Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Узнавание как контроль за формированием представлений




Формирование представлений

Представления, являясь переходной ступенью от восприятия к мышлению, сочетают в себе образность и понятийность предметного мира и окружающей действительности ребенка. В процессе обучения и воспитания у детей происходит формирование, уточнение, расширение объема и обогащение представлений о предметах и явлениях действительности.

Сравнительное изучение процесса формирования представлений выявило существенные различия,в формировании и сохранении представлений у нормальновидящих, слепых и слабовидящих детей разного возраста. Различия касались представлений, сформированных как на сенсорной, так и на интеллектуальной основе. Прослеживание за формированием представлений и обучение детей ими пользоваться в своей деятельности составляют определенную педагогическую задачу для тифлопсихологов и тифлопедагогов.

Из общей психологии известны три фазы формирования представлений, которые отличаются друг от друга степенью дифференцированности, осмысленности и соотношением чувственного и понятийного в образном представлении предметного мира. Слепые и слабовидящие, несмотря на полную и частичную потерю зрения, в развитии представлений проходят те же фазы, что и нормальновидящие. Различия между слепыми и слабовидящими и нормальновидящими в развитии представлений сводятся к замедленности и затрудненности межфазных переходов (А. Г. Литвак и др.).

Среди слепых и слабовидящих темп формирования представлений может также различаться в зависимости от чувственного опыта, наблюдательности, глубины и объема мышления, в развитии и обогащении которых важную роль играет обучение.

В тифлопсихологии и тифлопедагогике проверка сформированных представлений на основе восприятия представляет своеобразную проблему контроля за знаниями детей. Контроль за формированием представлений на основе восприятия может происходить при осуществлении: 1) словесного описания, 2) воспроизведения предмета лепкой из пластилина, 3) воспроизведения рисунка и т. д.

Принцип правильных узнаваний изображений и предметов у частичновидящих, слепых и слабовидящих неодинаков, Узнава-


ние у слабовидящих обычно выше, чем у слепых и частичновидящих детей. Узнавание предметов у слепых и слабовидящих является своеобразным контролем формирования разной модальности представлений. Особенно важно, что узнавание выступает как прием (мера) сформированности представлений о величине, форме, фактуре предметов. С помощью узнавания можно проследить формирование представлений на разном уровне дифференцирования и соотношения чувственного и понятийного.

Весь процесс формирования представлений у слепых и слабовидящих должен проходить под контролем педагогов и родителей. Благодаря обучению на основе восприятия у детей формируются более адекватные представления, расширяется и накапливается чувственный опыт, совершенствуются навыки поведения и активизируется мышление.

ЛИТЕРАТУРА

Зотов А. И., Феоктистова В. А. К вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях формирования представлений у слабовидящих школьников IV—VIII классов//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена.— Л., 1968.— Т. 344.

Кирзон М. В., Сафонов В. А., Якунин Г. А. К анализу электрической активности мышц при идеомоторных реакциях//Материалы VII научной конференции по вопросам морфологии и биохимии мышечных действий.— Тарту, 1962.

Литоак А. Г. Тифлопсихология.— М., 1985.

Литвак А. Г. Формирование единичных представлений у слепых детей// Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена.—Л., 1968.—Т. 344.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.-^ М., 1980.

Глава 3. ВНИМАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.