Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение социальной культуры с духовной культурой




Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе.

Но ценности социальной культуры отличаются от ценностей духовной культуры. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей. Более того, освоение духовных ценностей требует от личности самостоятельных усилий, для чего ей нужна возможность «уйти в себя». Художественные шедевры и новые философские идеи рождаются в головах одиночек, которые иногда всю жизнь безуспешно борются за общественное признание ценности их трудов. Ценности же социальной культуры не могут достигаться в одиночку. Такие ценности, как милосердие, равенство, гуманность, правопорядок, демократия, гражданские свободы реализуются только в отношениях между людьми. К ним невозможно стремиться, выключаясь из социальных связей и оставаясь в одиночестве.

Робинзон на необитаемом острове имел возможность предаваться молитвам и философским размышлениям, сочинять стихи, писать картины – такие духовные ценности оставались ему доступными, несмотря даже на то, что поделиться ими ему было не с кем. Но, пока он оставался в одиночестве, он не мог ни проявлять какие-либо нравственные, правовые или политические чувства, ни стремиться к нравственным, правовым или политическим ценностям и идеалам. Невозможно же быть честным и справедливым, добиваться равенства, демократии и гражданских свобод, если нет никого, по отношению к кому надо быть честным, равным, свободным и т.д. Известный афоризм: «Добродетельным можно быть одному, но для порока нужны, по крайней мере, двое» – неточен: для добродетели тоже необходимо наличие еще кого-то, во взаимодействии с кем можно ее проявить. Робинзону не нужно было никакой социальной культуры, пока рядом с ним не появился Пятница. А в «обществе», состоящем из Робинзона и Пятницы, уже возникают проблемы нравственные (относительно добра и зла в их взаимоотношениях), правовые (надо договориться о правах и обязанностях), политические (кто и как будет управлять их «обществом»). Но, конечно, здесь перед нами лишь очень упрощенная модель общества. Не хватает еще силы, которая стоит над населением острова: суда, разрешающего разногласия между Робинзоном и Пятницей (если они возникнут), государственного аппарата, полиции, армии, которые обеспечивали бы общественный порядок и защиту острова от внешних врагов, и т.д. Если бы все это на острове было, то там существовала бы и социальная культура, вполне достойная специального изучения культурологами и этнографами.

Продукты духовной культуры ценны сами по себе, даже если они существуют лишь в воображении людей и не воплощаются в реальную действительность (например, содержание художественного произведения). Напротив, ценности и идеалы социальной культуры «предназначены» для того, чтобы стремиться к осуществлению их в реальной действительности.

Духовная культура, взывая к духовному совершенствованию и обогащению духовного мира личности, не способна сама утвердить в обществе нормы поведения, обеспечивающие движение к провозглашаемым ею ценностям и идеалам. Социальная культура же включает в себя не только ценности, но и направленные на их реализацию и охрану регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия людей в обществе, и соблюдение этих норм и правил контролируется общественным мнением, правоохранительными органами, государством.

Наличие в социальной культуре регулятивной составляющей сближает ее с технологической культурой. Но она включает в себя лишь технологию социальных взаимодействий, поведения людей в обществе.

Наконец, следует отметить, что социальная культура отличается и от духовной, и от технологической тем, что она не нацелена на «когнитивную» ось. Это не значит, что она не требует никаких знаний. Но знания здесь – лишь средства для социально-культурной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.