КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие профессиональных деформаций и пути профессиональной реабилитации
Профессиональные деформации – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деформаций: 1) отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами; 2) несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии); 3) дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистичные цели, ложные смыслы труда; профессиональные конфликты; 4) низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; 5) рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); 6) свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления; 7) искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; 8) появление деформация личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях с выраженной властью и известностью); 9) прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптированность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Для анализа развития профессиональных деструкций важно иметь в виду следующие основные концептуальные положения: а) профессиональное развитие – это одновременно и приобретения и потери (совершенствование и деструкция); б) профессиональные деформации в самом общем виде – это нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастом, физическими и нервными истощениями; в) преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает); г) деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся в деятельности и поведении специалиста. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях период стабилизации у отдельных специалистов может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деформации: 1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда); 2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером взаимоотношений; 3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Психологические детерминанты: 1) неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо не соответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность); 2) деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать «кардинальные» методы работы); 3) образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе; 4) разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность – это: рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение; 5) эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром «эмоционального сгорания»); 6) снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития; 7) снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают); 8) индивидуальный «предел» развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причиной образования предела может быть неудовлетворенность профессией; 9) акцентуации характера (профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а так же отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности); 10) старение работника: а) социально-психологическое старение – ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении; б) нравственно-этическое старение – навязчивое морализование, скептическое отношение к молодежи и ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения; в) профессиональное старение – невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций. Э.Ф. Зеер обозначил возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций: 1) повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности; 2) диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; 3) прохождение тренингов личностного и профессионального роста (не в реальных трудовых коллективах, а в других местах); 4) рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста; 5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; 6) овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; 7) повышение квалификации или переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |