Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слуховые представления




Слуховые представления у слепых и слабовидящих детей формируются так же, как и у нормальновидящих детей, на основе слухового восприятия, воспроизведения и продуктивного воображения. Формирование слуховых представлений у слепых и слабовидящих, дошкольников и школьников имеет некоторое своеобразие, которое обусловлено полным или частичным выключением зрения. При полной сохранности слухового анализатора направленность при формировании представлений должна сосредоточиваться на обеспечении компенсации слепоты и устранении дефектов зрения. Так, во время освоения новых предметных действий и развития пространственно-двигательной ориентировки при опоре на слуховое восприятие можно сформировать различные представления (А. И. Зотов, В. А. Феоктистова).


У слепых детей, особенно в ранний период дошкольного возраста, важно сформировать представления о навыках, необходимых в бытовой обстановке. Поскольку слепые дети лишены возможности усваивать навыки и действия путем подражания с использованием зрительного анализатора, то лишь слово и осязание могут способствовать формированию представлений в бытовых условиях семьи и детского сада. Обучение слепого ребенка происходит при совместном участии взрослых с опорой на действие, а затем на слово. Родители или воспитатели помогают ребенку овладеть новыми навыками и сформировать на основе ранее сложившихся представлений незнакомые или новые представления (Л. И. Солнцева). Ребенок, овладевая предметными действиями (ходьба с тростью, держание ложки, умывание и т. п.), формирует свои представления о предметах и предметных ситуациях.

Уже в раннем возрасте ребенок проявляет на основе сформированных представлений самостоятельность в выполнении своих действий, и они в дальнейшем приобретают волевой характер. Важную роль в развитии слуховых представлений имеет процесс овладения предметной деятельностью с опорой на речь, на принятый ребенком мотив деятельности.

Формирование слуховых представлений должно проводиться в широком диапазоне звуков. Ребенок должен представлять радостное пение птиц, голоса тревоги, журчание ручья, шелест листьев деревьев и травы, жужжание насекомых и т. п. Особенно необходимо, чтобы дети с глубокими нарушениями зрения учились формированию музыкального слуха и музыкальных представлений.

В процессе учебы в школе развитие и формирование слуховых представлений у детей опирается на учебный материал уроков, общение детей друг с другом и массовые средства информации, а также на использование методических средств различения звуковых сигналов. И все же главным для повышения эффективности учебной'работы является речь и слово учителя. Правильная постановка обучения детей с нарушениями зрения в школе позволяет расширить выбор незрячими и слабовидящими профессий и видов труда с активным использованием слуха, например радиста, телефониста, музыканта, настройщика музыкальных инструментов и др. Это даст им возможность включаться в общественно полезную трудовую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.