Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление полученных результатов




Со


реферат может докладываться устно. К этому жанру прибегают исследователи самого разного уровня — от студента до сложившегося ученого.

Простейшая форма — обзорный реферат, предполагающий в большей или меньшей степени систематизированное изложение; творческая компиляция полученных из «литературы вопроса» сведений по заданной теме. В аналити­ческом реферате «добавляются» критические пометки с подведением итогов «от автора» с возможной постановкой требующих решения вопросов.

Студенческие и аспирантские рефераты имеют самые разные виды. Это и комментированный обзор определений терминов в разных справочных из­даниях (энциклопедиях, этимологических и толковых словарях, словарях иностранных слов и т.д.) с выбором, притом возможна и часто необходима контаминация, наиболее соответствующих исследователю значений терми­нов и с объяснением выбора и принимаемого «своего» значения с учетом его специфического применения в журналистике. Это и реферат по заданной преподавателем/руководителем теме, для подготовки которого используется предложенный список «литературы вопроса» и — желательно — дополнен­ный самостоятельно разысканными книгами и статьями. Реферативный ха­рактер носят различные «письменные работы» и «курсовые сочинения». И «дипломные работы» содержат много реферативного материала. Однако в ходе обучения (от первых письменных работ до дипломного сочинения) нарастает количественно и качественно материал собственных творчески-исследовательских наработок.

Целенаправленный отбор материала при этом все более сопровождается комментирующим, критико-аналитическим све'дением обнаруженных в «ли­тературе вопроса» фактов, суждений, определений, и изложение «чужого» материала превращается в «свой» целостный текст со все большим объемом оригинальных разработок по теме работы.

В этой связи стоит иметь в виду, что в любой исследовательской работе (от «промежуточного» доклада по результатам исследования вплоть до док­торской диссертации и монографии) в той или иной мере присутствует рефе­ративный материал — творчески использованные «заимствования» (разуме­ется, сточным цитированием и/или отсылками к источникам).

Третий тип — реферат по результатам собственного исследования. В такой работе обычно требуется характеристика темы и проблемы, «литера­туры вопроса», методы получения эмпирических данных и обоснование ин­терпретаций, определение-нерешенных задач и трудностей, постановка но­вых вопросов «на будущее». Такого же типа пишется и рассылается автореферат по законченной диссертации (и кандидатской, и докторской).

Статья (этимологически слово восходит к «стать», «статный», «строй­ный») — законченное, структурно цельное произведение, представляющее научному сообществу совокупность разработанных исследователем взаимо­связанных вопросов (или даже один вопрос) по четко определенной теме.


Статья может «вырастать» из сообщения, выступления, доклада, тезисов, конспекта, реферата, а также, разумеется, представлять данные отчета по еще публично не представленному исследованию. Результаты масштабного исследования могут быть основой для ряда (даже серии взаимосвязанных) статей. При этом материал для статей может быть взят из любого его «бло­ка» — от описания проблемной ситуации и обоснования темы до представ­ления эмпирического и концептуального итога, разработанных выводов и рекомендаций. Важно только, чтобы соблюдалось требование структурной целостности и законченности. При этом, конечно, если для статьи берется, скажем, структура проблемы или совокупность гипотез, читателю должны быть раскрыты основания того и другого в данном исследовании.

В статьях используются все возможные способы изложения стилей. Осо­бо стоит выделить статьи постановочно-проблемные, критико-полемические, позитивно-концептуальные, а также обзорно-реферативные. Разумеется, ва­риантов, а тем более акцентов при использовании тех или иных способов из­ложения может быть множество. Все зависит от имеющегося у автора мате­риала, конкретной ситуации в данной сфере науки, состояния научного сообщества. Но при всех обстоятельствах важен конструктивный «заряд» в предлагаемом тексте. Полезно статьи, тем более крупные (а бывает, что од­на статья печатается в двух, а то и трех-четырех номерах) снабжать подзаго­ловками, другого рода выделениями наиболее важных положений.

Сборник статей (включающих нередко также рефераты, сообщения, до­клады и др. типы научных текстов как фактологических, так и концептуаль­ных) — совокупность материалов, подобранных для публикации по ясно за­явленной теме. Чаще всего в сборниках излагаются в относительно разработанном виде позиции и мнения одного или нескольких исследовате­лей. Сборники часто выпускаются, чтобы познакомить более широкий круг специалистов с «рабочими документами» и потому в подзаголовке указыва­ется — «материалы» (конференции, семинара, дискуссии и т.д.). Состав сборника как бы «мозаично» представляет разработки (иногда предвари­тельные) относящихся к теме проблем, притом часто несовпадающих по ис­пользованному фактическому материалу и его интерпретациям. Те или иные публикации сборников — своего рода препринт (англ. preprint — оттиск) — материалы по исследованию, часть книги, статьи, опубликованные «предва­рительно», до выхода в свет основного издания.

Брошюра (от фр. brocher — сшивать) — небольшого объема книжка (до 48 страниц печатного текста), в которой исследователь в более или менее си­стемном виде представляет результаты своего исследования. Содержанием брошюры может быть и совокупность ранее опубликованных статей, связан­ных единым замыслом, и имеющая самостоятельное значение часть отчета по исследованию (допустим, обзор «литературы вопроса», разработки концеп­туальных подходов или материалы эмпирической части исследования) и т.д.


В виде брошюры публикуются авторефераты диссертаций или развернутые обобщающие доклады по результатам разноплановых опубликованных и нео­публикованных работ, соединенных единым замыслом и представляемые в диссертационный совет соискателем докторской степени. Брошюра обычно снабжается вводящим в проблему предисловием и часто оглавлением.

Брошюра — это своего рода промежуточная форма от статьи (серии, сборника статей, автореферата диссертации) к монографии. Брошюра — это как бы «малая» монография.

Монография (от греч. monos — один и grapho — пишу) — книга, в кото­рой в структурно-целостном виде представлены результаты исследования крупного тематического пласта взаимосвязанных проблемных ситуаций в на­уке. Автором монографии может быть и один исследователь, а если работал коллектив, то это уже коллективная монография (но не сборник статей по от­дельным сторонам проблемы). Причем объем монографии может быть раз­личным — она может состоять из нескольких томов, а может поместиться и в небольшой брошюре.

Отличительная особенность монографии заключается в том, что она представляет научному сообществу рассчитанный (что важно иметь в виду) как на «узких» специалистов, так и на специалистов смежных областей, пол­ный отчет по проделанному исследованию. Монографией «с большой бук­вы» называют работы, которые вносят не только серьезные изменения в сложившиеся представления по поднятым проблемам, но и активно влия­ют на перестройку знания в связанных с ее проблематикой областях. Если теоретическое или историческое знание о журналистике системно, то пре­образования, особенно крупные, в одном звене должны вести (по логике «расходящихся кругов») к трансформации знания в других подсистемах. От­сюда роль серьезных монографических работ в развитии науки в целом. Правда, бывают и «проходные» монографии, но и они играют свою роль сводного знания, если обобщаются как собственные частные наработки, ча­сто при использовании сделанного другими исследователями. Таковы, в ча­стности, компилятивные (в хорошем смысле) работы аналитико-рефератив-ного характера. Но случаются и quasi-монографии, авторы которых либо лишь на словах, используя новую «модную» терминологию при описании уже известного, либо совершают «переворот в науке» введением «в науч­ный оборот» недостоверных и/или субъективистски подобраннных фактов, создающих фундамент для необоснованных концептуальных построенией. Такие «монографии» либо игнорируются, либо обоснованно отвергаются научным сообществом.

|| Своеобразный тип монографии — диссертации (магистерские, кандидат-

ов ские, докторские, порой и тщательно отработанные дипломные сочинения). *-< К диссертации и автореферату по ней предъявляются строго определенные II ВАКом требования по содержанию и форме (см. Библиографию).


В исследовании, поскольку оно включает разные этапы и процедуры, должна решаться и еще одна методологическая задача интерпретационного типа — сведение полученных данных. При этом чаще всего в ходе этой вро­де бы механической работы возникают дополнительные (как +, так и -) ха­рактеристики и идеи. При хорошо проведенном исследовании это даже не­избежно — при сведе'нии различных результатов в системное представление о предмете возникают эмерджентные — дополнительно уточняющие свойст­ва «картины» предметной области.

Заключается «сводка результатов» сначала в «подборе» всех материа­лов, как подготовительных, так и итоговых. Эти «личные» (или «коллектив­ные») материалы можно назвать первичным «произведением» исследовате­ля. Оно зафиксировано (на основе «технического задания»), в определении темы, предмета и проблемы, преобразованных в фиксирующей цели и зада­чи работы программе исследования, критических заметках по поводу про­читанного, в обзорах выступлений коллег на конференциях, в маргиналия­ми на полях книг и журналов, вырезках из газет, текстах анкет, опросных листах, перечнях категорий, использованных в контент-анализе (если про­водилось социологическое исследование), разнообразных записях, сделан­ных по ходу исследовательской работы, таблицах, черновых набросках

и т.д., и т.п.

Обрабатывая все эти материалы, лучше всего, сводя их, зафиксировать (если возможно) на листах «кумулятивного конспекта», логически система­тизированных и сложенных в конвертах (или ящичках картотеки, или ком­пьютерных файлах). «В голове» и/или «на бумаге» возникают также более или менее цельные варианты плана и конспективного изложения результа­тов работы. Затем, после подбора всех материалов, на этой базе возникают сводки полученных результатов — различные отчеты по исследованию.

«Отчитывается» исследователь перед различными «потребителями».
Первые — это «внутренние», вторые — «внешние». «Внутренние потребите­
ли» — это работники кафедр, лабораторий, факультетские (институтские)
комиссии и т.д., оценивающие и «принимающие» проделанную исследова­
тельскую работу, а также определяющие квалификацию исследователя, если
представлена «выпускная» работа (в том числе дипломная или диссерта­
ция). «Внешние» — широкий круг коллег — ученых и исследователей в дан­
ной или смежных сферах, для которых полученные тексты являются пока еще
«литературой вопроса» «для служебного пользования». ||

В «первичных отчетах» (для себя и непосредственного заказчика — ка- *-* федры, лаборатории) обычно дается пространная сводка итогов проделан- -»j ной работы от описания замысла («задания») до полученных выводов. Здесь II


важное место занимает итоговая характеристика актуальной важности изу­чения проблемной ситуации, определение объекта и предмета исследования в связи с выдвинутой проблемой, детализированной в формулировке цели и задач, перечисление выдвинутых гипотез и использованных методов полу­чения эмпирической информации (в том числе через «литературу вопроса») и способов ее концептуальной обработки.

Но на первое место теперь выдвигается проблема обоснования (в том числе прогнозно-рекомендательного), поскольку читатели «первичного от­чета» нуждаются в доказательном представлении выработанной исследова­телем концепции. Разумеется, обоснования «для себя» складывались у ис­следователя в ходе концептуализации полученных в ходе работы материалов исследования. Но теперь, в отчете «для других» они должны быть строго ар­тикулированы и системно выстроены. Более того, многие характеристики и суждения возникают именно в ходе «изложения». «Окончательно "ясны­ми"» результаты исследования даже проводившему его исследователю ста­новятся в самом конце работы над «текстом» скачала «первичного», а затем «вторичного» (создаваемого для более широкого читателя) отчета.

Есть одна очень важная проблема, решать которую надо и по отношению «к другим», и по отношению «к себе».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.