Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о профессиограмме и психограмме




Цели и задачи изучения темы

Вопросы для повторения

1. Какие виды самоопределения вам известны?

2. В чем суть профессионального самоопределения?

3. Что такое «профессионализация»?

4. Каково соотношение личностного и профессионального самоопределения и саморазвития?

5. Что такое профессионализм, и какими уровнями он представлен?

6. Как соотносятся понятия «профессионализм» и «компетентность»?

7. В чем суть мотивационной и операционной стороны профессионализма?

8. Какие основные этапы развития субъекта труда выделяются в отечественной психологии?

9. Каковы основные этапы освоения профессии по А.К. Марковой?

10. Каковы основные этапы профессионализации по Д. Сьюперу?

11. Какими кризисами характеризуется профессиональное становление, и каковы их основные причины?

12. Что такое профессиональная карьера, какие виды и карьер вы знаете?

13. В чем суть карьерограммы, и каковы основные стадии развития карьеры?

Тема 4. Основы анализа содержания и построения профессиональной деятельности

Цель – изучить содержание профессиональной деятельности и проанализировать возможности ее описания и построения.

Задачи:

1) ознакомиться с профессиографией как методом изучения профессиональной деятельности и требований данной профессии к качествам работника;

2) изучить основные разделы и виды профессиограмм.

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии и анализа своеобразия психики человека – субъекта труда.

Профессиография – метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизическим возможностям человека.

В самом общем виде профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для разрешения определенных задач. Профессиограмма – итоговое описание профессии.

Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами – ПВК.

Профессиографический аналитик – в США специалист по анализу должностей. Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия. Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных категорий.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма (по Е.М. Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяют профессионально важные качества для данной профессии).

Принципы профессиографирования:

1. Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы.

2. Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные варианты индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими.

3. Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор профессионально важных качеств (ПВК), но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

4. Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать или учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

5. Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

6. Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

7. Этический принцип: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

8. Принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

9. Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень важности этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организации (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда по специальностям и профессиям.

10. Принцип целостности (неаддитивности): профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций.

11. Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

А.К. Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме:

Ø четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

Ø выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

Ø демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

Ø показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

Ø направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализация труда и др.);

Ø выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, В.Д. Шадриков выделил семь уровней возможного анализа профессий:

1) генетический подход – рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

2) личностно-мотивационный анализ деятельности – выявление и изучение мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

3) компонентно-целевой анализ – исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок;

4) информационный анализ – исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

5) структурно-функциональный анализ – устанавливается структура деятельности, то есть ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;

6) индивидуально-психологический анализ – исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенций;

7) психофизиологический анализ – исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работника в их динамике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.