КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нулевая гипотеза
Общая теория проверки статистических гипотез составляет весьма сложный раздел математической статистики, изложение которого выходит за рамки данного методического пособия. Поэтому мы ограничимся некоторыми положениями, необходимыми для понимания последующих практических рекомендаций. В известном смысле эмпирические и экспериментальные исследования не могут «доказать» результаты. Поэтому э ксперимент в науке и определяется как метод верификации и опровержения научного знания-гипотезы. Согласно классическому позитивистскому принципу верификации О.Конта это «фактическое подтверждение теории», которое с точки зрения неопозитивизма в научной методологии перефразируется в принцип фальсифицируемости К.Поппера и трактуется как «метод опровержения правдоподобных гипотез», согласно которому гипотеза может быть достоверно опровергнута, но не может быть окончательно принята. В лучшем случае на базе наблюдений-результатов можно указать, какая из двух взаимоисключающих гипотез с большей вероятностью соответствует истине. Общая форма этих двух гипотез (о «сходстве» и «различии») и соответствующая им символика выглядят следующим образом: - Но — это гипотеза, суть которой состоит в том, что наши результаты не показывают никакого значимого различия между группами генеральной совокупности вне зависимости от измеряемых факторов. Это гипотеза об отсутствии различий. Гипотеза обозначается как Но и называется нулевой, так как сопоставление значений сравниваемых признаков в данном случае равно нулю: X1 – X2 = 0 Нулевая гипотеза – это то, что мы хотим опровергнуть, если перед нами стоит задача доказать значимость различий. - На — альтернативная гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что различия, показываемые нашими результатами, отражают действительные различия между группами генеральной совокупности. Альтернативная гипотеза о значимости различий часто обозначается как Н1, исодержитутверждение, которое мы хотим доказать в экспериментальном исследовании, поэтому иногда ее называют экспериментальной гипотезой. В основе статистической проверки гипотезы лежит одно простое обстоятельство: гипотеза может быть отвергнута, но никогда не должна приниматься иначе, как пробная, поскольку дополнительные данные могут доказать ее несостоятельность. Другими словами, отвергнуть или не отвергать гипотезу можно только на базе имеющихся под рукой данных. Однако неправильным является и заключение, что коль скоро гипотеза не отвергнута, ее необходимо принимать как обоснованную. Эту ситуацию западные учебники статистики обычно иллюстрируют на очень наглядном примере. Пусть мы решили проверить гипотезу, беден ли Джон До. Мы видим, что До обедает в дешевых ресторанах, живет в районе городских трущоб в разваливающемся доме, одет в поношенную, драную одежду и т. д. Хотя его поведение явно соответствует стилю жизни бедного человека, мы не можем принять гипотезу о его бедности. Не исключено, что До в действительности богат, но чрезмерно скареден. Мы можем продолжить сбор информации об этом человеке, но на данный момент должны принять решение не отвергать гипотезу. Например, одно-единственное наблюдение, которое указывает на принадлежность ему шестизначного счета в банке или владение 100 000 акций АТ&Т, потребует немедленно отвергнуть эту гипотезу и признать, что Джон До богат. Итак, исследователям необходимо осознавать, что в условиях отсутствия безупречной информации (в случае исследования выборок это вполне естественно) лучшее, что они могут себе позволить, — сформулировать гипотезы или предположения о том, что можно считать истиной. В дальнейшем их заключения в отношении этих предположений могут оказаться неверными, поэтому всегда есть некоторая вероятность ошибки принятия любой гипотезы. На языке статистики исследователи совершают ошибку первого рода, когда они отвергают верную нулевую гипотезу и, следовательно, принимают альтернативную; они совершают ошибку второго рода, когда не отвергают ложную нулевую гипотезу, которую должны бы были признать неверной. Для целей проверки нулевая гипотеза предполагается верной. Такое предположение позволяет выяснить, каким образом могут варьировать различные оценки выборки, которые получаются в рамках плана определения самих выборок. При этом исследователям необходимо отдавать себе отчет в том, что ошибки первого рода можно ограничивать какой-то специально назначаемой величиной, тогда как ошибки второго рода оказываются в таком случае их некоторыми функциями. Краткое резюме этого обсуждения сводится к тому, что исследователю необходимо сформулировать нулевую гипотезу так, чтобы отказ от нее приводил к желательному заключению, т. е. к какому-то утверждению или условию, справедливость либо возможность существования которого он или она желает верифицировать. Нулевая и альтернативная гипотеза могут быть как направленными, так и ненаправленными (однонаправленная и двунаправленная проверка). Предположим, например, что применение конкретной психотехнологии при запоминании материала позволит улучшить показатели памяти более 10 % учебной адутории. Правильная формулировка гипотез должна выглядеть следующим образом: , . Если данные приводят к отказу от гипотезы Но, то исследователь будет в состоянии «принять альтернативную гипотезу, заключающуюся в том, что благодаря новой технологии можно ожидать «улучшение» коэффициентов запоминания 10 % аудитории, и она должна быть введена, поскольку такой результат был бы невозможен, окажись нулевая гипотеза в самом деле верной. Если Но отвергнута быть не может, то технологию вводить не следует, пока не будут получены дополнительные доказательства противного. Например, приведенная выше формулировка означает использование однонаправленной статистической проверки в том смысле, что альтернативная гипотеза выражена направленно, т. е. требует, чтобы величина оценки была больше 0,10. Однако, существует немало проблем, для решения которых вполне оправдана двунаправленная проверка: например, доля «успешной аудитории», занимающейся по новому учебному плану не должна отличаться от доли «успешной аудитории», подготовленной на базе прежнего учебно-методического плана, которая составляла 10 %. Двунаправленная проверка будет выражаться как: , . Здесь нет направления, оговариваемого альтернативной гипотезой; доля устанавливается просто заданием неравенства 0,10. Использование в исследованиях однонаправленной проверки имеет широкое применение в случае, когда подчеркивается какое-то предпочтительное направление на результат. Например, когда в одной из групп индивидуальные значения по какому-либо признаку (например, тревожности) выше, а в другой ниже, или когда мы хотим доказать, что в экспериментальной группе произошли более выраженные изменения интересующего нас признака, чем в контрольной. Двунаправленная альтернативная гипотеза находит применение в тех случаях, когда предпочтения в направлении нет или когда исследованием ставится цель продемонстрировать существование какого-то различия в исследуемых группах, а не его направления. Как правило, однонаправленная проверка, когда она приемлема, оказывается более мощной, чем двунаправленная альтернатива. Случай, когда доказываются различия в распределении исследуемого признака в группах, формулируются часто как ненаправленные гипотезы.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |