Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судьбы цивилизаций




Творческое меньшинство и инертная масса

Ответ на вызов - это творческий акт. Но к творчеству способны лишь немногие выдающиеся личности. Новации, с которыми они выступают, встречают сопротивление инертной нетворческой массы. Во всяком обществе существует неустранимое «духовное размежевание между Личностью и Толпой».

Если творческий порыв гения не найдет отклика в обществе, дело его (а часто и он сам) погибнет. Но если творцу удастся преодолеть инертность и враждебность социальной среды, то в обществе начинается «мутация» - процесс освоения и распространения нового. Творческая личность становится эталоном для подражания, и мимесис направляется на воспроизведение нового образа действий. В результате общество движется вперед по пути роста цивилизации. Однако этот процесс обычно проходит болезненно, потому что даже в растущих цивилизациях подавляющее большинство с трудом адаптируется к новому.

Таким образом, Тойнби разделяет всех членов цивилизованного общества на две части: творческое меньшинство и инертное большинство. Именно творческое меньшинство «вдыхает в социальную систему новую жизнь», выводит общество из состояния стагнации и дает импульс к росту цивилизации. Но наличие сильной творческой личности - фактор необходимый и достаточный лишь для зарождения мутации. Для развития же этого процесса в обществе нужно побудить инертное большинство следовать за активным меньшинством. А это требует усилий и со стороны творцов, и со стороны нетворческой массы, которая должна стать готовой к восприятию вводимых ими новаций. Движется вперед лишь такое общество, в котором эти встречные усилия сливаются воедино.

Тойнби вслед за Данилевским и Шпенглером признает циклический характер развития цивилизаций и выделяет 4 основных стадии их развития: генезис, рост, надлом и разложение. Цивилизации возникают и растут, когда общество благодаря творческому меньшинству находит и с помощью миметически следующего за ним инертного большинства реализует удачные ответы на вызовы. Они распадаются и гибнут, когда это по каким-то причинам сделать не удается.

История человечества в книге Тойнби выглядит настоящим кладбищем «усопших» цивилизаций: из упоминаемых им 37 цивилизаций более 30 он называет мертвыми, да и среди 7 здравствующих ныне цивилизаций 6 уже обнаруживают признаки надлома и разложения.

История цивилизации на стадии роста складывается из последовательности Вызовов-и-Ответов, в которой каждый новый вызов получает успешный ответ. В отличие от этого, надломленная и разрушающаяся цивилизация постоянно находится перед одним и тем же вызовом - тем самым, от которого она надломилась. Ее история - это цепь поражений в ответах на него. Для правящей элиты распадающегося общества типичными являются попытки выйти из трудностей путем создания крупных империй, вооруженной экспансии, завоевания новых земель. Однако такие попытки являются симптомами не роста цивилизации, а ее упадка. Территориальные захваты, грубое и деспотичное господство военщины в стране часто сопровождаются подавлением творческого меньшинства. В это Тойнби усматривает, в частности, причину задержки культурного роста Китая и России.

Однако Тойнби не считает, что закон цикличности с фатальной неизбежностью предопределяет ход истории общества. «Догматически твердить вслед за Шпенглером, что каждому обществу предопределен срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы каждая пьеса состояла из одинакового числа актов».[142]

Тойнби рассматривает четыре пути, по которым люди ищут выход из социального тупика загнивающей цивилизации:

· архаизм - стремление вернуться в прошлое, возвратить былые формы жизни;

· футуризм - попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования;

· отрешение - уход из общественной жизни, отшельничество, аскетизм;

· преображение - «коренная перемена духовного климата», связанная с религиозным прозрением, божественным откровением.

Только в последнем случае открывается возможность подлинного спасения, состоящего в «озарении душ светом высших религий». И если общество сумеет воспринять новую религию, то это ведет к духовному перерождению людей и взлету творческого духа, благодаря чему из умирающей цивилизации рождается новая, способная к росту и совершенствованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.