Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческий компонент образа жизни семьи и его роль в психическом развитии ребенка 4 страница




4. Обратитесь к материалу Приложения. Проанализируйте взгляды родителей, представляющих неформальные объединения семей. Проанализируйте и систематизируйте эти взгляды. Каково содержание этих представлений? Какие еще педагогические концепции и установки родителей вам известны? Какое отражение они находят в поведении родителей? Как они сказываются на эмоциональном развитии ребенка?

Рекомендуемая литература

1. Абулъханова - Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

2. Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

4. Айнсворз М. Обратим ли эффект депривации // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

6. Антонов А. И. Социология рождаемости: Теоретические и методологические проблемы. - М., 1980.

7. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. - 1994. - № 3.

8. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.

9. Бауэр Т. Психическое развития младенца. - М., 1979.

10. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 1992.

11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

12. Бодалев А.А. В. Н.Мясищев и психология отношений // Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1995.

13. Бодрова Е.В., Давыдов В. В., Петровский В.А., Стеркина Р. В. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

14. Борисов Г. Н. Личность и образ жизни. - Л., 1989.

15. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу. - Л., 1989.

16. Боулби Дж. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

17. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Сер. "Психология". - 1986. - № 4.

18. Винце К. Кормление как одна из форм общения взрослого и ребенка // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

19. Воднева А. К. Влияние образа жизни семьи на формирование личности старшеклассника: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - Минск, 1988.

20. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.

21. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4.

22. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991.

23. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансактный анализ с гештальтупражнениями. - М., 1993.

24. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. - 1981. - № 4.

25. Дубровина И.В., Лисина М.И. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи // Психическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990.

26. Думитрашку Т.А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1992.

27. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М., 1997.

28. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. - 1967. - № 2.

29. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

30. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - Л., 1988.

31. Землянухина Т. М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

32. Зимняя И. А. Внутрисемейное общение - показатель здоровья семьи (постановка проблемы) // Социальная работа. - М., 1993. - Вып. 7.

33. Зотова О.И:, Новиков В.В., Шорохова Е.В. Социально-психологические особенности советского крестьянства // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

34. Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975.

35. Кериг П.К. Семейный контекст: Удовлетворенность супружеством, родительские стили, речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.

36. Кистяковская М.Ю. Особенности развития движений у детей второго года жизни в состоянии тяжелой гипотрофии и с резкой задержкой развития //Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

37. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.

38. Кован Ф.А., Кован В. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.

39. Коломинский Я. Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. - Минск, 1976.

40. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1989.

41. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1990.

42. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1992.

43. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

44. Лебон Г. Психология толп. - М., 1998.

45. Левкоем В. П. Влияние образа жизни супругов на стабильность брака // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

46. Левкович В. П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

47. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

48. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

49. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

50. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей от рождения до семи лет: Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1974.

51. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. - М., 1992.

52. Лукьянов Л. И. Социалистический образ жизни: Критический анализ немарксистских концепций. - М., 1989.

53. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

54. Мещерякова С. Ю. Психологический анализ "комплекса оживления" у младенцев: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1979.

55. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

56. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

57. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1995.

58. Немое Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. - М., 1994. - Кн. 1.

59. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1995.

60. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бода-лева, Р.А. Кричевского. - М., 1987.

61. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М., 1991.

62. Разгонова И.А. Взаимоотношения дошкольников с братьями и сестрами // Как помочь ребенку войти в современный мир? - М., 1995.

63. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

64. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.

65. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

66. Смирнова Е. О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1977.

67. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

68. Соколова Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. - 1986. - № 2.

69. Социальные показатели образа жизни советского общества / Под ред. И.В. Бестужева-Лады. - М., 1980.

70. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.

71. Сталин В. В. Самосознание личности. - М., 1983.

72. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. - 1996. - № 4.

73. Сухарев А. В., Степанов И.Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств // Психологический журнал. - 1997. - № 1.

74. Такала М. Понятие образа жизни и его применение на уровне конкретных исследований// Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

75. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. - М., 1998.

76. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.

77. Толстых В. И. Образ жизни: Понятие, реальность, проблемы. - М., 1975.

78. Тэкэкс К. Одаренные дети. - М., 1991.

79. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

80. Флэйк-Хобсон К. и др. Мир входящему. - М., 1992.

81. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

82. Фрейд А. Разлука с матерью // Лишенные родительского попечительства. -М., 1991.

83. Фрейд 3. О мировоззрении // Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1990.

84. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997.

85. Фридман И. К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.

86. Фролов С. С. Социология. - М., 1996.

87. Хевеши К. Роль речи в общении взрослого с ребенком // Лишенные родительского попечительства. - М., J991.

88. Холл 3. Последствия сексуапьных и психологических травм детства // Психологический журнал. - 1992. - № 5.

89. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993.

90. Царегородцева Л. М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка //Лишенные родительского попечительства. - М., J991.

91. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989.

92. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. - М., 1995.

93. Шпитц Р. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

94. Шульга Н.А. Полнота жизни личности // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

95. Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.

96. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

97. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2000.

98. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., 1989.

99. Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.

100. Ядов В.А. Взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

101. Heymans P. Folk Development Psychology: An Empirical Inquiry into Social Constructionism. - Utrecht, 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В НАРОДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Отношения между научной и народной психологией не всегда строились на основе сотрудничества. Научная психология имеет богатую историю, массу теоретических и экспериментальных исследований. Народная психология - это часто опыт отдельного человека по воспитанию собственного ребенка, возведенный в абсолют. Это взгляды людей, зачастую далеких от науки и не получивших специального образования в области педагогики, психологии и медицины. Однако и этот опыт находит отклик в сердцах родителей.

Хочется предостеречь читателей от абсолютизации, безоговорочного принятия всего того, что предлагается ниже. У каждого направления народной психологии есть как бы две стороны - внешняя (методы, средства и приемы воспитания, принятые в семьях, которые лежат на поверхности и потому чаще обсуждаются в средствах массовой информации и научно-популярной литературе) и внутренняя (философские и психологические концепции, лежащие в основе направления и скрытые от наблюдателя). Именно этот внутренний план дает родителям редкую возможность ощутить истинное счастье и радость от общения с ребенком, увидеть его уникальность ранимость и одновременно великую силу. Это то общее, что роднит все направления народной психологии. Только средства и способы реализации собственных целей, предлагаемые каждым из направлений, различны и не всегда адекватны поставленным задачам.

Направления народной психологии, о которых пойдет речь ниже, возникли в силу сложившихся обстоятельств. Серьезные жизненные проблемы, с которыми сталкиваются люди, толкают их к объединению. И как различны сами проблемы (неудачный опыт первых родов, болезнь ребенка, большое количество детей в семье, неблагоприятная экологическая обстановка и т.п.), так различны и пути их решения.

Понятия и установочные положения, которыми оперируют в этих направлениях, новы и во многом дискуссионны с точки зрения научной психологии. И тем не менее они требуют к себе внимания, ибо, создав собственные теоретические конструкции и построения, многие родители живут в соответствии с ними. Являются они истинными или ошибочными, сказать трудно, но и неправильные идеи, неправильные верования и представления не могут быть легко заменены правильными. "Когнитивные структуры не являются матрицами, в которых кто-то может переписать ложные представления на истинные, а родители не в состоянии изменить свои взгляды и мнения подобно тому, как меняют старую одежду на новую", в силу чего оценка взглядов народной психологии в категориях "плохо - хорошо" неприемлема (P. Heymans).

Из множества стихийно сложившихся в России направлений народной психологии остановимся лишь на нескольких. Выбор обусловлен высоким авторитетом перечисленных направлений среди родителей и тем вниманием, которое уделяется им в средствах массовой информации.

Базы исследования

1. Центры "Сознательное родительство", Москва.

Участие в исследовании приняла группа семей, сформированная в мае - июне 1991 г. Возраст матерей - 27 - 35 лет; возраст отцов - 27 - 44 года. Все семьи полные. 8,3% матерей имеют среднее образование; 16,6% - среднее специальное; 75,1 % матерей и 100% отцов имеют высшее образование. Две семьи (16,6%) относятся к категории многодетных, одна семья (8,3 %) имеет двоих детей, 75,1 % семей - по одному ребенку. В выборке - 10 мальчиков и 2 девочки. Возраст детей - от 1,6 до 2,6 года.

2. Центр Б. П. Никитина, Москва.

К участию в исследовании приглашались семьи, собирающиеся на ежемесячные встречи с Б.П. Никитиным во Всероссийском выставочном центре. Возраст матерей - 26 - 35 лет; возраст отцов - 26 - 37 лет. 100% матерей и 75 % отцов имеют высшее образование, у 25 % отцов образование среднее. 35,5% семей имеют двоих детей (в исследовании приняли участие старшие дети). 50% детей - младшие дети из многодетных семей, 12,5% детей - единственные в семье. В выборке участвовали 3 мальчика и 5 девочек в возрасте от 1,6 до 3,4 года.

3. Лаборатория "Нравственная психология и педагогика".

К участию в исследовании привлекались семьи, приезжающие на регулярно проводимые семинары для педагогов и родителей в г. Ивантеевке Московской области. Выборку составили семьи, имеющие детей до 4 лет. Их - шесть, пять из них многодетные. Возраст матерей - 31 - 35 лет, отцов - 33 - 37 лет. У 16,7% матерей среднее образование., у 50% отцов - среднее специальное. Высшее образование имеют 83,3% матерей и 50% отцов. Возраст детей - от 2 лет до 3,6 года. Выборку составили 3 девочки и 3 мальчика.

4. Православный семейный клуб, Москва.

Группу составили отцы и матери, посещающие Ново-Богоявленский собор. В этой группе 10 семей, все семьи многодетные (имеют четверых детей). Возраст матерей - 31 - 34 года, отцов - 33 - 37 лет. 33,3% матерей имеют среднее образование, 33,3% матерей и 100% отцов - высшее. Возраст детей - от 2,3 до 3,6 года. В выборке - 6 мальчиков и 4 девочки.

5. Клуб многодетной семьи "Виктория", г. Люберцы Московской области.

В группе 8 семей. Количество детей в каждой семье не превышает четырех. Все семьи полные. Возраст матерей - от 29 лет до 41 года, отцов - от 33 до 58 лет. 12,5% отцов и матерей имеют высшее образование, 25% - среднее специальное, 62,5% - среднее.

В исследовании приняли участие 3 девочки и 5 мальчиков от 2 до 3,6 лет. Все дети посещают детский сад.

6. Детский сад - гимназия № 1525, Москва.

Контрольную группу детей составили мальчики и девочки в возрасте 2,5 - 4 лет. Всего 11 человек - 7 девочек и 4 мальчика.

7. Детский сад № 11, г. Калинковичи Гомельской области, республика Беларусь.

100 % матерей имеют среднее специальное образование. Возраст матерей - от 21 до 31 года. 72,2% отцов имеют среднее образование, 27,7% - среднее специальное. Их возраст - от 32 до 38 лет.

В исследовании приняли участие дети младшей группы от 2,5 до 3,8 лет - 3 девочки, 8 мальчиков.

"Сознательное родительство"

"Сознательное родительство" - одно из направлений, явившееся своеобразной альтернативой отечественной медицине. Оно заявило о себе в начале 80-х гг. И. Б. Марковский, супруги Гуревич, супруги Саргуносы, М.Да-дашева - имена тех, благодаря кому движение приобрело свое лицо, завоевав огромный авторитет и симпатии многих матерей и отцов.

У истоков движения стояли молодые супруги Гуревич, ощутившие острую необходимость помочь своему нездоровому ребенку встать на ноги, поскольку помощь врачей не оказалась действенной.

Тогда, а было это около двадцати лет назад, при одной из поликлиник Москвы возник клуб, назвавший себя "Здоровая семья". Вокруг молодых людей объединились многодетные семьи, семьи, имеющие больного ребенка, и матери-одиночки, - словом, те, кто нуждался в помощи. Совместными усилиями они пытались найти выход из положения, в котором оказались по воле судьбы.

С годами движение ширилось, набирало силу. От клуба "Здоровая семья" отпочковывались все новые и новые образования, приобретавшие самостоятельность. Сейчас это относительно широкая сеть клубов, работающих при детских садах, поликлиниках, ЖЭКах, но имеющих самостоятельный статус. "Аква", "Сознательное родительство", "Экология семьи" - лишь некоторые из них.

Группы достаточно широко рекламируются, привлекая к себе внимание молодых родителей, ощущающих тревогу перед рождением первого ребенка или имеющих неудачный опыт предыдущих родов. Это супружеские пары, ожидающие рождения малыша, и семьи, уже имеющие детей. Они предлагают новый путь подготовки к родам, новые критерии здорового образа жизни.

Данное направление - своеобразная лаборатория по воплощению в жизнь идей И.Б. Марковского. Здесь уверены, что основы человеческой личности формируются на ранних этапах существования - в младенчестве, и особенно в пре- и перинатальный период. Первичные структуры психосоматического здоровья индивида закладываются в материнской утробе, запускаются или разрушаются процессом рождения и окончательно формируются в первый год жизни ребенка. Не только новорожденный, но и ребенок с первых мгновений зачатия есть духовное существо, сознательно участвующее в своем жизненном опыте. Существо, развивающееся в материнском организме, слышит нас, чувствует и двигается в ритме собственных эмоций.

Посещение специально организованных занятий для молодых супругов, деловые контакты с руководителями групп "Сознательное родитель-ство", "Экология семьи", "Аква", добрые отношения с родителями, анализ имеющейся по данному вопросу литературы, неоднократные просмотры видеофильмов позволили нам проникнуть в события, происходящие в данном направлении, понять переживания, присущие его членам.

Здоровый ребенок в физическом и психическом отношении, живущий в гармонии с природой и людьми, - таков идеал, к которому стремятся родители в процессе воспитания.

"Сознательное родительство" - это духовное объединение супругов в родительстве. Это глубокое чувство ответственности отца и матери за психическое и физическое благополучие малыша. Семья - это одно целое. Супруги "объединяются" в беременности. Их пока еще не родившийся малыш - тоже личность. С ним разговаривают, общаются.

Чувство ответственности родителей за воспитание ребенка реализуется в том, что подготовка к родам начинается с первых недель беременности. Члены клуба не приемлют рекомендации официальной медицины, "изобилующие негативной информацией и излишними предосторожностями". Здесь убеждены: все в руках матери и отца, их сердца подскажут правильный выход из проблемных ситуаций, касающихся здоровья и воспитания малыша.

Обязательным элементом образа жизни считается воссоединение с природой: купание в открытом водоеме в любое время года, хождение босиком. Из рациона питания матери рекомендуется исключать такие продукты, как мясо, рыба, яйца, чай, кофе. Беременная женщина не освобождается от своих обычных обязанностей по дому; она готовит, стирает, моет полы. Комплекс физических упражнений включает в себя элементы гимнастики йоги. Режим дня, рацион питания для беременной женщиной и ее мужа едины.

Психоэмоциональное равновесие достигается через выполнение ряда морально-этических норм: не желать плохого другому человеку, уметь прощать, не лгать, не заниматься накопительством, не вступать в сексуальные связи вне брака. Совершенно необходимым считается умение переводить отрицательные эмоции в положительные, что достигается в результате специальных упражнений (ребефинг).

Здесь разработана система акватической подготовки беременной к родам. По мнению И. Б. Чарковского, она способствует раскрытию физического и духовного потенциала будущих родителей. Воде придается почти мистическое значение. Вода не только позволяет беременной женщине вести активный образ жизни вплоть до момента родов, не только учит расслабляться и владеть своим дыханием - теплая вода устраняет стресс, который может испытывать беременная женщина.

В теплой воде будущая мать находится в таком же приблизительно состоянии, что и младенец. Это значительно облегчает установление контакта с ним на эмоциональном уровне. Занятия плаванием беременной женщины закладывают базу не только физического и интеллектуального роста малыша в будущем, но и нормального течения родов.

В течение всей жизни плода до рождения и особенно в момент рождения создаются основные фундаментальные связи с родителями. В этот период ребенок может приобрести способность любить и передавать ее следующим поколениям. С этой точки зрения подвергается сомнению необходимость постоянного медицинского контроля и наблюдения за развитием плода. Считается, что негативная психологическая атмосфера в женских консультациях и родильных домах, применение медикаментов рвут естественную связь "мать - дитя", ведут к депрессии и агрессии.

Вхождение в мир, считают приверженцы "сознательного родительства", должно быть предельно мягким, гармоничным, гуманным и включенным в естественные природные связи.

Традиционный способ родов оценивается здесь как травмирующий мать и ребенка. Роды в положении лежа, отрезание плаценты непосредственно после выхода плода, пока не отпульсировала пуповина, отделение только что родившегося малыша от матери, прикладывание к груди лишь через сутки, а иногда и позже - все это рассматривается как факторы, оказывающие негативное влияние не только на здоровье, но и на становление личности ребенка в будущем.

Чем более травматичным был момент рождения человека, тем меньше следует ожидать от него в дальнейшем миролюбия, уверенности в себе, положительного настроя и физического благополучия. Систематическое вмешательство (транквилизаторы, стимуляция, хирургические приемы, постоянный мониторинг плода) превращает процесс родов в чисто медицинский акт, а будущих матерей и их младенцев - в пациентов. "Технические средства и приемы ведения родовспоможения практически замещают естественность процесса рождения, а его эмоциональная сторона оказывается частично или полностью разрушенной" (М.Х. Разенкова. - 1992. - С. 8).

Практику водных родов в домашних условиях рассматривают не только как технику здорового деторождения, которая опирается на внутренние силы материнского организма и сохраняет неповрежденным психологический потенциал младенца. Сознательное водное рождение - это путь формирования нового типа личности с развитым духовным сознанием. Роженица использует воду для увеличения своей подвижности. Она ныряет, затаивает дыхание, выбирает любую позу, удобную для нее во время схваток, может расслабиться и отдохнуть, сэкономив силы перед следующим сокращением. Так снижаются болевые ощущения и уменьшается страдание самого ребенка.

Процесс родов ритуализируется. Заранее оформляется комната, порой с использованием неординарных атрибутов: рисунков дельфинов на стенах, кусков рыболовной сети. Заучиваются молитвы. В вазу ставят любимые цветы, зажигают свечи, включают музыку.

Роды принимает муж. Присутствие кого-либо из медицинского персонала не предполагается. Здесь же находятся старшие дети, если они есть в семье. Все это, по высказыванию одной из матерей, превращает роды в праздник, который очень хотелось бы повторить.

Одна из детских поликлиник Москвы. В назначенный час пришли сюда супружеские пары на специально организованные занятия для тех, кто в вопросах рождения и воспитания ребенка решил не прибегать к услугам официальной медицины, взяв весь груз ответственности на себя. Занятия проводит инструктор, в прошлом журналист, мать девяти детей.

Все садятся в круг, знакомятся. Потом все берутся за руки, закрывают глаза и вслушиваются в ровный голос ведущего: "Все мы - одно целое и готовы помочь друг другу. Внутри каждого из нас сердце. Мы представляем его. Оно растет и наполняется любовью ко всем людям, и даже к тем, кто неприятен нам..." Медитация - непременный элемент таких занятий.

Здесь говорят о вере в Бога. Но под верой в Бога, скорее всего, понимают веру в энергию космоса, в то, что она необходима родителям и детям. Детей нам дарит космос. Они приходят на Землю с определенными целями, конкретными задачами. Родители не вправе навязывать им свою волю. Дети мудры, и родители могут многому у них научиться. После всего услышанного, по свидетельству участников, душа приходит в какое-то удивительное состояние покоя и умиротворения. Радуешься всему и всем. Ощущение счастья переполняет душу. Но впереди у будущих мам и пап чрезвычайно важное событие. А поэтому - эмоции в сторону. Скрупулезно, шаг за шагом изучают они ход будущих родов. Все записывается, обсуждается и заучивается.

Только что родившегося малыша с еще не отрезанной пуповиной прикладывают к материнской груди, что рассматривается как спасение от будущих стрессов. Затем проводят комплекс физических упражнений по раскручиванию позвоночника, так называемую бэби-йогу, специально разработанную И.Б. Чарковским для новорожденных детей.

С ребенком проводится серия ныряний, достаточно продолжительная, чтобы очистить дыхательные пути и "промассажировать" лобные доли мозга. Бэби-йога, длительное пребывание в воде, динамическая гимнастика с первых дней становятся непременными атрибутами образа жизни маленького человека, соблюдение которых потребует от родителей организованности и терпения.

С рождением ребенка стиль жизни семьи не нарушается. Вместе с мамой и папой он купается в открытом водоеме зимой и летом, обтирается снегом и обливается холодной водой. Ребенок всегда будет с родителями - в кино, музее, на выставке и в гостях, сидя в сумочке-кенгуренке впереди матери или отца. Так дети становятся участниками всех повседневных дел матери: работы по дому, походов на рынок и т.п. Родители обязаны избирать такой вид досуга, который подошел бы в первую очередь их грудному малышу.

Уже восьмимесячный ребенок чувствует себя свободно в воде и под водой. Занятия бэби-йогой и динамической гимнастикой в это время практически заканчиваются: малыш способен оказать активное сопротивление тому, что не доставляет ему удовольствия.

Согласно данным, полученным при опросе отцов и матерей, в практике семейного воспитания данной группы семей преобладают позитивные тенденции. Однако наблюдаются некоторые различия по ряду принципиальных позиций в поведении родителей мальчиков и девочек. Так, родители девочек чаще проявляют терпимость в отношении сексуальных проявлений ребенка, достигают согласия по вопросам воспитания, а их матери реже высказывают желание вернуться на работу.

Итак, абсолютизируя роль внутриутробного развития, процесса родов и первого года жизни, данное направление предлагает широкий спектр мероприятий: акватическую подготовку беременной к родам, приемы регуляции психоэмоционального состояния, водные роды, воссоединение с природой через босохождение, наготу и купание в открытом водоеме, бэби-йогу, динамическую гимнастику, длительное пребывание ребенка в воде, грудное вскармливание и раннее приучение к туалету.

Идеи о причастности космоса к зачатию и появлению ребенка на свет придают, по всей видимости, отцовству и материнству особую значимость, служат источником сил, терпения и заинтересованности родителей в детях.

Инициаторами посещения таких групп выступают в основном женщины.

Однако по мере взросления ребенка в семье вновь возникают проблемы, решить которые с позиции "сознательного родительства" супруги не в состоянии. Самоотчеты родителей говорят о том, что перед подросшим ребенком они испытывают определенную растерянность. Руководства к дальнейшим действиям, когда ребенку уже исполнился год, нет. Малыш оказывает сопротивление во время занятий бэби-йогой и обливания холодной водой, а мать к тому времени начинает ощущать усталость от домашних обязанностей, от кормления ребенка грудью и т. п. Ей хочется отдохнуть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.