КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура полной профессиограммы
Основные разделы и виды профессиограмм На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: - информационные профессиограммы – предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у него интерес; - ориентировочно-диагностические профессиограммы - служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми эффективными образцами организации трудовой деятельности; - конструктивные профессиограммы – служат для совершенствования эргатической системы, т.е. направлены на основе проектирования новых образцов техники, а также для подготовки и организации труда самого персонала; - методические профессиограммы – служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, то есть, направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы; - диагностические профессиограммы – их цель – подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров; например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала профессия исследуется на нормативно-описательном, технологическом уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики. По содержанию и структуре выделяются следующие виды профессиограмм: 2) комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.; 3) аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам; 4) психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: описание внешней картины труда, трудовое поведение – фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; внутренняя картина труда – типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика); 5) «модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль профессии – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: · объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая, левая, часть модуля); · психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный или линейный глазомер, точность – другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже через них составлять описание самих профессий; 6) «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные задачи. Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию: 1) название работы (и синонимы); 2) указание отрасли хозяйства, где встречается данная профессия; 3) краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта: а) Что делает работник? (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?) б) Как выполняется работа? (Какие технологии и орудия труда используются? В каких условиях протекает работа?) в) Почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?) г) Какие требования предъявляет работа к субъекту труда? Эти четыре пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США. Профессионально важные качества (ПВК) – качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в конкретном виде труда. Описание упорядоченной совокупности ПВК называется психограммой профессионала. Термин «психограмма» предложен немецким психологом Вильямом Штерном. Он выделял четыре направления в дифференциальной психологии: 1) учение о вариации признаков (например, о вариации объема кратковременной памяти); 2) учение о корреляции признаков (примером может служить поиск связи между математическими и музыкальными способностями); 3) психография (исследование и описание психических качеств отдельной личности); 4) сравнительная психография (сопоставление разных людей по некоторому набору психических признаков). Результатом психографирования, по Штерну, и должна была стать психограмма личности. Психограмма могла быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение составлялось по обширной программе – полной психографической схеме. Во втором случае при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составлялась при разовом обследовании личности, продольная – при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, то есть позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления. Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма может быть представлена в виде текста либо таблицы или в форме «аналитического графика». Психограмма профессионала может быть также представлена в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме отображаются требования к ПВК для конкретной профессии. Правила присвоения баллов при оценке ПВК в соответствии с четырьмя уровнями необходимого развития ПВК (способностей): 1 балл – несущественность данной особенности для успеха работы; 2 балла – малая или средняя степень важности и ее связь только с некоторыми элементами; 3 балла – важность данной особенности для ряда элементов работы или большинства из них, или для самых существенных; 4 балла – очень высокая степень необходимости данной особенности для успеха работы. Профессиограмма представляет собой документ, содержащий описание конкретной профессии, раскрывающий содержание профессионального труда и требований, которые она предъявляет к человеку. Она бывает двух видов. Первый вид – профессиокарты, в общем виде ориентирующие в профессии. Они включают краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей, описание личностных качеств, требуемых для профессии; описание предметных и социальных условий труда; указание на возможные пути обучения. Пример профессиокарты продавца: Содержание труда Реализует товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар и выдает покупателю. Оформляет гарантийные паспорта на товары. Следит за своевременным пополнением запасов товаров и сроками их реализации. Проверяет наименование, комплектность, сортность, ярлыки изготовителя и наличие пломб. Подсчитывает чеки (деньги) и сдает их в установленном порядке. Оформляет прилавочные витрины. Может работать за кассовым аппаратом. Работает на воздухе или в помещении, посменно или по скользящему графику, индивидуально или в составе бригады. Характерны многочисленные контакты с покупателями. Основная рабочая поза – стоя. Квалификация и пути получения профессии Профессия имеет квалификации: младший продавец, продавец, старший продавец. Приобретается в ПТУ, торговых школах и на курсах. Требования к профессиональной подготовке Должен знать правила торговли товарами, их ассортимент, назначение, способы использования и сроки хранения. Должен уметь обслуживать используемое оборудование, подготавливать товары к продаже, помогать покупателю в выборе товара, оформлять оконные и внутримагазинные витрины, изучать покупательский спрос.
Второй вид – полные профессиограммы, структура которых представлена в Таблице 4. Таблица 4
Понятия «профессиография» и «анализ труда» являются тождественными, поскольку профессиография является лишь начальной, исходной фазой анализа труда в собственном смысле слова. Схема психологического изучения профессии
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 7828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |