КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура как предмет научного исследования
Методологические установки Питирим Александрович Сорокин(1889-1968) - один из величайших мыслителей ХХ века - начал свою научную деятельность в России, но в 1922 г. был выслан из родной страны. Поселившись в США, он стал крупнейшим американским социологом и внес большой вклад в развитие социологии. Однако в Советском Союзе многие годы его книги были под запретом, и в своем отечестве этот всемирно известный ученый признанием не пользовался. До сих пор многие его работы остаются неизданными на русском языке. Это касается и фундаментального четырехтомного труда Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), где излагаются результаты его историко-культурологических исследований. Лишь недавно был издан русский перевод книги Сорокина, содержащей сокращенное изложение знаменитого четырехтомника.[143] Сорокину принадлежит принципиально новая теория культурно-исторического процесса, существенно отличающаяся от концепций Данилевского, Шпенглера, Тойнби. Его предшественники описывали культуры, исходя из представления, что каждая их них уникальна и неповторима, и всем культурам предназначено пройти путь от рождения к смерти. Сорокин же, не отрицая своеобразия культур, попытался найти общие черты не только в их исторической судьбе, но и в их содержании. Это позволило ему поставить вопрос о том, как и почему в ходе истории образуются и сменяют друг друга культуры разных типов, разработать типологию культуры и построить теорию, раскрывающую динамику культурно-исторического процесса. Сорокин исследует культурно-исторический процесс как ученый-социолог, придерживающийся научной методологии. Он стремится давать строгие логические определения вводимых понятий, для подтверждения своих гипотез привлекает обширный фактический материал. Конечно, отмечает Сорокин, можно спорить о недостатках его методик, но, во всяком случае, результаты, полученные им с помощью измерений и расчетов, более надежны, чем любые данные, которыми исследователи культуры до сих подкрепляли свои рассуждения. Согласно Сорокину, в культуре следует различать два аспекта: 1) внутренний или ментальный [144] – смысл, значение, ценность, составляющие духовное содержание культурных феноменов, и 2) внешний или материальный – выражение, воплощение смысла, значения, ценности в чувственно воспринимаемых формах, в физических вещах и процессах. Предметы культуры отличаются от явлений природы тем, что они являются знаками, символами: материальное в них служит формой выражения духовного, становится носителем смыслов. «Венера Милосская, лишенная внутреннего смысла, была бы просто куском мрамора, идентичного… любому другому куску мрамора в его естественном состоянии».[145] Это, по сути дела, соответствует информационно-семиотическому пониманию культуры.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |