Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2. Понятие (указать категорию), его определение Сущность понятия Примеры на внутрипредметные связи (раздел




Базовые понятия

 

Понятие (указать категорию), его определение   Сущность понятия   Примеры на внутрипредметные связи (раздел, понятие) Примеры на межпредметные связи (уч. предмет, раздел, понятие)   Этап формирования   Методы и средства обучения, приемы работы  
Образовательный аспект Мировоззренческий аспект Ранее изученные   Подлежащие усвое- нию Ранее изученные   Подлежащие усвое- нию
                 

Примечание. Табл. 7.1 и ряд таблиц (7.2 — 7.4), описанных в лабораторном практикуме текущей главы, являются инвариантными к лабораторным практикумам по всем разделам базового курса информатики.

Методические указания по заполнению таблицы 7.1 Этап формирования (столбец 8) может быть определен в соответствии с этапами, выделенными Дж. Брунером на основе процессов восприятия объектов и явлений, переработки информации: введение понятия; приведение примеров (положительных и отрицательных), к которым приложимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанное на существенных признаках.

В столбце 9 табл. 7.1 необходимо описать адекватные содержанию методы и средства обучения, приемы работы. Для решения задачи формирования понятий могут быть рассмотрены следующие методы обучения: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), рассказ, рассказ-описание, рассказ-беседа, беседа по вопросам, беседа с постановкой проблемных вопросов, объяснение, демонстрация и т.д. Соответственно, приемы работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания, решение познавательных задач и т.д. Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.

Тема «Планирование учебного процесса»

Задачи занятия: сформировать навыки поисково-исследовательской и аналитической деятельности студентов, связанные с разработкой тематического и поурочного планирования.

Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 8, 14, 15, 23, 25].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить учебные программы, учебно-методическую литературу.

2. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемого раздела. Представить результаты анализа в табл. 7.2 и подготовить на их основе краткое сообщение.

Таблица 7.2

Оценка авторской методики

 

Автор (ы), источники Актуальность методики Новизна Инструменталь-ность Доступность
         

Методические указания по заполнению таблицы 7.2

Для оценки авторской методики может быть рекомендована к использованию четырехуровневая методика оценки педагогических методик (А.Гин).

Актуальность методики определяет, какие конкретно проблемы обучения она позволяет решать.

1-й уровень: методика практичмески неактуальна, применение ее ничего не изменяет в работе современного учителя.

2-й уровень: методика затрагивает неосновные моменты работы; владение методикой улучшит некоторые второстепенные параметры образовательного процесса (например, повысит точность оценки знаний.

3-й уровень: методика затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать. Например, потому что и старые методы неплохо справляются.

4-й уровень: это то, что необходимо современной школе.

Новизна выявляет, что реально нового дает профессионалу методическая разработка.

1-й уровень: новизна на уровне терминологии. Сюда же относится новизна на эмоциональном уровне. Автор показывает новую точку зрения на уже известные факты, заставляет переосмысливать учебный материал. Само по себе это неплохо, но имеет мало общего с настоящей методикой.

2-й уровень: новизна на информационном уровне. Даны новые факты, примеры, задачи, упражнения и решения.

3-й уровень: новизна на системном уровне. Известные приемы в новой, более рациональной или оптимальной компоновке.

4-й уровень: принципиальная новизна. Предполагает новые способы работы, дающие результаты, отличающиеся от прежних. Здесь уместно заметить два существенно различающихся подуровня. Первый, методика-1, дает новый способ решения известных задач, не изменяя содемржания обучения. Методика-2 изменяет сами цели, а значит, и парадигму образования. Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач.

Инструментальность позволяет судить о том, насколько технологична, инструментальна для профессионала разработка.

1-й уровень: методика сводится к призывам.

2-й уровень: методика эффективна лишь в «авторском исполнении». В отсутствие автора ее результаты, к сожалению, не воспроизводятся. Требуется много дополнительных подсказок, обучение у автора, постоянные консультации, чтобы методика начала стабильно работать в «чужих руках».

3-й уровень: методика передаваема частично, отдельными рекомендациями; или работает нестабильно, только в благоприятных условиях; или передаваема, но только отдельным, особенно способным к ней людям.

4-й уровень: методика передаваема, дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.

Понятность определяет доступность изложения методической разработки.

1-й уровень: текст труднодоступен для восприятия и создает общее впечатление подделки под «высокий научный стиль».

2-й уровень: отдельные фрагменты методики понятны, а вот связи между разделами и системы работы в целом нет. Многие положения методики не аргументированы.

3-й уровень: методика в целом понятна. Но читать (слушать) ее непросто. Есть достаточное количество примеров. Но в процессе изучения возникают вопросы типа: «А как быть, если...», на которые нет авторских ответов.

4-й уровень: методика понятна в частях и в целом. Можно сказать — «прозрачна». Автор открывает все нюансы методики.

План занятия

1. Сообщения по данным табл. 7.2, обсуждение сообщений.

2. Составление тематического и поурочного планирования, представление результатов в таблице (табл. 7.3).

3. Обсуждение результатов тематического и поурочного планирования.

4. Подготовка конспекта урока по одной-двум темам, учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала), или заполнение таблицы (табл. 7.4).

Таблица 7.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.