Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическая программа




В конце XX – начале XXI вв., когда накоплен огромный массив фактического материала по истории мировой культуры, идет интенсивный поиск новых теоретических подходов к ее истолкованию. Оригинальная концепция культуры как саморазвивающейся системы, предложенная в книге профессора Петербургского университета Моисея Самойловича Кагана«Философия культуры» (СПб, 1996)[153], является одной из наиболее перспективных попыток такого рода.

Основой развиваемых Каганом взглядов на культуру служит системный подход к ее изучению: культура рассматривается как система человеческой деятельности, охватывающая все ее формы, процессы и продукты. А поскольку в истории человечества происходит постоянное расширение, обогащение, совершенствование способов и средств деятельности, постольку необходимо признать, что культура прогрессивно развивается. Каган – убежденный сторонник идеи культурного прогресса. Развивая эту идею, он опирается на применение к истории культуры принципов синергетики.

Исходный принцип синергетики заключается в том, что развитие систем есть саморазвитие - процесс, детерминированный изнутри, а не извне. Применительно к культуре это означает, что при всех влияниях на нее со стороны внешних условий, движущие силы ее изменения лежат в ней самой. Каган видит эти силы в потребности и способности человека самостоятельно, а не по генетически заложенной программе, как у животных, определять цели и выбирать средства своей деятельности. Обретенная человеком в процессе его выхода из животного состояния свобода изменения своей поведенческой программы ради ее совершенствования лежит в основе развития культуры. Первичной, исходной Каган считает эволюцию материальной культуры. Творчество в сфере материального производства, практической деятельности – это «пусковой механизм», приводящий в действие духовную активность людей, требующий развития науки, философии, морали, искусства и всего образа жизни человека.

В развитии культуры действует тот же закон, который синергетика вскрыла в физических процессах: переход от одного уровня организации к другому совершается через разрушение сложившегося на данном уровне порядка, через временное возрастание беспорядка, и установление нового, более совершенного порядка. В истории культуры, как и в эволюции физических систем, происходит чередование состояний гармонии и хаоса. Из этого следует, что культурно-исторический процесс нельзя описывать в виде рождений и смертей цивилизаций. Во-первых, состояние хаоса служит условием, на основе которого возникает новая гармония, а потому следующий цикл начинается не «с нуля», а является продолжением предыдущего. И, во-вторых, переход от гармонии к хаосу идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно. Так что лишь будущее показывает, какой из путей оказался более перспективным, а какой - менее перспективным или тупиковым.

Изучая прошлое, мы знаем, чем завершился каждый его этап, и это позволяет установить, каковы были аттракторы (гл.13, §6), обусловившие объективный выбор одного (оптимального) из возможных вариантов дальнейшего развития. Исходя из этих методологических установок, Каган ставит целью дать целостное описание историко-культурного процесса, при котором можно выявить закономерности развития культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.