. Ответ: P(t) = 0,971; одо = 0,008; Кг = 0,93; окг = 0,037.
7.7. Применение теории надежности для оценки безопасности технических систем Обеспечение безопасности машин и конструкций - составная часть проблемы надежности. Под безопасностью понимаем надежность по отношению к жизни и здоровью людей, состоянию окружающей среды. Вероятностно-статистические методы и теория надежности начали широко использоваться при расчете особо ответственных объектов, при анализе крупных аварий. Основным базовым показателем надежности и безопасности технических систем может служить вероятность безотказной работы Р({) - вероятность проведения производственных процессов без происшествий в течение некоторого времени t, т. е. того, что в заданном интервале времени t = Т не возникнет отказа этого объекта. Значение Р^), как всякой вероятности, может находиться в пределах 0< Р({) <1. Вероятность безотказной работы Р({) и вероятность отказа R(t) образуют полную группу событий, поэтому Р(0) + R(t) = 1. (7.38) Допустимое значение Р{() выбирается в зависимости от степени опасности отказа объекта. Например, для ответственных изделий авиационной техники допустимые значения Р(0)=0,9999 и выше, т.е. практически равны единице. При высоких требованиях к надежности объекта задаются допустимым значением Р(0) = у% (у% - вероятность безотказной работы объекта в %) и определяют время работы объекта t = Ту, соответствующее данной регламентированной вероятности безотказной работы. Значение Ту называется «гамма-процентным ресурсом» и по его значению судят о большей или меньшей безотказности и безопасности объектов. Пусть R(t) - вероятность возникновения аварийной ситуации на отрезке времени [0, t]. Эта вероятность должна удовлетворять условию R (Т*) < R*, (7.39) где R* - предельно допустимое (нормативное) значение риска возникновения аварийной ситуации. Используем нормативное значение вероятности безотказной, т. е. безопасной, работы Р*, которая весьма близка к единице (например, Р* = 1). Функция риска на отрезке времени [0, t] дополняет функцию безопасности P(t) до единицы: R(t)=1 - P(t). (7.40) Интенсивность риска аварийной ситуации (удельный риск) аналогична интенсивности отказов: r(t) = -P (t)/P(t) = R(t)/[1 -R(t)]. (7.41) Поскольку уровень безопасности должен быть высоким, то можно принять 1 - R(t) = P(t) «1. (7.42) Тогда интенсивность риска аварийной ситуации будет r(t) *R(t) = -P'(t); R(t) = dR/dt. (7.43) Поскольку время t при оценке риска аварии исчисляют в годах, то r(t) имеет смысл годового риска возникновения аварийной ситуации. Средний годовой риск аварии: Гср(Т) = R(t)/T. (7.44) Пусть, например, гср = const = 10-5 год-1; Т = 50 лет. Тогда R(7) = Гср(Т)Т = 10-5-50 = 510-4; P(T) = 1 - R(T) = 1- 5 10-4 = 0,9995. Такие показатели риска аварийной ситуации широко используют в гражданской авиации, а в последние годы их начали применять при нормировании безопасности оборудования атомных электростанций. Для парка одинаковых технических объектов функция безопасности: Pn(t) = Pn(t), (7.45) где n - численность парка одинаковых объектов. В этом случае функция риска Rn (t) = 1 - [1 - R(t)]n «n-R(t) (7.46) при условии nR (t) << 1. Аналогично для удельного риска: Tn (t) «n r(t) и Гп.ср «n rср(t). (7.47) Инженерные расчеты инженерных конструкций на безопасность основаны на концепции коэффициентов запаса. В этом случае расчетное условие имеет вид F < S/m, (7.48) где F - параметр воздействия; S - параметр сопротивления; m - коэффициент безопасности (m >1).
7.8. Показатели безопасности систем «человек - машина» (СЧМ)
Надежность характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМ задач. Оценивается вероятностью правильного решения задач, которая, по статистическим данным, определяется соотношением (7.49) где тот и N - соответственно число ошибочно решенных и общее число решаемых задач. Точность работы оператора - степень отклонения некоторого параметра, измеряемого, устанавливаемого или регулируемого оператором, от своего истинного, заданного, или номинального значения. Количественно точность работы оператора оценивается величиной погрешности, с которой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр: Y= 1н - 1оп, (7.50) где 1н - истинное или номинальное значения параметра; 1оп - фактически измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра. Не всякая погрешность является ошибкой, до тех пор, пока величина погрешности не выходит за допустимые пределы. В работе оператора следует различать случайную и систематическую погрешности. Случайная погрешность оператора оценивается величиной среднеквадратической погрешности, систематическая погрешность - величиной математического ожидания отдельных погрешностей. Своевременность решения задачи СЧМ оценивается вероятностью того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое: (7.51) где <р (Т) - функция плотности времени решения задачи системой «человек-машина». Эта вероятность по статистическим данным (7.52) где тнс - число несвоевременно решенных СЧМ задач. В качестве общего показателя надежности используется вероятность правильного (Рпр) и своевременного (Рсв) решения задачи: Рсчм Рпр ' Рсв. (7.53) Безопасность труда человека в СЧМ оценивается вероятностью безопасной работы: (7.54) где Рвозл - вероятность возникновения опасной или вредной для человека производственной ситуации t-го типа; Рот; - вероятность неправильных действий оператора в t-й ситуации; - число возможных травмоопасных ситуаций. Степень автоматизации СЧМ характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами: (7.55) где Ноп - количество информации, перерабатываемой оператором; Нсчм - общее количество информации, циркулирующей в системе «человек-машина». Экономический показатель характеризует полные затраты на систему «человек-машина». В общем случае эти затраты складываются из затрат на создание (изготовление) системы Си, затрат на подготовку операторов Соп и эксплуатационных расходов Сэ: Жсчм = Ен (Си + Соп)+Сэ, (7.56) где Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат (Си + Соп). Эргономические показатели учитывают совокупность специфических свойств СЧМ и представляют иерархическую структуру, включающую в себя ценностную эргономическую характеристику (эргономичность СЧМ), комплексные (управляемость, обслуживаемость, ос-вояемость и обитаемость СЧМ), групповые (социально-психологические, психологические, физиологические, антропометрические, гигиенические) и единичные показатели. Надежность оператора - свойство качественно выполнять трудовую деятельность в течение, определенного времени при заданных условиях. Ошибками оператора являются: невыполнение требуемого или выполнение лишнего (несанкционированного) действия, нарушение последовательности выполнения действий, неправильное или несвоевременное выполнение требуемого действия. В зависимости от последствий ошибки могут быть аварийными и неаварийными. Надежность оператора характеризуется показателями безошибочности, готовности, восстанавливаемости и своевременности. Показателем безошибочности является вероятность безошибочной работы. Для типовых, часто повторяющихся операций в качестве показателя безошибочности может использоваться интенсивность ошибок (7.57) где Pj - вероятность безошибочного выполнения операций j-го типа; Aj - интенсивность ошибок j-го вида; Nj, nj - общее число выполненных операций j-го вида и допущенное при этом число ошибок; Tj - среднее время выполнения операций j-го вида. Для участка устойчивой работоспособности оператора можно найти вероятность безошибочного выполнения операций: 9(7.58) где kj - число выполненных операций j-го вида; r - число различных типов операций (j = 1, 2,... r). Коэффициент готовности оператора представляет собой вероятность включения оператора в работу в любой произвольный момент времени: (7.59) где Т0 - время, в течение которого оператор по тем или иным причинам не находится на рабочем месте; Т - общее время работы оператора. Показатель восстанавливаемости - возможность самоконтроля оператором своих действий и исправления допущенных ошибок, т.е. представляет вероятностьисправления оператором допущенной ошибки: Рисп = Рк • Роб • Ри, (7.60) где Рк - вероятность выдачи сигнала системой контроля; Роб - вероятность обнаружения оператором сигнала контроля; Ри - вероятность исправления ошибочных действий при повторном выполнении операций. Основным показателем своевременности является вероятность выполнения задачи в течение времени т< t„: (7.61) где _Дг) - функция распределения времени решения задачи оператором. Надежность деятельности оператора не остается величиной постоянной, а меняется с течением времени. Это обусловлено как изменением условий деятельности, так и колебаниями состояния оператора. Среднее значение вероятности безошибочной работы оператора (7.62) где Pi - вероятность наступления i-го состояния СЧМ; Роп/; - условная вероятность безошибочной работы оператора в i-м состоянии; т - число рассматриваемых состояний СЧМ. Для систем непрерывного типа показателем надежности является вероятность безотказного, безошибочного и своевременного протекания производственного процесса в течение времени t: Рч.мл^) = Рт(t) + [1 - Рт(Фал [Реп • Рсв+(1 - Реп)Рисп)], (7.63) где Рт (t) - вероятность безотказной работы технических средств; Коп - коэффициент готовности оператора; РСВ - вероятность своевременного выполнения оператором требуемых действий; Рисп - вероятность исправления ошибочных действий. Для СЧМ дискретного типа: Рч.м.2 = Кг ' рт ' РепРсв + (1 - рт ' Кг)Рвес ' Реп ' рсв + (1 - Реп )рт ' рисп . (7.64) где Кг - коэффициент готовности техники; Рвос - вероятность восстановления отказавшей техники. Вероятность Рчм1 используется в случаях: 1) технические средства работают исправно; 2) произошел отказ технических средств, но при этом: а) оператор безошибочно и своевременно выполнил требуемые действия по ликвидации аварийной обстановки; б) оператор допустил ошибочные действия, но своевременно их исправил. Показатель надежности Рчм2 используется, если: 1) в требуемый момент времени техника находится в исправном состоянии, не отказала в течение времени выполнения задачи, действия оператора были безошибочными и своевременными; 2) неготовая или отказавшая техника была своевременно восстановлена, операторы при решении задачи не допускали ошибок; 3) при безотказной работе техники оператор допустил ошибку, но своевременно исправил ее. 7.9. Роль инженерной психологии в обеспечении надежности Конструктор, разрабатывая аппараты, отвечает да обеспечение всех требуемых характеристик, включая надежность. При этом разработка конструкции, выбор формы, цвета, условий эксплуатации, оптимальных условий обслуживания, управления должны вестись с учетом человеческих возможностей и ограничений. Роль человеческого фактора в снижении надежности очень высока. Частота отказов по вине человека колеблется от 20 до 80 %: Ps(t) = Pч(t)•Рм(t), (7.65) где PS - показатель надежности всей системы; P,j - показатель надежности человека; Рм -показатель надежности машины. Надежность человека при проектировании машины должны также учитываться, как и надежность машины. Между надежностью и инженерной психологией как областями науки существует естественная связь. Обе области связаны с прогнозированием и улучшением характеристик систем, но действуют они разными способами и средствами. Специалист по надежности изменяет конструкцию, материал, схему, снижает нагрузки. Специалист по инженерной психологии воздействует на те технические факторы, которые оказывают влияние на возможности оператора: уровень шума, освещенность, уровень воздействия окружающей среды и т. д.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |