КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обоснование концептуальных выводов
II
«личные» материалы, которые еще нуждаются, если результаты исследования предназначаются для «читателя», в системном сведении, обосновании и объяснении. Все это еще предстоит превратить в целостный «текст» и при этом позаботиться, чтобы он по прочтении теми, кому адресован, оказался «информацией» для них. «Объяснение» родственно «обоснованию», но при обосновании все полученные данные исследования и интерпретирующие их объяснения рассчитаны преимущественно «для других» при ориентированной на них системе аргументации. Однако их объединяет общая «интерпретационная» природа. «Объяснить» и «обосновать» — значит доказательно раскрыть выясненную в ходе исследования сущность предмета предпочтительно как системы, а потому его структуры, свойств, признаков, качеств, отношений внутренних и внешних. При этом важно не забывать, что сущность предстает как бы в двух ипостасях — одна видится самому исследователю как его представление о выработанной им системе значений, другая — как система смыслов, существенных для участников изучаемой проблемной ситуации во время ее складывания, развития и завершения. При объяснении разделяется экспланандум (обясняемое) и эксплананс (объясняющее). В экспланандуме главное — точное и развернутое (предпочтительно системное) констатирующее описание обясняемого — собранных, проанализированных и систематизированных «принятых» исследователем к работе научных фактов. А в экспланансе — совокупность объясняющих «предложений» (фактов, суждений, законов и т.д.). Объяснение должно строго соответствовать поставленной проблеме, цели и задачам исследования и, соответственно, требованиям к необходимой интерпретации (номологической, системно-структурной, функциональной, генетической и т.д.). Если, например, объясняется сущность «диалога» применительно к журналистике (СМИ — СМИ, СМИ — граждане, СМИ — власти, СМИ — бизнес и т.д.), то объясняющие «предложения», выдвигаемые исследователем, должны представлять собой строгую систему. Это определения природы и закономерностей диалога, его функций, социальных, логических, психологических причин необходимости диалога, способов организации и ведения. И вместе с тем продемонстрировать трудности и препятствия — факторы (социальные, логические, психологические...), препятствующие его нормальному течению на пути оптимальной реализации его объективных требований применительно к журналистской практике. «Предложения» в ходе объяснения — разного рода определения || (definiendum — определяемое, definiens — определение) тех или иных crocs рон изучаемого явления журналистики. В разных ситуациях это определения *-• различных сторон — дескриптивной (d), валюативной, оценочной (v), норма-II тивной (п), прескриптивной, долженствующей (р). Минимальные требования к определению — не содержать порочного круга и, конечно, противоречий. Следует иметь в виду, что объяснению через определения подлежат и законы, и индивидуальные явления. При этом объяснения могут быть строго логико-дедуктивными и/или интуитивно-индуктивными. Объяснения в соответствии с углом зрения на проблемную ситуацию, поставленной проблемой и выдвинутыми гипотезами носят различный характер. • Номинальное — введение нового термина с принятым исследовате • Контекстуальное — характеристика контекста, в котором фигуриру • Остенсивное — указание на обсуждаемое явление, «называние» и де • Реальное — выделение и раскрытие объекта в его специфике газете...); • Дескриптивное — описание явление в целях введения нового поня • Генетическое — указание способа формирования понятия и стояще
• Обратное генетическому — контргенетическое: демонстрация от • Операциональное — демонстрация действий, которыми образуется Не следует упускать из вида, что кроме этих главных есть и другие разновидности определений, к которым может прибегать исследователь. Ведь при исследовании и объяснении полученных результатов используются все необходимые типы определений, составляя целостную «объяснительную» структуру. Разумеется, в зависимости и от типа исследования — теоретического, исторического, социологического — и подхода исследователя (его преимущественного внимания к факторным, структурным, функциональным или какой-то другой направленности). Но кажется очевидным, что при системном подходе важны едва ли не все. При этом не надо забывать и путь объяснения через выработанную исследователем «идеальную модель» и ее сопоставление с реалиями журналистики. со Конечно, можно сосредоточиться на какой-то одной стороне (или нескольких сторонах) исследуемого явления. Но в результате усилий одного исследователя и/или ряда специалистов «шаг за шагом» важно стремление исследовательского сообщества идти к созданию системного представления о нем, выясняя его специфические отличительные черты и свойства — то, что принято называть differentia specifica. При обосновании «для других» (по преимуществу) все разрешающие проблему характеристики предмета — номологические, генетические, исторические субстанциональные, атрибутивные, структурные, функциональные и др. — нуждаются в доказательствах, аргументации применительно к аудитории — к читателям, зачастую детально не знакомых с предметно-проблемным «полем» исследования и/или не разделяющих подходов и идей исследователя. Если система объяснений позволяет сделать структурно ясной и доказательной концепцию, разработанную исследователем, так сказать, для «ближнего круга», то обоснования рассчитаны главным образом для «дальнего круга» читателей. Поэтому все объяснения (или важнейшие из них) должны быть модифицированы «под аудиторию», стать аргументами (лат. argumentum — довод, доказательство). Или, используя логическую терминологию, «argumentum ad rem» (по существу дела) должны быть представлены (и в каком-то смысле преобразованы) так, чтобы стать «argumentum ad hominem» (к человеку как «потребителю» информации). А это не просто, особенно если итоги работы носят новаторский характер и расходятся с принятыми представлениями. Конечно, научное сообщество в большинстве своем ориентировано на «новации» в науке; однако такой ориентации часто «сопротивляются» устоявшиеся стереотипы и/или личные амбиции уже высказавшихся по проблеме, уверенных в своей правоте и не желающих «вдумываться» в новое и «передумывать». Вот, например, до сих пор не произошло сближения (а полное единство невозможно) взглядов на публицистику. Каждый из авторов десятка вышедших книг придерживается «своих» взглядов. И до сих пор никто из исследователей не взял на себя труд проанализировать все содержащиеся в них объяснения концептуальных положений, чтобы затем дать обоснование наиболее верной (не «единственно верной») концепции. А для этого нужна «необходимая и достаточная» система аргументов и контраргументов (средств верификации и фальсификации — подтверждения или опровержения) соответственно «за» и «против» с конструктивным концептуальным итогом, убеждающим (хотя бы в основном) разных специалистов. Если «объяснение» результатов исследования, проведенного «по всем правилам», — дело скорее логико-техническое, то «обоснование» для неспециалистов и/или несогласных (тем более придерживающихся отличающихся позиций и «твердо» на них стоящих) требует огромных усилий. И прежде всего приходится учитывать научно-идейно-психологический склад тех, к кому обращаешься. Причем «неприятие» новых взглядов может продолжаться десятилетиями. Так возникает нужда во «вторичном отчете» для «внешнего» потребителя — завершающем целостном фиксировании результатов в тексте, где был бы представлен системный концептуальный «свод», «очищенный» от технических деталей проделанной работы. «Вторичные отчеты» предназначены за малым исключением (когда оговорена секретность работы и ее предназначенность узкому кругу «посвященных») для публикации. Таким образом, наконец, исследователь приходит к решению вопросов о формах представления результатов исследования в заключительном «отчете» (если полученные результаты того заслуживают) для широкого читателя — статье или книге.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |