Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории ДОТУ




ВЕКТОР ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ.

ВЕКТОР ЦЕЛЕЙ. ВЕКТОР СОСТОЯНИЯ.

КАТЕГОРИИ ДОСТАТОЧНО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Процесс передачи управленческих навыков в какой–либо отрасли общественной деятельности без опоры на понятийный и терминологический аппарат теории управления во многом похож на воспитание условных рефлексов, передачу навыков у животных. Кто проникся происходящим процессом управления и смог вообразить себя в нем, а потом вести себя в качестве управленца в реальных жизненных ситуациях – молодец, а кто не смог – набьет себе много шишек. С последним можно было бы и согласиться – в конце концов, это его шишки и набьет он их себе, если бы не одно «но»: набьет он их не только себе, но и окружающим, поскольку всякое действие в обществе, а тем более общественно–управленческое действие, затрагивает множество людей, подчас не в одном поколении.

Но, обретя понятийный и терминологический аппарат теории управления, не следует пренебрегать и тем, что передается в виде навыков, жизненного опыта (например, культура производства), т.е. в виде информации, передаваемой во внелексических формах. Причем, обрести понятийный аппарат любой теории возможно только в том случае, если во внутреннем мире человека–управленца создаются образы, соответствующие, с одной стороны, объективной реальности, а с другой стороны образам, существующим у тех, кем он собрался управлять. В противном случае, «управленец» – начетчик, вдоволь нахватавшись терминологии, свойственной теории, формально–логически правильно оперируя ею, так и не сможет войти в практику управления конкретными процессами и будет выглядеть посмешищем на фоне теоретически безграмотных управленцев–практиков, чувствующих жизнь и воображающих себя в ситуациях управления обстоятельствами.

Единообразное описание разнородных процессов с привлечением достаточно общей теории управления позволяет стоять на фундаменте всех частных наук; легко входить в любую из них[1]; и при необходимости – найти общий язык со специалистами в них: т.е. понятийный и терминологический аппарат достаточно общей теории управления это:

- средство междисцплинарного общения специалистов разных частных отраслей знания и деятельности;

- средство объединения – разрозненных научных знаний и прикладных навыков в гармоничную Мирозданию целостность, необходимую для безопасной жизни и деятельности отдельных людей и коллективов, слагающих общество.

В этом – главное достоинство понятийного и терминологического аппарата теории управления.

Во всем многообразии процессов (со–бытий) при рассмотрении их в качестве процессов управления или самоуправления можно выявить присущее им всем общее, и соответственно этому общему построить понятийный и терминологический аппарат достаточно общей теории управления.

Теория управления, как и любая другая наука, строится на основных категориях, на которые являются основными для построения связанных данных. Рис. 5.1.

Например, в элементарной геометрии, такими категориями являются: поверхность, линия, точка, плоскость.

Это простейшие понятия, из которых выстраиваются другие категории.

В теории управления таких понятий девять (рис. 5.1.):

1) вектор целей,

2) вектор состояния,

3) вектор ошибки управления,

4) полная функция управления,

5) совокупность концепций управления (целевых функций управления),

6) вектор управляющего воздействия,

7) структурный способ,

8) бесструктурный способ,

9) балансировочный режим (либо маневр).

Количество категорий не превышает девяти потому, что человеческое сознание может одновременно оперировать с семью – девятью объектами. А при описании любой из жизненных проблем в терминах теории управления, общее число одновременно употребляемых категорий достаточно девяти. Это означает, что информация, необходимая для постановки и решения всякой из задач теории управления может быть доступна сознанию человека в некоторых образах вся без исключения, одновременно и упорядочено.

Главное для этого – отдавать себе отчет в том, что в жизни конкретно следует связать с каждой из категорий теории управления.

Известно, что возможна постановка всего двух задач.

Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.

Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект –без нашего непосредственного вмешательства в процесс – самоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления.

Рис. 5.1. Категории Теории управления.

 

На­при­мер, летчик пе­ре­ключил уп­ра­в­ле­ние са­мо­ле­том на ав­то­пи­лот. Са­мо­лет (объ­ект уп­ра­в­ле­ния) ле­тит «сам по се­бе» – он стал «са­мо­уп­ра­в­лять­ся». Летчик не вме­ши­ва­ет­ся, а са­мо­лет ле­тит ту­да, ку­да на­до. По­ду­ет ве­тер, сне­сет са­мо­лет, а ав­то­пи­лот воз­вра­тит са­мо­лет на пре­ж­ний курс са­мо­сто­я­тель­но, без летчика. Ав­то­пи­лот, таким об­ра­зом, ре­ша­ет за­дачу са­мо­уп­ра­в­ле­ния.

Прав­да, воз­ни­ка­ет во­п­рос. А от­ку­да взял­ся ав­то­пи­лот? Са­мо со­бой ничего не по­лучает­ся. Все про­цес­сы уп­ра­в­ля­ют­ся. Так и ав­то­пи­лот сде­ла­ли в кон­ст­ру­к­тор­ском бю­ро и за­ло­жи­ли в не­го раз­ные про­грам­мы, ко­то­рые и обес­печива­ют са­мо­уп­ра­в­ле­ние.

Это ха­ра­к­тер­но и для рын­ка. Так называемые «де­мо­кра­ты», «рыночники» го­во­рят: «са­мо все ор­га­ни­зу­ет­ся», мол «ры­нок сам все рас­ста­вит на свои ме­с­та». Ры­ночный ме­ха­низм дей­ст­ви­тель­но есть. Но чтоб ра­бо­тал лю­бой ме­ха­низм, им на­до уп­ра­в­лять. Как, на­при­мер, ав­то­мо­би­лем. Или вво­дить в ре­жим «са­мо­уп­ра­в­ле­ния», как, на­при­мер, «ав­то­пи­ло­том» са­мо­ле­та. И ес­ли ме­ха­низм ло­ма­ет­ся или начина­ет «ба­рах­лить», то тот, кто уп­ра­в­ля­ет этим ме­ха­низ­мом, до­лжен его от­ре­мон­ти­ро­вать или на­ла­дить. Ес­ли «ав­то­пи­лот» в са­мо­ле­те сло­мал­ся, что де­ла­ет летчик? Он берет уп­ра­в­ле­ние на се­бя и раз­би­ра­ет­ся, почему «ав­то­пи­лот» пло­хо ра­бо­та­ет. Ес­ли «ры­нок» в стра­не «ба­рах­лит», а это всем уже очевид­но, да ни­кто и не от­ри­ца­ет это­го, то, ви­ди­мо, пра­ви­тель­ст­во стра­ны дол­ж­но ус­та­но­вить причину и от­ре­мон­ти­ро­вать, на­ла­дить «ры­ночный ме­ха­низм»: уб­рать люфт ру­ля, сма­зать ше­с­те­рен­ки, под­тя­нуть тя­ги и т.д. По­с­ле чего за­пу­с­тить дви­га­тель и вве­сти «ры­ночный ме­ха­низм» в ре­жим са­мо­уп­ра­в­ле­ния. Од­на­ко пока это не де­ла­ют. Почему? Потому, что…

Для осознанной постановки и решения каждой из них и обеих задач совместно (когда одна сопутствует другой) необходимы три ключевых набора информации.

Вектор [2] целей управления – описание идеального режима функционирования (поведения) объекта.

Под целью понимается конечный результат, который мы стремимся достигнуть. Это могут быть идеалы, потребности (материальные и духовные), задачи, которые необходимо решить, параметры разрабатываемого изделия, планы экономического развития и т.п.

В пределах каждого качества должна быть определена хоть в каком–нибудь смысле мера качества (параметры). Благодаря этому сложение и вычитание векторов обладают некоторым смыслом, определяемым при построении векторного пространства параметров.

Например: хо­зяй­ка в се­мье. Се­ла она и за­ду­ма­лась над тем, что на­до сде­лать ей в течение ме­ся­ца (или го­да), чтоб се­мья жи­ла бла­го­по­лучно. На пер­вые ме­с­та она по­ста­вит са­мые не­об­хо­ди­мые ве­щи. На­до пи­тать­ся, на­до всех одеть, обуть, ку­пить ка­кую–то оде­ж­ду, обувь. По­том хо­те­лось бы от­ре­мон­ти­ро­вать швей­ную ма­ши­ну, ку­пить но­вый те­ле­ви­зор. В кон­це сво­его спи­ска она по­ста­вит то, чего, ко­нечно, хо­те­лось бы, но без чего се­мья мо­жет и обой­тись. Та­ким образом, по­лучает­ся спи­сок же­ла­ний: 1 – са­мая ва­ж­ная цель; 2 – очень ва­ж­ная цель; 3 – про­с­то ва­ж­ная цель. И так да­лее, а в кон­це – x, y, z, – це­ли от ко­то­рых, в случае чего мо­ж­но от­ка­зать­ся. То есть ве­к­тор це­лей – это как бы «чего из­во­ли­те»?. Вме­сто се­мьи мо­ж­но рас­сма­т­ри­вать го­род, об­ласть, край, стра­ну, все чело­вечес­т­во.


Т.е. вектор целей управления строится по субъективному произволу как иерархически упорядоченное множество частных целей управления, которые должны быть осуществлены в случае идеального (безошибочного) управления. Порядок следования частных целей в нем – обратный порядку последовательного вынужденного отказа от каждой из них в случае невозможности осуществления полной совокупности целей. Соответственно на первом приоритете вектора целей стоит самая важная цель, на последнем – самая незначительная. Рис. 5.2.

Это – иерархически упорядоченное множество частных целей управления. На первом приоритете вектора целей стоит самая важная цель, на последнем – самая незначительная. Образно говоря, вектор целей – это список, перечень того, чего желаем, с номерами, назначенными в порядке, обратном порядку вынужденного отказа от осуществления каждого из этих желаний.

Пример. За­да­дим­ся во­п­ро­сом: а об­ще­ст­вом кто–ни­будь уп­ра­в­ля­ет? Или оно са­мо «бол­та­ет­ся» как по­па­ло? Кто и как уп­ра­в­ля­ет образованием, те­ле­ви­де­ни­ем, на­род­ным хо­зяй­ст­вом...? Уп­ра­в­ле­ние всем этим осу­ще­ст­в­ля­ют ор­га­ны вла­сти: пре­зи­дент, пра­ви­тель­ст­во, Ду­ма и т.д. В этих ор­га­нах уп­ра­в­ле­ния ра­бо­та­ют впол­не кон­крет­ные люди, и эти лю­ди при­ни­ма­ют раз­личные ре­ше­ния в со­от­вет­ст­вии со сто­я­щей пе­ред ни­ми це­лями и скла­ды­ва­ю­щей­ся об­ста­нов­кой. И цели они предлагают нам разные: на­ша цель – по­стро­е­ние «де­мо­кра­тии»; на­ша цель – «ка­пи­та­лизм с чело­вечес­ким ли­цом»; на­ша цель – пра­ва чело­ве­ка; на­ша цель – реформы и т.д. и т.п.

Или, например, система образования.. Министр лично от начала до кон­ца осу­ще­ст­в­ля­ет про­цесс уп­ра­в­ле­ния всей си­с­те­мой об­ра­зо­ва­ния в стра­не? Нет. На его де­я­тель­ность на­ло­же­ны же­ст­кие ог­ра­ничения. Пре­зи­дент кон­т­ро­ли­ру­ет «на­пра­в­ле­ние дви­же­ния» («ре­фор­ми­ро­ва­ния») си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния: ка­ким оно дол­ж­но быть, ка­кие иде­а­лы ут­вер­ждать у учащих­ся на­ших школ и т.д. Ми­нистр мо­жет при­вле­кать­ся к этой ра­бо­те. А мо­жет и не при­вле­кать­ся...

Ду­ма. Она вы­ра­ба­ты­ва­ет за­ко­ны, по ко­то­рым стро­ит­ся весь мир от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми в на­шей стра­не, в том чис­ле и в си­с­те­ме об­ра­зо­ва­ния.

Пра­ви­тель­ст­во. Оно через ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов вы­де­ля­ет день­ги на об­ра­зо­ва­ние. Де­нег мо­жет хва­тить, а мо­жет и не хва­тить...

И толь­ко по­с­ле все­го это­го мо­ж­но го­во­рить о «сво­бо­де» уп­ра­в­ле­ния си­с­те­мой об­ра­зо­ва­ния ее ми­ни­ст­ром. По­лучив ука­за­ние от пре­зи­ден­та и Ду­мы, день­ги от пра­ви­тель­ст­ва, он начина­ет уп­ра­в­лять «сам». Он де­лит день­ги ме­ж­ду учеб­ны­ми за­ве­де­ни­я­ми, он про­во­дит ка­д­ро­вую по­ли­ти­ку, подписывает приказы, кон­т­ро­ли­ру­ет де­я­тель­ность подчине­нных.

Чем ру­ко­во­дству­ют­ся все эти лю­ди (пре­зи­дент, дум­цы, ми­ни­ст­ры, началь­ни­ки, за­ме­с­ти­те­ли, по­мощ­ни­ки и т.д. и т.п.) при при­ня­тии то­го или ино­го ре­ше­ния? Ка­ж­дый из них ру­ко­во­дству­ет­ся сво­им по­ни­ма­ни­ем спра­ве­д­ли­во­сти, до­б­ра, зла, необходимости или бесполезности чего–то, пра­виль­но­сти или не­пра­виль­но­сти ко­го–то... То есть ру­ко­во­дству­ет­ся не­ки­ми иде­а­ла­ми в их по­ни­ма­нии. Иде­а­лов в раз­личных об­ла­с­тях жиз­ни мно­го. Один без ума от рок–ис­по­л­ни­те­лей и от­вер­га­ет сим­фо­ничес­кую му­зы­ку, дру­гие счита­ют со­в­сем на­обо­рот. Один ут­вер­жда­ет, что ка­ж­дый член об­ще­ст­ва обя­зан учас­т­во­вать в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, дру­гие гор­дят­ся тем, что они «вне по­ли­ти­ки»... Почему это так? А по­то­му, что «не­к­то» фор­ми­ру­ет в оп­ре­де­лен­ные «на­бо­ры – кучки» все эти по­ни­ма­ния о «хо­ро­шем» и «пло­хом». Не возраст, не родственные отношения лежат в основе принятия решений в государственной, общественной, трудовой, общественной и личной жизни, а мировоззрение конкретного человека, его строй психики, знание методологи и опыт управленческой жизни.

Одна и та же совокупность целей, подчиненных разным иерархиям приоритетов (разным порядкам значимости для управленца), образует разные вектора целей, что ведет и к возможному различию в управлении.

Свойства ВЦ. При однокачественных процессах более высокими приоритетами в векторе целей управления обладают медленно изменяющиеся (низкочастотные) процессы.

Это вызвано тем, что все частные высокочастотные процессы протекают на фоне низкочастотных и модулируются низкочастотными.

 

Пример. Процесс обучения содержит как низкочастотную составляющую, так и высокочастотную. Для получения аттестата или диплома необходимо закончить учебное заведение. Этот процесс длиться несколько лет. Сдача лабораторной работы относится к высокочастотному процессу и имеет более низкий приоритет.

Для разнокачественных процессов с близкими частотными параметрами порядок следования приоритетов определяется в соответствии с приоритетами обобщенных средств управления.

 

По отношению к векторам целей можно определить следующие понятия:

- объективный вектор целей. Это вектор целей, предписанный иерархически высшим управлением. Он проявляется в поведении его носителя (т.е. в изменении его вектора состояния) в течение продолжительного времени.

- потенциальный вектор целей, отражающий объективные возможности, не используемые по субъективным причинам. По отношению к управлению со стороны иерархически высшего управления потенциальный вектор целей – вектор ошибки самоуправления;

- идентифицированный (выявленный в наблюдениях) вектор целей – составляющая часть объективного (или потенциального) вектора целей. Это понятие – субъективное.

- автоидентифицированный субъективный вектор целей, возникающий в результате попытки субъекта управления идентифицировать свой собственный объективный и (или) потенциальный вектор целей.

 

Вектора целей индивидуальные и коллективные изменяются в процессе взаимодействия с внешней средой.

Объединение носителей векторов целей сопровождается порождением совокупного вектора целей.

В составе совокупного вектора целей могут обнаружиться различные дефекты.

1. Инверсия приоритетов: водин и тот же момент времени одна и та же цель имеет разные приоритеты;

2. Антагонизмы. Под антагонизмами понимается наличие под одним и тем же приоритетом в один и тот же момент времени взаимно несовместимых, исключающих друг друга частных целей. Антагонизмы могут быть объективными, отражающие несовместимость данного вектора целей с причинно–следственными связями бытия всего в Мироздании (противоречат законам природы); и субъективные, в отличие от объективных не требующие изменения Богом законов природы.

Два любых вектора целей можно сравнить на идентичность входящих в них частных целей и порядок их следования. Понятие глубины идентичности векторов целей основано на совпадении порядка следования целей и отсутствии антагонизмов между не совпадающими целями. Если совпадает порядок следования целей, и отсутствуют антагонизмы, то управление осуществимо бесконфликтным образом на основе некой объемлющей всех участников концепции управления в пределах их глубины идентичности. Этому понятию сопутствует другое понятие: запас устойчивости бесконфликтного управления по глубине идентичности векторов целей.

За пределами глубины идентичности векторов целей управление может носить внутренне конфликтный, концептуально неопределенный характер.

При объединении нескольких векторов целей в совокупный, могут получиться как дефективные совокупные вектора целей, так и обладающие большей глубиной идентичности. Возможности структуры, образовавшейся в результате объединения носителей векторов целей и ее устойчивость, определяются глубиной идентичности совокупного вектора целей. Вторичный процесс проявляется в способности участников изменить свои вектора целей для того, чтобы обеспечить б о льшую глубину идентичности совокупного вектора целей и, кроме того, необходимо привести свои вектора целей в соответствие с иерархически высшим по отношению к структуре управления. Устойчивость структуры будет определяться глубиной идентичности частных, совокупного (соборного) и иерархически Наивысшего (по отношению к соборному) векторов целей.

 


Потеря управления может быть вызвана:

- выпадением из вектора некоторых объективно необходимых для управления процессомцелей;

- выпадением всего вектора или каких–то его фрагментов из объективной матрицы возможных состояний объекта;

- появлением в векторе объективно и субъективно взаимно исключающих целей или неустойчивых в процессе управления целей (это всё различные виды дефектности векторов целей). Иначе говоря, вектор целей – это список, перечень того, чего желаем, с номерами, назначенными в порядке, обратном порядку вынужденного отказа от осуществления каждого из этих желаний.

Так видят американские и японские менеджеры свои задачи.

(Вектор целей управления строится по субъективному произволу)

 

Вектор целей менеджмента США   Вектор целей менеджмента Японии
  Максимализация прибыли на капитал     Увеличение доли на рынке
  Повышение цен на акции     Максимализация прибыли на капитал
  Увеличение доли на рынке     Увеличение доли новых продуктов
  Улучшение портфеля продуктов     Рационализация производства и сбыта
  Рационализация производства и сбыта     Улучшение портфеля продуктов
  Повышение уровня собственного капитала     Повышение уровня собственного капитала
  Увеличение доли новых продуктов     Повышение престижа компаний
  Повышение престижа компаний     Улучшение условий труда
  Улучшение условий труда     Повышение цен на акции

Предположим, что мы объединили американских и японских менеджеров в одну структуру. В этом случае, у этой структуры образуется совокупный вектор целей, который будет обладать малой глубиной идентичности из–за наличия дефектов: одни и те же цели имеют разные приоритеты – это инверсия приоритетов. Если бы на 6 приоритете у американских менеджеров стояла бы цель: «взять большие кредиты в банке», то это были бы антагонизмы. Из–за малой глубины идентичности ВЦ такая структура (фирма, корпорация) не будет обладать устойчивостью.

 


                                     
     
     
Q1
   
Q2
 
 
 
 
H0
   
H0
       
   
 
 
 
 

 

 


                                                                   
   
 
   
Q12
 
 
       
 
 
       
 
         
 
   
 
       
         
 
 
 
 

 


Рис. 5.4. Категории Теории управления на примере технической системы.

Q – расход воды, заполняющей резервуар (вектор управляющего воздействия). Если мы контролируем параметры Q1 и Q2, то их можно отнести к контрольным параметрам.

H – уровень воды в резервуаре (управляемая величина);

H0 – Вектор целей (желательный уровень);

H1, H2 – Вектор состояния;

S – площадь поперечного сечения резервуара.

Объект управления может быть описан системой уравнений:

S1 dH1/dt = Q1 – G1 – Q12

S2 dH2/dt = Q2 – G2 + Q12

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.