КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пропедевтический этап
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Прикладное ПО учебного назначения (или, как его еще именуют, педагогические программные средства — ППС) выполняет важную функцию в обучении информатике в школе. Не менее необходимы эти средства и при постановке курса МПИ а педагогических вузах. Между тем, развитие и пополнение банка ПО идет достаточно случайным образом, так что текущее его состояние характеризуется не столько полнотой и системностью, сколько разнообразием и разноуровневостью (в том числе и с точки зрения требуемых аппаратных средств). В помещенный ниже перечень ПО, достаточно условно классифицированный по разделам (этапам) непрерывного школьного курса информатики (пропедевтический, базовый, профильный), включены программные продукты на основе анализа лишь широко известных публикаций и каталогов (составители О. В. Шкобура и Е.А.Курнева, Омский педуниверситет). Цель этого перечня состоит не в буквальном сопровождении разделов учебного пособия (там имеются свои локально рекомендованные списки ПО, в которых не делается ссылок на Приложение 2), а в том, чтобы дать читателю хотя бы общую картину наличия, состояния и адреса источника (или разработчика) программных средств, которые используются (или могут использоваться) в обучении информатике. 1. ПервоЛого (совместно ИНТ и LCSI) http://school.edu.ru/int/logo/products.html
Отличительной особенностью ПервоЛого является реализация визуального программирования, когда команды языка представлены в виде картинок, щелкая по которым в требуемой последовательности учащийся создает свои программы. Таким образом, ученик получает возможность создавать содержательные работы, еще не умея читать и считать. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов и будучи предназначена для начальной школы, программа построена так, что в ней отсутствует возможность совершить синтаксическую ошибку при программировании. На 7-й Международной выставке «Вычислительная техника и информатика» в 1997 г. программному продукту ПервоЛого присужден диплом 1-й степени лауреата конкурса «Лучшая обучающая мультимедиа-программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Категория пользователя: дети от 5 лет и старше. Платформа: MS-DOS, Mac OS. 2. ЛогоРайтер (LogoWriter) (LCSI, русская адаптация ИНТ http://school.edu.ru/int/logo/products.html
ЛогоРайтер — компьютерная среда, разработанная в 1980-е гг. канадской фирмой LCSI, заслужила многочисленные международные награды. Программа ЛогоРайтер включает в себя возможность программирования, мультипликации, работы со звуком (программирования музыки) и текстами (а также возможность программной обработки текстов). Может успешно использоваться и для обучения алгоритмическому мышлению, и для изучения различных «профессий» современного компьютера, овладения его инструментарием. Программа позволяет применить проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, развивает познавательные способности и творческое мышление детей. Система Logo Writer построена по принципу «компьютерного альбома», состоящего из набора листов. Ученик может создать новый лист в своем альбоме или внести изменения в какой-нибудь старый. Как и в обычном альбоме на листе можно рисовать разные картинки и писать тексты. Возможности программы позволяют рисовать не только статические, но и динамические рисунки, т.е. проектировать и создавать компьютерные мультфильмы. При помощи программы можно осуществлять диалог пользователя с компьютером. Для управления процессами, происходящими на листе и в альбоме, необходимо написать последовательность некоторых команд. Использование данной программы помогает изучению основ программирования. Работая в LogoWriter, ученики могут не только создавать программы по изучению основ информатики, но и изучать движение планет, рисовать средневековый замок и т.д. Категория пользователя: I— VIII классы. Платформа: MS-DOS. Версия 2.0 для CGA/MCGA, версия 3.1 для EGA/VGA/SVGA. В комплект входят: Сопрунов С. Ф., Щеглова О. В. LogoWriter: Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1995. — 137 с. Полное описание системы ЛогоРайтер, включающее в себя строгое описание языка программирования Лого. Сопрунов С. Ф., Яковлева Е. И. LogoWriter: Пособие для учителей: 4 —8 классы. — М.: ИНТ, 1995. — 137 с. Сборник проектных заданий разного уровня сложности, относящихся к разным темам. Предполагается, что учащиеся уже знакомы с системой Лого. Сопрунов С. Ф. LogoWriter: Пособие для учителей: Начальные классы. - М.: ИНТ, 1995. - 74 с. Юдина А. Г. Практикум по информатике в среде «LogoWriter»: Учебное пособие для общеобразовательной школы. — М.: ИНТ, 1997. —. 92 с. Содержит систему задач и заданий, позволяющих организовать интересные уроки информатики в старших классах и познакомить учащихся в доступной форме с основами программирования, компьютерной графикой, компьютерным экспериментом и исследованием. Главы, посвященные компьютерным моделям, позволяют реализовать межпредметные связи информатики с физикой и математикой Дополнительный модуль: ЛогоЛитера — компьютерная программа, русский орфографический корректор для ЛогоРайтера. 3. ЛогоМиры (MicroWorlds) (LCSI, русская адаптация ИНТ) http://school.edu.ru/int/logo/products.html
Компьютерная среда ЛогоМиры является новым поколением широко известной системы ЛогоРайтер. Программа ЛогоМиры включает в себя набор программируемых объектов (черепашек) — до 100 штук, которые могут действовать одновременно (параллельные процессы), при этом взаимодействуя друг с другом. В программу встроены графический, текстовый, музыкальный редакторы — все эти дополнительные средства позволяют рассматривать программу как мощный инструмент для создания мультимедийных проектов по любой теме любой школьной дисциплины. Категория пользователя: от III класса и старше. Платформа: MS-DOS, Mac OS. В комплект входят: ЛогоМиры: Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1995. — 170 с. Полная справочная документация к системе ЛогоМиры. ЛогоМиры. С чего начать. — М.: ИНТ, 1995. — 97 с. Учебно-методическое пособие по изучению возможностей программы, содержащее описание приемов создания проектов в программе ЛогоМиры. Сопрунов С. Ф. ПервоЛого: Пособие для учителей. — М.: ИНТ, 1995. — 89 с. Полная справочная документация к системе ПервоЛого. При описании возможностей программы авторы делают акценты на то, как ту или иную возможность лучше использовать на уроке. Дополнительный модуль: Яковлева Е.И. ЛогоМозаика: Сборник проектов. — М.: ИНТ, 1995. — 75 с. Содержит большое количество плодотворных идей по проведению уроков с использованием персональных компьютеров в начальной школе. Предлагаемые проекты разнообразны по содержанию и допускают возможность интеграции различных предметных дисциплин — от изобразительного искусства до математики. 4. «Роботландия» (КУДИЦ, 1992-1996 гг.) http://www.inforeg.org.ru/2/catalog/text.htm#ll
Программы-тренажеры («Курсор», «Меню», «Правилка», «Привет», «Компьютер»); алгоритмические этюды («Перевозчик», «Монах», «Конюх», «Переливашка», «Угадайка»), исполнители («Квадратик», «Машинист», «Автомат», «Плюсик», «Кукарача»); текстовый редактор «Микрон»; графический редактор «Художник», музыкальный редактор «Шарманщик», развивающие игры «Морской бой», «Мудрый крот». 4.1. «Алгоритмические этюды» В состав программного блока, являющегося частью интегрированного пакета «Роботландия», входят следующие программы: «Перевозчик», «Монах», «Конюх», «Переливашка», «Угадайка». Каждая из вышеперечисленных программ является машинной интерпретацией старинных задач. Например, программа «Переливашка» — машинная интерпретация старинной задачи «Водолей», позволяющей логическим путем, не используя мерные емкости, научиться отмерять необходимое количество жидкости. 4.2. «Исполнители» («Сложные исполнители») Блоки «Исполнители» и «Сложные исполнители» включают в себя следующие программы: «Квадратик», «Машинист», «Автомат», «Плюсик», «Кукарача». Работа с этими программами является продолжением изучения темы «Алгоритмизация». Учащиеся знакомятся с понятием Исполнителя, понятием «команда», а также системой команд исполнителя. 4.3. «Микрон» Это простейший текстовый редактор. Предназначен для обучения учащихся элементарным навыкам работы с текстовыми редакторами, формирует умение работы с меню и проведения несложных операций по редактированию текстов. В программе предусмотрена возможность проведения диктантов (тексты диктантов приведены в каталоге редактора), а также создания текстов для работы учителя по определенным темам программы. 4.4. «Художник» Это простейший графический редактор. Знакомит учащихся с рисованием основных графических примитивов (линий, прямоугольников, окружностей), работой со стандартным набором инструментов, редактированием рисунка с использованием «лупы», копированием и перемещением фрагментов рисунков, а также работой со встроенной библиотекой рисунков. В этом графическом редакторе предусмотрена возможность записи и чтения вновь созданных рисунков, а также их фрагментов, представлена достаточно полная палитра цветов. 4.5. «Шарманщик» Программа представляет собой простейший музыкальный редактор, рассчитанный на учащихся, не знакомых с музыкальной грамотой. Редактор дает возможность познакомиться с расположением нот на нотном стане; удалять допущенные ошибки при написании нот; производить изменение тональности звучания нот и их длительности. Учащиеся знакомятся с понятием «пауза» и ее изменением при построении музыкального ряда. Они могут проиграть как одну ноту, так и мелодию в целом. Очень важным моментом в работе с музыкальным редактором «Шарманщик» является возможность записи созданной мелодии как на жесткий диск, так и на дискету, а также ее последующего редактирования. В программе представлен небольшой каталог детских песен, необходимых для проведения вводных занятий при изучении музыкального редактора.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |