КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Владивосток
Одобрено редакционно-издательским советом Университета
ББК.8.1.8973 УДК 44 (эспер) Т 45
Титаев А.Б. Основы интерлингвистики и эсперантологии: учеб. пособие/А.Б.Титаев.ISBN – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005 – 100 с.
Пособие содержит сведения об истории создания международных искусственных языков, в том числе и самого распространенного из них языка эсперанто. Даны основы грамматики эсперанто, а также перечень терминов по информатике, радиоэлектронике и электротехнике. Настоящее пособие предназначено для студентов всех специальностей ИРИЭТ, а также может быть использовано студентами других институтов и Высшей народной школы, изучающими учебный курс «Интерлингвистика и эсперантология» как дисциплину по выбору или факультативную.
ISBN © Титаев А.Б., 2005 © ДВГТУ, изд-во ДВГТУ, 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ Взаимопонимание начинается с понимания. Особенно остро это ощущается в международных контактах в эпоху научно-технической революции, одним из результатов которой явился чрезвычайно ускорившийся процесс накопления информации. Ещё в 1641 г. великий чешский учёный-гуманист Ян Амос Коменский писал: «Миру необходим язык, более лёгкий, чем существующие языки» [19]. К проблеме общего языка обращались Ф.Бэкон, Вольтер, Р.Декарт, Г.Лейбниц и другие известные учёные, а также писатели и общественные деятели. Такие средства общения, как сигнальные коды, системы морской сигнализации, международный телеграфный код, почти повсеместное введение метрической системы мер обслуживают лишь некоторые специальные области человеческого общения и не могут восполнить отсутствие общепринятого международного языка – посредника. Информационный взрыв в сочетании с постоянным увеличением числа литературных и международных языков чрезвычайно усложняет современную языковую ситуацию. Попытки найти выход из трудной ситуации отразились в распространении нескольких так называемых мировых языков. Но существующие в качестве рабочих в международных организациях, прежде всего ООН и ЮНЕСКО, эти языки не решают проблему. Самый распространённый сейчас в мире из них – английский, официально не принят в качестве единого международного языка в силу ряда объективных и субъективных причин. Взаимное же влияние языков приводит, в конечном счёте, к созданию международных искусственных языков. Из всех известных нам проектов искусственных языков (около 1000) только эсперанто преодолел стадию проекта, победив своих конкурентов и функционируя на протяжении уже около 120 лет. Интерлингвистика и эсперантология как предмет в высшем учебном заведении преподаётся в различных университетах мира и России. Наиболее известные из них Будапештский (Венгрия), Вильнюсский (Литва), Краковский(Польша), Берлинский(Германия), Туринский (Италия), Стэнфордский(США) университеты, Даляньский (Китай) и Осакский (Япония) университеты иностранных языков, университеты Данкук (Южная Корея), Сан-Паулу(Бразилия) и Московский государственный индустриальный университет. На прошедшей в мае 2004 г. встрече ректоров университетов новых стран-участников Европейского союза было уделено особое внимание более широкому внедрению эсперанто в учебный процесс вузов. Во Владивостоке курс эсперанто читался ещё в дореволюционные годы в Восточном институте, Морском училище дальнего плавания. В данное время названный курс читается в качестве дисциплины по выбору на третьем курсе ИРИЭТ в количестве 34 часов, что позволяет по окончании курса понимать разговорную речь, читать, говорить и переписываться на эсперанто. С 1999 года курс эсперанто читается в порядке эксперимента и в Высшей народной школе ДВГТУ с целью ознакомления слушателей с мировой лингвистической ситуацией, взаимовлиянием языков и образованием интерлингвизмов, элементами лингвопроектирования и функционирования искусственных языков и, наконец, с основами самого эсперанто. Слушатели в процессе и после изучения курса слушают аудиозаписи, участвуют в создании наглядных пособий, принимают участие в научных конференциях с приглашением иностранных гостей, владеющих международным языком эсперанто. Полученные знания слушатели применяют также в переписке с зарубежными эсперантистами, чтении художественной литературы и научных журналов, в работе городского эсперанто-клуба, имеющего статус клуба ЮНЕСКО. Хотя эсперанто, как и любой язык, не является совершенным, он значительно превосходит всех своих конкурентов в сфере равноправного международного языкового общения. Слушатели, изучающие эсперанто, получают знания о мире без границ, в котором каждая страна представляется одинаково, без особых привилегий. Различные отечественные и зарубежные исследования показали пропедевтическую значимость эсперанто для изучения других языков, расширения общего кругозора. Эсперанто рекомендуется также в качестве основы для развития языкового сознания слушателей. Данное учебное пособие затрагивает основные понятия интерлингвистики – раздела языкознания, изучающего способы межъязыкового общения и международные языки как средство такого общения. В качестве примера, приводятся сведения о международном языке эсперанто, наиболее развитом и самом распространённом среди искусственных (плановых) языков, методика изучения основ грамматики данного планового языка.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |