Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянский круглый год. Письма из прошлого




ФЕДОТОВА Т. Л.

М. МАТУСОВСКИЙ

Клочья тряпок, провода,

Чей-то танк и чья-то хата,

Даже воздух и вода —

Было все огнем объято.

И меня сквозь этот ад,

Где пригорки были шатки,

Санитары в медсанбат

Волокли на плащ-палатке.

Перебежка в три шага

Здесь, как жизнь, была опасной.

Кровь лилась из сапога

И была, представьте, красной.

И когда горячий вал

Жаром обдавал кюветы

Никого не волновал

Пятый пункт моей анкеты.

 

ЛИТЕРАТУРА К 1-МУ ЗАДАНИЮ.

Белов В. Лад. Л., 1984

Бенедиктов Н. Русские святыни. М., 2003

Бычков В. 2000 лет христианской культуры. Т.2 Славянский мир. М.- С-Пб.,1999

Замалиев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987

Замалиев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С-Пб., 1995

Замалиев А.Ф. Восточнославянские мыслители. С-Пб.,1998

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994

Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996

Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995

Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999

Задание 2.

При чтении текстов, включенных во 2 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Назовите те зимние народные праздники, которые не упоминаются в тексте, опишите их подробнее.

2. Перечислите известные вам пословицы и поговорки о зиме и зимних обрядах.

3. Каковы общие черты и различия народных и церковных праздников и обрядов? Назовите религиозные и народные праздники, приходящиеся на весенние месяцы, дополняя перечисленные в тексте.

4. Назовите загадки, имеющие отношение к весне, и поговорки о любви, семье, рождении ребенка.

Письмо первое. ГОД КОНЧАЕТСЯ, А ЗИМА НАЧИНАЕТСЯ

Мой милый друг! Вот и стал на нашей речке лед, а за порогом избы постоянны холода. Только снега почти нет. Оттого особенно суровой и чужой всему живому кажется нынешняя зима. В эту пору особенно хочется согреть усталую душу письменной беседой с тобой.

Зимой в деревне меньше дел по хозяйству. Да и немногие светлые часы короткого дня сами собой ограничивают время работы. Зато как веселы и продолжительны зимние праздники! Однако, историческая судьба наша и здесь внесла свои поправки. И не весельем, а печальным воспоминанием начинается первый зимний месяц. Живет в народе горькая присказка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Действительно, день памяти славного воина и святого защитника Русской земли Георгия (Юрия), приходящийся на начало декабря, соединился в народной традиции с большим разочарованием. В давние времена в этот день власть лишила крестьянина последней надежды хоть на какую-то свободу (каплю воли!) для простого человека. В этот день было отменено право крепостных переходить к другому хозяину. Отныне они были обречены без всякого выбора терпеть муку и бесправие при самодуре-барине. И живет по сей день эта память, так как слишком часты подобные повторения в нашей истории.

Есть в декабре праздник, как бы открывающий нам крышку колодца, ведущего в глубины самых незапамятных времен. Это день Николы-зимнего - 19 декабря (по н. ст.). Никольщина - родовое пиршество с пивом и пирогами, великая складчина, так как одному хозяину и не осилить устройство такого грандиозного угощения для всех соседей. «Ну, мужики, последний грош прониколили» - да нельзя отказываться, праздник уж больно важный. Никольщина слилась с древним языческим праздником обожествленного предка - Рода, одного из самых почитаемых у славян. Гуляли не меньше 4 дней. Особенно славили в эти дни стариков, основателей больших семей. А Николу в деревнях почитали не только как христианского святого, но как мудрого старца, помощника в хозяйственных делах, доброго деда(чем-то даже близкого Деду Морозу, и на Зимнего Николу детишкам ночью под подушку клали подарки). Светлый был праздник. Только нынче не то что праздновать, а даже в глаза нашим деревенским старикам глядеть стыдно.

И все же чудесна зима в деревне на переломе старого и нового года! Сколько надежд, таинственных ожиданий связано с новым годом. И так хочется хоть немного заглянуть в будущее. Вот я и упросил наших женщин взять меня на свои вечерние предрождественские гадания. Вообще-то мужчинам там по поверью быть негоже, занятие это чисто женское (ох, и ведьмы они, наши женщины, все же по происхождению своему!). Гадают зимой долго: и перед Рождеством, и на святки. Видимо, это время совпадет с брачным периодом древних наших доисторических предков. Поэтому основной вопрос зимних гаданий о женихе, о судьбе, о семье, далекой или близкой смерти. Ну и насмотрелся я, мой друг! В иной момент мурашки по спине: вроде и впрямь с какими-то неведомыми магическими силами вступаешь в общение. Гадают обычно в бане, в хлеву, на перекрестке дорог, возле реки, у проруби - и обязательно ночью в темноте. Много гаданий связано с домашними животными. Словом, кажется, что сама природа помогает ворожить. А каких загадочных, полных глубокого смысла подблюдных песен я наслушался! В каждой такой песне предсказание для той участницы гадания, чье колечко вынимают в тот момент из блюда, накрытого платком. А как жутко и весело подойти ночью к хлеву, просунуть руку в темное оконце и ждать: что руки коснется - гладкое или мохнатое (коли мохнатое - то быть замужем за богатым). Да, всего виденного и слышанного в эти вечера я тебе и не перечислю. Будто и впрямь побывал в сказке, прикоснулся к чудесам. И, ты знаешь, ожила душа, засветилась в ней надежда. И не потому, что поверил всем предсказаниям, а почувствовал, что чудеса можно самому сотворить.

А теперь жду - не дождусь святочных гуляний. Невероятное время! Жаль, что ты не сможешь всё увидеть. Это время с Рождества до Крещения по церковному календарю, а когда-то в древности пора зимнего солнцеворота - дни, когда всё позволено человеку, дни, когда можно дать выход всем чувствам, снять усталость, выплеснуть всё сдерживаемое целый год ухарство, бесовщину. «Святки - время злокозненной нечистой силы над людьми». И стараются люди, чтобы вся нечисть вышла наружу, надо ее обмануть - пусть не пристанет больше. Поэтому и ходят ряженые, и куролесят взрослые солидные люди как подростки - и все прощается. Ряженых в любом доме (даже если среди ночи явятся) принимают как дорогих гостей, угощают и с собой дают. А иначе они нажелают несчастий дому, раскатают поленницу, заткнут печную трубу сушившимися на дворе половиками, приморозят водой ворота. Но даже если и сделают - хозяин только посмеется. А на следующую ночь сам пойдет с веселой компанией хулиганить по соседним дворам. А был у нас в деревне и совсем чудной случай. Договорились на святках парни (и сосед наш Егорка с ними) идти на перекресток дорог за деревню и первого прохожего ударить в ухо. Жребий пал на Егорку - ему ударять. Ждут. Вот и прохожий показался. Подбегает Егорка - да это его отец домой спешит. Но уговор - дороже денег. Поклонился Егорка: «Батя, прости» - и дал в ухо как было договорено. А отец и не рассердился вовсе, только потом Егорке тоже какую-то каверзу подстроил.

Да это еще что. На святки даже замужним женщинам разрешается от мужа погулять в свое удовольствие - и все прощается. «Что за дикость» - скажешь ты. Я тоже так сначала решил, думал, что это все от варварства осталось. Но Агаша, соседка моя, все мне, непонятливому, просто объяснила. «Это - как прививка, что предупреждает настоящую болезнь. Изведаешь свойства малого зла, святочного баловства, так к настоящему злу, к большому вредительству и интерес пропадет» - сказала она. А заканчивается все это разгульное буйство в прямом смысле охлаждением в ледяной купели - крещенскими купаниями в проруби.

А дальше уже рукой подать до Масленицы. Это уже почти совсем весна. Древний праздник проводов зимы и встречи весеннего солнца (потому и блины пекут, что на солнышко похожи). Это праздник семейных родственных связей, когда ездят в гости к родне («к теще на блины»), также и праздник поминовения умерших предков (родительская суббота, прощеное воскресенье). А сколько радости бывает в катании на лошадях, на санках с гор! Сколько таинственного смысла и древней символики в разнообразных играх вокруг жарко пылающих костров! Все это должно было подготовить человека к встрече с поднимающимся к зениту солнцем, с пробуждающейся природой, с началом новой жизни. И как хочется поскорее сжечь чучело старой зимы. Доживем ли мы до этой светлой поры надежд и веры в лучшее? Что-то слишком часто я слышу теперь в разговорах наших женщин одну и ту же пословицу «Не та беда, что на двор взошла, а та, что со двора не идет».

Вот хотел тебя порадовать, повеселить своим письмом, да конец опять грустный вышел. Но то, видно, не я, а сама наша жизнь виновата. Прощай. Твой Н.

Письмо второе. ВЕСНА -- ЗАЖГИ СНЕГА.

Любезный друг! Трудно поверит, что в суете и безумии нынешней жизни ты не только помнишь обо мне, но и так живо интересуешься моей судьбой, моим здешним миром. Хотя именно таким как ты, во времена поругания лучших чувств искренних сынов Отечества - как не достает вам силы исконных традиций нашего народа, его мудрых обычаев, неколебимой веры и крепости духа.

Чем живем мы сейчас? У нас, друг мой, весна! И этим сказано все. Ведь не зря были когда-то времена в кои начало нового года приходилось на весну. Пробуждается все и вся, пробуждается жизнь, расцветает земля, и приходит надежда, и веришь вновь, что еще не поздно все начать сначала и добиться невозможного.

”Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

За сине море

Да возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!” - выпевают чистые девичьи голоса. Как тут не поверить в счастье! Но не просто чуда и везения ждет весной крестьянин. Сейчас самое время действовать – «весной день год кормит». И то ли кажется, то ли и в правду в эту пору может человек соперничать с богами, вмешиваться в ход природных явлений. Не только вовремя обработать землю, обиходить скотину, но влиять на силы природы с помощью древних ритуалов. И верится в это - столько сил дает весна.

Первое, что можно и нужно делать крестьянину - это звать весну, торопить ее приход. Вот и закликают в марте ее, желанную гостью. Обычно в день Сорока мучеников (9 марта по старому стилю) или на Благовещенье (25 марта) девушки взбираются на холм или на крышу. На земле разводят костер, ходят вокруг него хороводом. И разбившись на группы, перекликаясь друг с другом, зовут весну, поют особые песни «веснянки». В них просьба принести с собой дары весенние, покончить с зимой. В некоторых областях России девушки призывают весну ранним утром, окунаясь при этом в прорубь.

Ускорить приход весны можно еще и так. Хозяйка дома печет особые булочки в виде жаворонков или других перелетных птиц. Чаще всего их делают тоже 9 марта, раздают ребятишкам, а те забираются повыше на дерево или на крышу с «жаворонком» в руке. И с такой вот высоты выкликают: «Жаворонки, прилетите к нам! Красну весну принесите нам!». И вроде мал человек, а какую веру в свою силу дает ему древний обычай - сама весна пришла на твой зов. И кажется, что быстрее тает снег, скорее согревается земля под весенним солнцем именно потому, что ты старался. Наивно, - скажешь ты. Нет, мудро. Человек, с детства поверивший в свои силы, в свое умение творить доброе дело, - такой человек действительно способен творить чудеса. А унижением, осмеянием, бесправием воспитывают врагов и извергов.

Весна в деревне самое радостное и важное время в крестьянском году. Потому, наверно, и самый ответственный Великий пост и самый светлый христианский праздник - Пасха - тоже выпадают на весну, так как продолжают давние традиции еще языческой поры. Вот, например, Чистый четверг, четверг на последней неделе - Страстной седмице - Великого поста. Это день, с которым связано множество ритуальных обрядов. Когда-то, еще до христианской эры, этот день в восточнославянском народном календаре был первым днем Нового года. В этот день наши далекие предки приглашали своих умерших пращуров к домашнему очагу, топили для них баню, готовили специальные угощения. Не страшно ли такое общение с мертвыми? Нет, все это имело опять же глубокий смысл. Именно в начале нового годового цикла наши предки считали необходимым утвердить свою связь с прошлым, укрепить связь времен своим уважением к тем, кто жил на этой земле до тебя, кому ты обязан своим появлением на свет. И насколько более дикарями в этом смысле выглядим мы нынешние в сравнении со своими якобы нецивилизованными предками.

Чистый четверг отмечен так же многими обрядами очищения. Рано утром надо было успеть умыться водой из серебряной посуды или с положенным в воду серебряным предметом. В некоторых областях утром залезали на конек крыши и хлестали себя веником. Жгли в этот день костры из старой соломы и старых вещей, окуривали себя тлеющим можжевельником или перешагивали через костер из его горящих веток. Интересно, что после Пасхи и до Вознесения любимой забавой деревенской молодежи всегда были качали. Но и это, дошедшие до наших дней как забава, занятие имело изначально магический смысл. С его помощью тоже очищались: от зимы, от долгого пребывания в замкнутом пространстве избы в холодное время - очищались как бы самим весенним воздухом, подражая парящим в небесах птицам. Но после того, как закончен весенний сев, ни качаться, ни прыгать уже нельзя. Считается, что земле это тяжело, ее нельзя тревожить - она тяжела новым урожаем. Да, мой друг, у вас теперь к родным с таким вниманием не относятся - не то что к земле...

Из обрядов весеннего очищения известны и совсем древние. Так ранним утром в Чистый четверг хозяйка дома пока все спят, нагая, обходила с метлой в руках свое подворье. Этим она защищала свое жилище, всю семью от злых духов, от нечистой силы и просто от мышей, тараканов и прочих паразитов, чтобы не наведывались в дом целый год. Ах, любезный друг, возможно ты сочтешь меня излишне сентиментальным и впечатлительным, но перед моими глазами вновь и вновь возникает воображаемая величественная картина: красавица славянка в тумане весеннего теплого утра гонит метлой от нашего общего дома, от родной многострадальной земли всю нечисть, возвращая России чистоту и надежду.

«Весна, весна - пора любви…» как сказал поэт. И, конечно же, множество весенних праздников и обрядов связано с ритуалом любовных игр, с молодежью. Весна, как сама любовь, как молодость - начало жизни. Один из таких обрядов - вьюнишник (от слова юный) или окликания молодых. Заключался он в пении особых песен под окнами молодых супружеских пар, тех, что отгуляли свои свадьбы в прошедшем году. Песни напоминают колядки. В них поющие просят угощения, а в случае отказа грозят хозяйке потерей мужа или его изменой. За щедрые подарки желают благополучия и счастья дому и семье. Ты можешь опять подумать, что примитивны нравы и развлечения нашего народа. Что, мол, за веселье в обычном попрошайничестве? И опять ошибешься. В том-то и дело, что вроде игра, но по сути проверка для молодой семьи: какова молодуха в хозяйстве, умеет ли приготовить да угостить; волнует ли все еще супругов как в пору жениховства любовь своей половины, не стал ли в тягость муж, не опостылела ли жена? И сами молодые ждут такого испытания - кто же захочет при всем народе в грязь лицом ударить! Вот и получается, что простой старинный обряд сильнее и честнее любого подписанного невесть кем указа об охране семьи, что никем не исполняется.

Самым ярким завершением всех любовных весенних обрядов становится уже летний праздник Ивана Купала (конец июня). Ему предшествовал Семик (позднее этот праздник, связанный с поминовением усопших, слился с православной Троицей). На Семик девушки как бы вступают во временный союз с ведьмами (особенно русалками) чтобы задобрить их, узнать свою судьбу. Гадают с венками из цветов и березовых веток, пускают их по воде. На Ивана Купала союз с ведьмами расторгается. После ритуала задабривания жгут чучело Купальницы, напоминающее русалку, отправляют ее в дальние реки, чтобы эта нечистая сила впредь человеку не мешала, но помогала.

Древние славяне верили, что купальские дни - это такие таинственные времена, когда в некоторые мгновения раскрываются сами небеса. Если заметишь это, успеешь загадать желание, то оно непременно исполнится. В Иванов день раскрываются все чудесные силы природы и земли. Ночью из нее выступают сами собой спрятанные сокровища, самыми целебными бывают травы, а роса на них в этот день обладает необыкновенной жизненной силой (поэтому спешат ей умыться, обтереть все тело). В купальскую ночь на короткий миг расцветает волшебный цветок папоротника. Кто найдет его - становится ясновидящим, понимающим язык зверей и растений. На рассвете в этот день играет солнце, а все живое: люди, звери, растения понимают друг друга. По давним преданьям нельзя упустить необыкновенные возможности купальской ночи. Обязательно нужно для будущего счастья идти искать цветок папоротника вдвоем. И никто не осудит парня и девушку, если эту ночь они проведут вместе. Потому, что только так и можно и просто необходимо. Ведь нечистая сила именно в эту ночь особенно ретива: скрывает цветы, путает тропки в лесу, а одиноких заманивает русалками в омуты. Никак нельзя быть одному в купальскую ночь! И самое большое счастье ждет тех, кто встретит рассвет вдвоем. Вот так по народным поверьям лучше всего нечистой силе может противится именно сила любви.

Не было и нет места в народной жизни ханжеской морали. Но не было в ней и места самодовольной себялюбивой распущенности. И потому так естественно сочетались всегда в деревенском быту заботливое отношение к обманутой, обиженной злым человеком женщине (ей и дитя помогут растить, и в тяжелых работах пособят всем миром) с жестоким осмеянием и травлей (ворота дегтем мазали) легкомысленной девушки, что тешит свои прихоти и любовь понимает как развлечение.

Великая тайна зарождения новой жизни человека ли, растения ли переходит из весны в лето, соединяет весь живой мир, дарует крестьянину гармонию со всем, что окружает его в этом мире. «Так уж устроен мир: если вспахал, то надо и сеять, и коли посеяно, то взойдет. А что взойдет, то и вырастет и даст плод и надо собрать урожай. И хочешь не хочешь, ты будешь делать то, что предназначено». (В. Белов). Что это, мой друг, рабство свободы? Или высшее благо непротиворечия своей сути? Я думаю, что ты согласишься со мной, что лучше следовать вечным законам мирозданья, подчиняясь общинной справедливости, нежели быть рабом своих мелких страстей. И тем более рабом страстей неких недостойных людей, возвысившихся над остальными с помощью хитрости и лжи. А если тебе трудно сразу поверить моим словам, то решись, разорви привычный тебе круг забот. И я с радостью обниму тебя здесь среди дубрав на берегах тихих рек. И тогда ты сам сможешь убедиться в справедливости моих суждений, лучше поймешь свой народ, а значит и себя. Твой верный Н.

Задание 3.

При чтении текстов, включенных в 3 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Каковы исторические и мировоззренческие основы, определяющие отношение славян к земле и работам на ней? Чем отличается летний период в традиционной жизни хлебопашца от такого же периода в жизни рыбака, скотовода?

2. Какие народные поговорки и пословицы о хлебе, земле, родине, вы знаете? Сравните славянские образцы народной мудрости по этим темам с похожими высказываниями других народов.

3. Какие из осенних народных праздников объединяют языческие и православные традиции? (назовите и те из них, что не упоминаются в тексте).

4. Какими видами рукоделия занимались славянские женщины? Какие из них были более распространены на северо-западе Руси?

5. Какие памятные даты отмечаются у нас в стране осенью сейчас? Что в современных осенних праздниках соотносится с народными традициями? Чем они принципиально отличаются?

О каких трагических событиях недавнего прошлого идет речь в тексте? Как эти события соотносятся с историческими традициями нашего народа? Приведите исторические аналоги ”за” или ”против”.

6. В каких народных высказываниях, на ваш взгляд, наиболее ярко и точно сформулировано отношение славянина к власти и государству?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.