Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрительные представления




Физиологические основы представлений

Физиологической основой представлений являются следовые явления в коре больших полушарий головного мозга, оставшиеся после воздействия различных раздражителей на анализаторы. Наличие следовых явлений возможно лишь в результате взаимодействия анализаторных систем в процессе восприятия. Как у зрячих, так и у слепых и слабовидящих важная роль в формировании следовой физиологической активности принадлежит двигательному и кинестетическому анализаторам и их корковым отделам.


 

Известно, что представление о движении влечет за собой появление электрической активности в скелетных мышцах или непроизвольное сокращение мышц, осуществляющих это движение,— так называемый идеомоторный акт, или идеомоторная реакция.

В момент представлений, как показали исследования (М. В. Кир-з0н, В. А. Сафонов, Г. А. Якунин), возникают электрические биопотенциалы низкой амплитуды (3—5 мкВ и более) в мышцах рук, гортани и др. Они могут то усиливаться, то снижаться. Электрическая активность тесным образом связана с следовой физиологической активностью, возникшей в результате воздействия раздражителей и усиливающейся при сопереживании образа в представлении о движении, образа памяти при узнавании предмета, родных, близких, важного события и т. п. Как показали эти исследования, представления без опоры и с опорой на зрительное восприятие воспроизводят следовую биоактивность, проявляющуюся в электрической активности мышц на первосигнальныё или второстепенные раздражители. Полученные данные свидетельствуют о связи движений с представлениями, а также другими психическими процессами.

Образованные следы, возникшие при восприятии, не остаются неизменными и не исчезают, они кодируются в клетках мозга и мышцах и при представлениях активизируются и проявляются в форме идеомоторной реакции, виды которой могут быть различными. Возникающие при восприятии ассоциации оживают во время представления и проявляются в виде различных идеомоторных реакций, т. е. движений, но возникших на основе представлений. В физиологический механизм представлений вовлекаются не только центральные отделы анализаторов, но и проводниковый и периферический аппарат двигательного анализатора и других анализаторных систем.

У детей с глубокими нарушениями зрения, в отличие от нормально видящих, отмечается снижение уровня обобщенности, фрагментарность и четкость зрительных представлений. Основной причиной несоответствия образу оригинала является недостаточность полного чувственного опыта о предмете в результате слепоты или слабовидения. Эти особенности отмечаются многими тифлопсихологами.

Влиять на состояние представлений могут как дефекты зрения (нарушение остроты зрения, колбочковой системы и поля зрения и т. д.), так и другие факторы (объем знаний, опыт, условия обучения и воспитания). На образность зрительного восприятия влияет сохранность зрительных функций, умение воспроиз-вести образ предмета, его форму, величину и качественные характеристики. В процессе восприятия слабовидящие нечетко дифференцируют основные признаки предметов, животных и т. п., что может внести в образ ошибочное представление о предмете или животном. Ошибочность формирования представлений является результатом фрагментарного, схематического и недостаточно полного адекватного отражения окружающего мира.

Суженность чувственной сферы познания у детей е нарушением зрения теснейшим образом связана с недостаточной дифференциацией ими образов памяти — образов, ранее сформированных в процессе восприятия, и ее можно преодолеть путем расширения познавательной деятельности, включения всех сохранных анализаторов (А. Г. Литвак).

Схематизм, фрагментарность и другие неадекватные признаки, отраженные в представлениях, преодолеваются путем четкой организации процесса восприятия, развития наблюдательности я навыков обследования.

Так, дети имеют неточные представления о форме, размерах, цвете предметов, растений, животных (Т. Н, Головина). У слабовидящих младших школьников с низкой остротой зрения (0,05— 0,2) наблюдаются трудности формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений. Темп формирования представлений при зрительном восприятии изображений замедлен. Сформированные представления— неполные, недостаточно четкие, расплывчатые, недифференцированные, в некоторых случаях ошибочные, нестойкие. Иногда отмечаются схематизм и вербализм представлений — словесное описание предметов и изображение без опоры на наглядные образы (А. И. Зотов и др.).

Таким' образом, представления у слепых и слабовидящих требуют дополнительной работы по коррекции, компенсации и формированию (см. Формирование представлений).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.