КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Классификация видов инвестиций определяется типом критерия, положенного в ее основу. Этим объясняется разнообразие существующих классификаций, имеющих право на существование, поскольку они позволяют совершенствовать анализ инвестиций с целью повышения эффективности их использования. Инвестиции классифицируется[10]: 1. По форме: а) денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах, ценные бумаги, кредиты и т.п.); б) земля; в) здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью; г) имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом (секреты производства, лицензии, товарные знаки, сертификаты, права землепользования и др.). 2. По участию инвестора в инвестиционном процессе: а) прямые — вложения в уставный капитал с целью не только получения прибыли, но и участия в управлении предприятием, предполагают непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования; б) косвенные (опосредованные) — вложения капитала инвестора в объекты инвестирования через финансовых посредников (институциональных инвесторов) путем приобретения различных финансовых инструментов; в) портфельные — средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода и диверсификации рисков. 3. По объекту инвестирования: а) инвестиции в имущество, физические активы (материальные инвестиции) — вложения, непосредственно участвующие в производственном процессе (земельные участки, здания, оборудование, запасы и т.п.):
стратегические — на создание новых предприятий, новых производств, приобретение целостных имущественных комплексов и т.п. в иной сфере деятельности, базовые — на расширение действующих предприятий, создание новых предприятий и производств в той же, что и ранее, сфере деятельности, текущие — на поддержание воспроизводственного процесса, замену основных средств, капитальные ремонты, пополнение оборотных активов, инновационные — на модернизацию предприятия, техническое перевооружение, обеспечение безопасности (в широком смысле); б) инвестиции в денежные активы (финансовые инвестиции) — вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других предприятий, долговых прав, помещение денег в банке на депозит и т.п.; в) инвестиции в нематериальные активы (нематериальные инвестиции) — вложения в подготовку кадров, рекламу, организацию предприятия, социальные мероприятия, лицензии, торговые знаки и т.п. Их особенность — сложность определения срока возврата и размера ожидаемой прибыли. 4. С точки зрения воспроизводственной направленности: а) нетто-инвестиции (начальные инвестиции, первичные инвестиции) — осуществляются при основании или покупке предприятия, проекта и т.п.; б) реновационные инвестиции — объем капитала, инвестируемого в простое воспроизводство амортизируемого имущества. - Обычно он равен сумме амортизационных отчислений; в) чистые инвестиции (реинвестиции) — направление части чистой прибыли предприятия на приобретение или изготовление новых средств производства; г) валовые инвестиции (брутто-инвестиции) — сумма реновационных и чистых инвестиций; д) дезинвестиции — высвобождение ранее инвестированного капитала из инвестиционного оборота.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации направлено на проведение государственной и региональной инвестиционной политики, обеспечивающие государственные задачи социально-экономического развития страны и ее территорий, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения, охраны окружающей среды.
Развитие науки, культуры, создание социально значимых объектов, охрана окружающей среды не всегда могут принести доход частным инвесторам, а чаще всего являются убыточными. Здесь необходимо заметить в Российской практике существует заблуждение, что частные предприятия работают эффективнее государственных предприятий, которое вроде бы подкреплено статистическими данными. Но при этом умалчивается, что в настоящее время управление как таковое государственными российскими предприятиями отсутствует, а в частной собственности в результате приватизации оказались наиболее эффективные и перспективные предприятия. С научной точки зрения, а не конъюнктурной, эффективность работы предприятия не зависит от формы собственности, а зависит лишь от менеджмента. Поэтому государственное регулирование инвестиционной сферы — это нормальная мировая практика, направленная на решение первоочередных задач, связанныхс развитием общества. Инвестиционная деятельность государстваa обоснованна и необходима при решении общенациональных и социальных проблем отдельного региона, при изменении экономикой стратегии региона, при реализации социально значимых, но точных инвестиционных проектов и т.п. Функции государственного управления инвестиционной сферой: ■ определение направлений экономического развития страны ■ разработка государственных инвестиционных программ; ■ проведение исследований и формирование прогнозов развития инвестиционного рынка; ■ создание экономических основ осуществления инвестиционной деятельности; ■ выработка экономической и финансово-кредитной политики государства с учетом мер по стимулированию, регулированию и контролю инвестиционной деятельности; ■ организация финансирования особо важных проектов; ■ мониторинг инвестиционной деятельности; разработка нормативной базы;
■ лицензирование отдельных видов деятельности. Государственное регулирование может осуществляться прямыми (административными) и экономическими методами. Государственное регулирование инвестиционной деятельности прямыми методами осуществляется на основе законодательных актов, которые можно разделить на основные и общие. К основным законодательным актам федерального уровня относятся следующие документы: 1. Законы Российской Федерации: « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (№ 1488-1 от 26июня 1991 г., в ред. федеральных законов № 89-ФЗ от 19 июня 1995, № 15-ФЗ от 10 января 2003 г.); «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (№ 39-ФЗ от 25 февраля [1999 г.); «O6 иностранных инвестициях в Российской Федерации» (№ 160-ФЗ От 9 июля 1999 г.); «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (№ 46-ФЗ от 5 марта 1999 г.). 2. Указы Президента Российской Федерации: «О защите прав инвесторов» (№ 1233 от 11 июня 1994 г.); «О частных инвестициях в Российской Федерации» (№ 1928 от 17сентября 1994 г.); «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации» (№ 765 от 26 сентября 1995 г.). 3. Постановления Правительства Российской Федерации: «О привлечении внебюджетных инвестиций» (№ 507 от 23 мая 1994 г.); «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1108 от 29 сентября 1994 г;); «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» (Mb 744 от 22 июня 1994 г.); «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (№ 633 от 29 июня 1995 г.); «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» (№ 534 от 1 мая 1996 г.); «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1605 от 19 декабря 1997 г.). Общими законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Гражданский, Налоговый, Земельный, Водный, Градостроительный, Жилищный и другие кодексы, законы Российской Федерации «О недрах», «Об охране окружающей природной среды» и др.
Экономический механизм и регулирование инвестиционных процессов непосредственно означает прямое финансирование из государственного бюджета разрабатываемых программ на уровне краев, областей, отдельных организаций и инновационных проектов. Одно из основных мест в системе государственного регулирования инвестиционных процессов занимает финансирование эффективных инновационных проектов. Финансирование может быть предоставлено государственному и негосударственному сектору на инновационные цели или обеспечение инновационной составляющей многоцелевого характера. Как показывает мировая практика, опосредованными формами поддержки инвестиционной политики со стороны государства могут быть: ■ стратегия активного вмешательства; ■ децентрализованное планирование и регулирование; ■ смешанное планирование и регулирование. 1.Стратегия активного вмешательства государства в области инвестиционной политики заключается в признании определенных сфер народного хозяйства, приоритетными для повышения их эффективности. Такое вмешательство осуществляется через принятие пакета законодательных актов во внутренней и внешней политике государства. Государство в таком случае берет на себя организационные функции, а также финансирование многих программ и инвестиционных проектов. Активное вмешательство государства осуществляется также через значительные льготы малому бизнесу, высшей школе и коммерческим организациям. 2.Децентрализованное планирование и регулирование инвестиций осуществляется, как правило, в научной и инновационной среде. Роль государства в этом случае сводится к следующим действиям: ■ предлагает научно-технические связи внутри страны и за рубежом с определенными объемами инвестиций; ■ выделяются финансовые ресурсы для реализации вновь вводимых инноваций; ■способствует повышению инвестиционной активности всех заинтересованных сторон в целях реализации определенных инвестиционных проектов. Для такой стратегии характерно применение налоговых льгот и других стимуляторов научной и инвестиционной активности. Данной стратегии придерживается ряд зарубежных стран. 3. Смешанное планирование и регулирование применяется в странах, где достаточно большую часть составляет государственный сектор. Государство в этом случае применяет смешанную систему планирования и регулирования инвестиций в целях поддержания высокого экспортного потенциала отдельных отраслей экономики страны. Основные формы государственного планирования и регулирования взаимодействуют между собой и оказывают взаимовлияние. Определение и учет взаимосвязей имеет большое значение для эффективного функционирования предприятий с различной формой собственности. Во многих государствах с развитой рыночной экономикой влияние государства на экономику осуществляется в рамках жесткого рыночного законодательства. Основными направлениями совершенствования рыночного законодательства при регулировании инвестиционного процесса в России должны быть: ■ изменение налоговой политики и системы в целом; ■ изменение системы ценообразования продукции или услуг, предназначенных для использования внутри страны или при ее реализации на экспорт; ■ обеспечение государственной гарантии производителей и потребителей продукции или услуг; ■ создание благоприятного климата финансирования из бюджета; ■ формирование правовой базы для эффективного обращения ценных бумаг; ■ создание нормальных условий для денежного обращения; ■ стимулирование организаций по использованию прибыли и амортизации в инвестиционных целях. В условиях рынка нельзя допустить такое положение дел, чтобы государственные инвестиции использовались бесконтрольно и неэффективно.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |