Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика рыночных ситуаций




Основные характеристики рынка Совершенная конкуренция Рынок несовершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм в отрасли Очень велико Велико Несколько крупных Одна крупная
  Тип продукта   Стандартизированный   Дифференцированный Стандартизированный или Дифференцированный   Уникальный
Контроль над ценой Цены определяются рынком   Ограничен Существует влияние ценового лидера Практически полный контроль
Степень сложности входа в отрасль   Относительно легкий   Вход и выход возможны   Трудный   Очень трудный
  Неценовая конкуренция     Отсутствует   Реклама, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференцированной продукции Реклама, связи фирмы с общественными организациями
    Примеры   Сельское хозяйство   Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, с/х инвентаря, многих бытовых электроприборов Предприятия коммунальных услуг (электростанции, общественный транспорт и т.д.)

 

Совершенная (Чистая) конкуренция - рынок, на котором действует множество мелких товаровладельцев, продающих однородную продукцию, обладающих полной свободой своих решений и равным доступом к информации. Основной особенностью чистой конкуренции является то, что никто из отдельных его участников не может своими действиями повлиять на величину рыночной цены.

Монополистическая конкуренция. Как показывает само название, этому типу рынка свойственны черты, как монополии, так и чистой конкуренции. На этом рынке действует много продавцов. Вход на рынок, как и уход с него, не представляет каких-либо трудностей. Вместе с тем данный тип рынка характеризуется не однородностью, а дифференциацией продукции, которая означает, что покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Таким образом, монополистическая конкуренция отвечает всем условиям чистой конкуренции за исключением однородности продукции.

Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных продавцов, способных влиять на уровень рыночных цен. Олигополисты, несмотря на конкурентную борьбу друг с другом, склонны входить в соглашения против других участников рынка, ограничивать их доступ к рыночной информации и затруднять вступление на рынок новых продавцов.

Монополией называется рынок, на котором действует единственный продавец определенного товара, не имеющего субститутов.

В зависимости от происхождения различают три вида монополий:

- закрытая (защищенная юридическими запретами от конкуренции);

- естественная (обладающая исключительной возможностью использовать определенный природный ресурс);

- открытая (не имеет специальной защиты от конкуренции).

Существенное различие между конкурентами ''чистыми'' и ''монополистическими'' состоит в том, что первые принимают рыночную цену как данную и подчиняются ей, тогда как вторые только ориентируются на цену, назначенную конкурентами, чтобы проводить собственную ценовую политику.

Менее распространены следующие модели рынка.

Монопсония – это монополия одного покупателя (например, крупный завод в населённом пункте – практически единственный покупатель рабочей силы).

Олигопсония – три или четыре фирмы смогут нанимать большую часть работников на конкретном рынке.

Двусторонняя монополия – рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист.

Дуополия – рыночная структура, в которой действуют только две фирмы (частный случай олигополии).

Наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.

Несмотря на относительно меньшее количество монополий, их роль и последстия монополизации в экономике огромны (см. рис. 7-4).

 
 

 


Рис. 7-4. Экономические последствия монополизации

Показатели монопольной власти:

Индекс Лернера

Lr = (Pm – MC)/Pm = 1/ E,

где Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

E – эластичность спроса на продукцию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.