Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадоксы нравственной культуры




Казалось бы, личность имеет полную свободу в выборе принципов морали, которой она будет руководствоваться. Можно вообще не придерживаться никаких моральных принципов или менять их в зависимости от обстоятельств - иначе говоря, не признавать никакой морали и быть совершенно безнравственным. Однако на практике дело выглядит иначе. Общество заинтересовано в установлении единых моральных норм поведения всех и добивается этого с помощью механизмов общественного мнения. Подобные механизмы заставляют большинство людей по крайней мере внешне соблюдать общепринятые правила нравственного поведения. При этом у одних эти правила переходят в автономную нравственность и становятся внутренними принципами, а у других моральное сознание раздваивается: на конвенциональном уровне принимается общепринятая мораль, а на уровне автономной нравственности складываются какие-то иные моральные установки и этические идеалы, расходящиеся с общепринятыми.

Отсюда возникает удивительная парадоксальность нравственной культуры.

Парадокс первый. С одной стороны, в любом обществе существует некоторая совокупность общепринятых моральных принципов, составляющая господствующую в нем форму нравственной культуры. Эти ценности и нормы внушаются детям «с молоком матери» и постоянно поддерживаются силой общественного мнения.

Однако, с другой стороны, в любой культуре нет ни одного нравственного принципа, который бы все люди соблюдали, ни одной нравственной ценности, признаваемой всеми людьми. Любая моральная норма ежеминутно кем-то нарушается. Люди нередко ведут себя по правилу: «Вижу и одобряю лучшее, но избираю худшее». Худшее оказывается более легким, более доступным, более выгодным, более нужным для какой-то цели. Получается, что нравственность перестает быть самоценной, становясь разменной монетой, которую можно отдать в уплату за иные, «более нужные» ценности.

Парадокс второй. Из самоценности моральных принципов следует, что нравственное поведение бескорыстно. Люди ведут себя нравственно не потому, что надеются в результате извлечь из этого какую-то пользу. Подлинно нравственные поступки - это поступки, совершаемые без расчета на приобретение каких-то выгод. Нравственность в принципе непрагматична. Она не обещает человеку никаких благ, вознаграждением добродетели является только она сама.

Однако для житейского процветания часто бывает выгодно поступиться нравственными принципами. Б.Шоу как-то сказал: опыт истории свидетельствует, что плуты постоянно торжествуют, а честные всегда оказываются в дураках. Но если опыт учит, что безнравственным плутам живется на свете легче, чем порядочным и честным людям, то, казалось бы, надо сделать из этого опыта вывод: лучше быть плутом, чем честным человеком. Однако, несмотря ни на что, честность ценится, а плутов не уважают. Вопреки историческому и житейскому опыту, люди из поколения в поколение внушают детям, что они должны быть честными и порядочными, а не подлецами и негодяями. Следовательно, есть что-то такое, что заставляет людей почитать высокую нравственность, не считаясь с уроками исторического и житейского опыта.

Чем же можно обосновать тот факт, что принципы нравственности существуют и действуют в любой культуре как обязательные и самоценные нормы бескорыстного человеческого поведения, хотя их постоянно нарушают и следовать им зачастую невыгодно?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.