КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представление полученных результатов
Со реферат может докладываться устно. К этому жанру прибегают исследователи самого разного уровня — от студента до сложившегося ученого. Простейшая форма — обзорный реферат, предполагающий в большей или меньшей степени систематизированное изложение; творческая компиляция полученных из «литературы вопроса» сведений по заданной теме. В аналитическом реферате «добавляются» критические пометки с подведением итогов «от автора» с возможной постановкой требующих решения вопросов. Студенческие и аспирантские рефераты имеют самые разные виды. Это и комментированный обзор определений терминов в разных справочных изданиях (энциклопедиях, этимологических и толковых словарях, словарях иностранных слов и т.д.) с выбором, притом возможна и часто необходима контаминация, наиболее соответствующих исследователю значений терминов и с объяснением выбора и принимаемого «своего» значения с учетом его специфического применения в журналистике. Это и реферат по заданной преподавателем/руководителем теме, для подготовки которого используется предложенный список «литературы вопроса» и — желательно — дополненный самостоятельно разысканными книгами и статьями. Реферативный характер носят различные «письменные работы» и «курсовые сочинения». И «дипломные работы» содержат много реферативного материала. Однако в ходе обучения (от первых письменных работ до дипломного сочинения) нарастает количественно и качественно материал собственных творчески-исследовательских наработок. Целенаправленный отбор материала при этом все более сопровождается комментирующим, критико-аналитическим све'дением обнаруженных в «литературе вопроса» фактов, суждений, определений, и изложение «чужого» материала превращается в «свой» целостный текст со все большим объемом оригинальных разработок по теме работы.
В этой связи стоит иметь в виду, что в любой исследовательской работе (от «промежуточного» доклада по результатам исследования вплоть до докторской диссертации и монографии) в той или иной мере присутствует реферативный материал — творчески использованные «заимствования» (разумеется, сточным цитированием и/или отсылками к источникам). Третий тип — реферат по результатам собственного исследования. В такой работе обычно требуется характеристика темы и проблемы, «литературы вопроса», методы получения эмпирических данных и обоснование интерпретаций, определение-нерешенных задач и трудностей, постановка новых вопросов «на будущее». Такого же типа пишется и рассылается автореферат по законченной диссертации (и кандидатской, и докторской). Статья (этимологически слово восходит к «стать», «статный», «стройный») — законченное, структурно цельное произведение, представляющее научному сообществу совокупность разработанных исследователем взаимосвязанных вопросов (или даже один вопрос) по четко определенной теме. Статья может «вырастать» из сообщения, выступления, доклада, тезисов, конспекта, реферата, а также, разумеется, представлять данные отчета по еще публично не представленному исследованию. Результаты масштабного исследования могут быть основой для ряда (даже серии взаимосвязанных) статей. При этом материал для статей может быть взят из любого его «блока» — от описания проблемной ситуации и обоснования темы до представления эмпирического и концептуального итога, разработанных выводов и рекомендаций. Важно только, чтобы соблюдалось требование структурной целостности и законченности. При этом, конечно, если для статьи берется, скажем, структура проблемы или совокупность гипотез, читателю должны быть раскрыты основания того и другого в данном исследовании.
В статьях используются все возможные способы изложения стилей. Особо стоит выделить статьи постановочно-проблемные, критико-полемические, позитивно-концептуальные, а также обзорно-реферативные. Разумеется, вариантов, а тем более акцентов при использовании тех или иных способов изложения может быть множество. Все зависит от имеющегося у автора материала, конкретной ситуации в данной сфере науки, состояния научного сообщества. Но при всех обстоятельствах важен конструктивный «заряд» в предлагаемом тексте. Полезно статьи, тем более крупные (а бывает, что одна статья печатается в двух, а то и трех-четырех номерах) снабжать подзаголовками, другого рода выделениями наиболее важных положений. Сборник статей (включающих нередко также рефераты, сообщения, доклады и др. типы научных текстов как фактологических, так и концептуальных) — совокупность материалов, подобранных для публикации по ясно заявленной теме. Чаще всего в сборниках излагаются в относительно разработанном виде позиции и мнения одного или нескольких исследователей. Сборники часто выпускаются, чтобы познакомить более широкий круг специалистов с «рабочими документами» и потому в подзаголовке указывается — «материалы» (конференции, семинара, дискуссии и т.д.). Состав сборника как бы «мозаично» представляет разработки (иногда предварительные) относящихся к теме проблем, притом часто несовпадающих по использованному фактическому материалу и его интерпретациям. Те или иные публикации сборников — своего рода препринт (англ. preprint — оттиск) — материалы по исследованию, часть книги, статьи, опубликованные «предварительно», до выхода в свет основного издания. Брошюра (от фр. brocher — сшивать) — небольшого объема книжка (до 48 страниц печатного текста), в которой исследователь в более или менее системном виде представляет результаты своего исследования. Содержанием брошюры может быть и совокупность ранее опубликованных статей, связанных единым замыслом, и имеющая самостоятельное значение часть отчета по исследованию (допустим, обзор «литературы вопроса», разработки концептуальных подходов или материалы эмпирической части исследования) и т.д.
В виде брошюры публикуются авторефераты диссертаций или развернутые обобщающие доклады по результатам разноплановых опубликованных и неопубликованных работ, соединенных единым замыслом и представляемые в диссертационный совет соискателем докторской степени. Брошюра обычно снабжается вводящим в проблему предисловием и часто оглавлением. Брошюра — это своего рода промежуточная форма от статьи (серии, сборника статей, автореферата диссертации) к монографии. Брошюра — это как бы «малая» монография. Монография (от греч. monos — один и grapho — пишу) — книга, в которой в структурно-целостном виде представлены результаты исследования крупного тематического пласта взаимосвязанных проблемных ситуаций в науке. Автором монографии может быть и один исследователь, а если работал коллектив, то это уже коллективная монография (но не сборник статей по отдельным сторонам проблемы). Причем объем монографии может быть различным — она может состоять из нескольких томов, а может поместиться и в небольшой брошюре. Отличительная особенность монографии заключается в том, что она представляет научному сообществу рассчитанный (что важно иметь в виду) как на «узких» специалистов, так и на специалистов смежных областей, полный отчет по проделанному исследованию. Монографией «с большой буквы» называют работы, которые вносят не только серьезные изменения в сложившиеся представления по поднятым проблемам, но и активно влияют на перестройку знания в связанных с ее проблематикой областях. Если теоретическое или историческое знание о журналистике системно, то преобразования, особенно крупные, в одном звене должны вести (по логике «расходящихся кругов») к трансформации знания в других подсистемах. Отсюда роль серьезных монографических работ в развитии науки в целом. Правда, бывают и «проходные» монографии, но и они играют свою роль сводного знания, если обобщаются как собственные частные наработки, часто при использовании сделанного другими исследователями. Таковы, в частности, компилятивные (в хорошем смысле) работы аналитико-рефератив-ного характера. Но случаются и quasi-монографии, авторы которых либо лишь на словах, используя новую «модную» терминологию при описании уже известного, либо совершают «переворот в науке» введением «в научный оборот» недостоверных и/или субъективистски подобраннных фактов, создающих фундамент для необоснованных концептуальных построенией. Такие «монографии» либо игнорируются, либо обоснованно отвергаются научным сообществом.
|| Своеобразный тип монографии — диссертации (магистерские, кандидат- ов ские, докторские, порой и тщательно отработанные дипломные сочинения). *-< К диссертации и автореферату по ней предъявляются строго определенные II ВАКом требования по содержанию и форме (см. Библиографию). В исследовании, поскольку оно включает разные этапы и процедуры, должна решаться и еще одна методологическая задача интерпретационного типа — сведение полученных данных. При этом чаще всего в ходе этой вроде бы механической работы возникают дополнительные (как +, так и -) характеристики и идеи. При хорошо проведенном исследовании это даже неизбежно — при сведе'нии различных результатов в системное представление о предмете возникают эмерджентные — дополнительно уточняющие свойства «картины» предметной области. Заключается «сводка результатов» сначала в «подборе» всех материалов, как подготовительных, так и итоговых. Эти «личные» (или «коллективные») материалы можно назвать первичным «произведением» исследователя. Оно зафиксировано (на основе «технического задания»), в определении темы, предмета и проблемы, преобразованных в фиксирующей цели и задачи работы программе исследования, критических заметках по поводу прочитанного, в обзорах выступлений коллег на конференциях, в маргиналиями на полях книг и журналов, вырезках из газет, текстах анкет, опросных листах, перечнях категорий, использованных в контент-анализе (если проводилось социологическое исследование), разнообразных записях, сделанных по ходу исследовательской работы, таблицах, черновых набросках и т.д., и т.п. Обрабатывая все эти материалы, лучше всего, сводя их, зафиксировать (если возможно) на листах «кумулятивного конспекта», логически систематизированных и сложенных в конвертах (или ящичках картотеки, или компьютерных файлах). «В голове» и/или «на бумаге» возникают также более или менее цельные варианты плана и конспективного изложения результатов работы. Затем, после подбора всех материалов, на этой базе возникают сводки полученных результатов — различные отчеты по исследованию. «Отчитывается» исследователь перед различными «потребителями». В «первичных отчетах» (для себя и непосредственного заказчика — ка- *-* федры, лаборатории) обычно дается пространная сводка итогов проделан- -»j ной работы от описания замысла («задания») до полученных выводов. Здесь II важное место занимает итоговая характеристика актуальной важности изучения проблемной ситуации, определение объекта и предмета исследования в связи с выдвинутой проблемой, детализированной в формулировке цели и задач, перечисление выдвинутых гипотез и использованных методов получения эмпирической информации (в том числе через «литературу вопроса») и способов ее концептуальной обработки. Но на первое место теперь выдвигается проблема обоснования (в том числе прогнозно-рекомендательного), поскольку читатели «первичного отчета» нуждаются в доказательном представлении выработанной исследователем концепции. Разумеется, обоснования «для себя» складывались у исследователя в ходе концептуализации полученных в ходе работы материалов исследования. Но теперь, в отчете «для других» они должны быть строго артикулированы и системно выстроены. Более того, многие характеристики и суждения возникают именно в ходе «изложения». «Окончательно "ясными"» результаты исследования даже проводившему его исследователю становятся в самом конце работы над «текстом» скачала «первичного», а затем «вторичного» (создаваемого для более широкого читателя) отчета. Есть одна очень важная проблема, решать которую надо и по отношению «к другим», и по отношению «к себе».
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |