Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропо-социо-культурогенез




Каганом начинает описание истории культуры с растянувшегося на несколько миллионов лет процесса перехода от биологического, «докультурного» существования человеческих предков к социальной, «культурной» жизни человечества. Такое долгое время потребовалось создания внегенетического информационного канала – искусственно созданных знаковых систем культуры, приспособления руки, мимики, гортани для большей свободы действий, развития мозга. В ходе антропо-социо-культурогенеза устоявшееся за сотни миллионов лет гармоническое животное бытие предков человека сменилось хаотическим поиском новых способов бытия. Этот поиск в большинстве случаев приводил в тупик, и лишь один из путей антропо-социо-культурогенеза оказался счастливым: в Африке ветвь австралопитеков образовала ствол, породивший человека. Там появилась культура, способная обеспечить образ жизни людей, ставший стабильным типом социальной организации - первобытным обществом.

Мы располагаем ничтожно малым числом свидетельств о ходе антропо-социо-культурогенеза, но, зная предшествующее состояние – жизнь животных, и последующее – культуру первобытного общества, можно понять, что было аттрактором, определившим направление этого процесса. Им, согласно Кагану, являлась облавная охота на крупного зверя:

«Охота эта могла быть успешной и потому, что была коллективной, и потому, что была орудийной. Те популяции, которые такую охоту могли сделать главной формой практической деятельности, получали необходимые для своего жизнеобеспечения и развития мясную пищу…, звериные шкуры для изготовления одежды и утепления жилья, кости и жилы для изготовления орудий и оружия; когда же племена не ощущали этого «зова будущего» и пытались существовать за счет более легкой индивидуальной охоты на мелких животных или, тем более, собирательства, они были обречены если не на вымирание, то на длительное застойное существование, не содержавшее стимулов для развития творческого мышления, для изобретения и совершенствования искусственных органов человеческого тела - орудий и оружия».[154]

7.3. Первая фаза культурно-исторического процесса: от первобытной культуры к культуре феодальной

Основными чертами социокультурной системы первобытного общества Каган считает синкретизм (нерасчлененность) и традиционность.

Синкретичным, как уже отмечалось (гл.7,§2.1), является мифологическое сознание первобытных людей; синкретично их искусство, соединявшее в целостном действе-обряде разные виды художественного творчества; синкретична вся их жизнь: «я» неотделимо от «мы», личное - от общественного, духовная деятельность - от материально-практической, учеба - от труда и т.д.

Другая черта первобытной культуры - ее традиционность - состоит в том, что способом передачи поведенческих программ становится традиция (взамен утраченного генетического способа). Власть традиций в первобытном обществе абсолютна - она требует от каждого безусловного принятия всех правил поведения, «табу», ритуалов и передачи их в неприкосновенном виде от поколения к поколению.

Но вопреки силе традиций, потребность улучшить условия жизни и выжить в изменяющейся природной среде толкала первобытного человека на медленное, но упорное внесение усовершенствований в свою деятельность. Постепенно «гармония первобытного бытия стала разрушаться, и в развязавшемся хаосе начали вырисовываться новые… культурные способы организации человеческих популяций»[155].

Стихийный поиск оптимальной модели нового образа жизни людей был ограничен спектром объективных возможностей, обусловленных структурой практической деятельности первобытных племен. Эта деятельность включала три компонента: охоту, собирательство (унаследованные человеком от животных предков) и ремесло (новое, специфически-человеческое занятие). Отсюда следует, что существовало три основных пути выхода из первобытного состояния. Разумеется, ремесло так или иначе развивалось на всех трех направлениях эволюции первобытного общества. Оно снабдило охоту копьем и луком со стрелами, собирательство - мотыгой и копалкой. Но в зависимости от условий жизни общества одно из указанных трех направлений развития практической деятельности становилось главным, системообразующим. Там, где преобладали охота и собирательство, развитие этих занятий вело к возникновению скотоводческих и земледельческих обществ, в которых ремесло приобретало лишь вспомогательный характер. А доминирование ремесла влекло за собой торговлю и появление городских поселений.

Все три возможности перехода людей к новому социокультурному состоянию были испробованы в истории человечества, дав три параллельно развивавшиеся типа хозяйства и соответственно три типа культуры:

· Культура скотоводческих народов, ведших кочевую жизнь в поисках необходимых пастбищ (главным образом, в Азии).

· Культура земледельческих обществ, наиболее ранние из которых сложились вблизи рек на территориях Египта, Ближнего Востока, Китая, Индии, где возникли могущественные государства.

· Культура древних греков и римлян, опиравшаяся на развитие ремесленного производства и приведшая к созданию городов, которые стали средоточиями культуры, центрами интенсивной экономической, политической, торговой, духовной, художественной жизни.

Это были разные варианты одного и того же этапа истории культуры, и каждому из них была уготована своя судьба.

Первый оказался тупиковой формой: кочевники рано или поздно повсюду переходили к оседлому образу жизни. Второй - аграрный - вариант открывал больше возможностей совершенствования жизни. Он требовал иного отношения к природе, иных форм организации общества, иных нравов, иных подходов к художественному творчеству. На его почве родились новые формы государственности и религиозности (буддизм, христианство и позже - ислам). Однако повышение эффективности земледельческого труда зависит от развития ремесла, а позже - технического и научного прогресса. Культура аграрного типа лишена внутренних стимулов развития. Замкнутость натурального земледельческого хозяйства и крайне слабая мобильность его работников способствует ее застойности.

Только третий тип культуры, в котором рождается город как культурно-хозяйственная форма человеческого поселения, оказывается лежащим на главной магистрали развития цивилизации. «В эстафете культурного развития человечества жезл передан городу, и передан безвозвратно». [156] Техника, наука и философия, письменность, система образования, литература, архитектура, театр и другие формы искусства – все это рождается в городе.

Дальнейшее развитие тенденций, зародившихся в античной культуре, происходило в условиях хаотического переплетения разнородных процессов, захвативших Европу. Нашествие варваров-кочевников, развал Римской империи, распространение христианства, постепенное возрождение городов... Из этого хаоса постепенно вырастает новая стабильность, несущая в себе принципиально новый тип культуры - культуру средневекового европейского феодализма.

Характерной особенностью феодального общества является «неизвестная прошлому строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев, лишившая культуру былой однородности»[157]. Впервые в истории культура предстала как система субкультур. В ней выделяются 4 субкультуры:

· религиозная - «культура храма и монастыря»;

· светско-аристократическая - «культура замка и дворца»;

· простонародная (фольклорная) - «культура села и хутора»;

· бюргерская - «культура средневекового города».

Фольклорная культура исторически связана с архаическим прошлым. Специфическое содержание феодальной культуры образовано религиозной и светско-аристократической субкультурами, которые являются ее системообразующими силами. Признание безусловного приоритета веры перед разумом – естественная для средневекового сознания установка, наиболее последовательно воплотившаяся в религиозном мировоззрении. Культура, строящаяся на этой духовной основе, неминуемо должна была оставаться традиционной, а религия доводит традиционность до степени незыблемого канона.

Только в субкультуре горожан, выдвинувшей на передний план потребности в знаниях и умениях, возникают побудительные силы для развития науки, роста образования, создания университетов, распространения книгопечатания. В городе формируются предпосылки нового типа культуры – культуры Возрождения.

7.4. Вторая фаза культурно-исторического процесса: от традиционной культуры к культуре креативной

Возрождение, которое, строго говоря, имело место только в странах Западной Европы, было «лишь одним из путей перехода от феодального типа культуры к буржуазному, хотя, как показал опыт истории, наиболее продуктивным и наименее болезненным.»[158]. Путь этот был связан с радикальной перестройкой менталитета феодальной культуры - освобождением от религиозного мистицизма, осознанием единства телесного и духовного в человеке, «открытием личности».

Гармония культуры Ренессанса оказалась чреватой внутренними противоречиями. Развитие производства в XVII-XVIII вв. потребовало нового, эмпирического и рационалистического подхода к объяснению мира. Реализм набирающей силу буржуазии был несовместим с идеализмом мыслителей Возрождения. Раскололось эстетическое сознание общества: «высокий» вкус аристократии высокомерно противопоставил себя «пошлому», «вульгарному» вкусу буржуа и мещан. XVII столетие вошло в историю под знаком драматического противоборства социальных сил. Перечисляя основные течения, определившие дальнейшее развитие культуры в XVIII-XX веках, Каган называет Просвещение, Романтизм, Позитивизм, Модернизм, Постмодернизм.

В эпоху Нового времени произошло структурное преобразование мира западноевропейской культуры. Свойственное феодальной культуре членение на субкультуры разрушилось. Культурная дистанция между городом и деревней сократилась. Культура буржуазного общества стала чисто городской.

Буржуазная культура во главу угла выдвинула созидание вещей, т.е. предметную деятельность. Главенствующее место в общественном сознании стало занимать отношение человека и природы, а не человека и человека. Примат веры над знанием уступил место примату знания над верой. Религиозная духовность сменилась бездуховностью, потребительским «вещизмом». Принципиально изменилась ориентация людей в пространстве и времени. Если в неспешном темпе жизни феодального общества время никакой ценности не имело, а расстояния даже с помощью лошади преодолевались нелегко, то динамизм практической деятельности в буржуазном обществе научил людей ценить время, а преодоление пространства благодаря совершенствованию средств транспорта и связи существенно облегчилось.

В итоге всех этих сдвигов на смену традиционализму пришел креативизм. Буржуазная культура стала опираться на новаторство и ценить его. В культуре буржуазного общества образовались трещины между «старым» и «новым», «классическим» и «современным», «непреходящим» и «преходящим» ее содержанием. Результатом изменений, произошедших в культуре после разрушения феодальных основ общественной жизни, явилось формирование новых субкультур, противостоящих друг другу в системе буржуазной культуры, – элитарной и массовой (при сохранении пережитков фольклорной субкультуры).

Каган считает, что с начала ХХ века эпоха буржуазной культуры подходит к своему завершению. Последняя фаза ее развития наступает вместе с появлением Модернизма[159]. Модернизм доводит до предела заключенные в ней изначально противоречия. В эпоху модернизма культура становится антиприродной, она окружает человека со всех сторон техническими конструкциями. Культура становится и антисоциальной - пренебрегая нуждами общества, она замыкается в «башне из слоновой кости», за что общество «мстит», разрушая ее и уничтожая ее носителей в ходе революций. Модернистская культура, наконец, делается даже античеловечной, превращая людей в обслуживающий машины персонал и пронизывая искусство унижающими человека мотивами.

Модернизм отрицает классические основы европейской культуры. На смену им он приносит иррационализм, декаданс, скепсис, пессимизм, сознание никчемности и бессмысленности жизни. Философия дробится на множество течений и утрачивает былое влияние на умы. В искусстве Модернизм отказывается от изображения реального мира и провозглашает неизобразительность, «беспредметность» в качестве главного художественного принципа. Идет развенчание нравственных, эстетических, религиозных идеалов предшествующей эпохи.

Отрыв культуры от ее «бытийной среды» – природы, общества, человека; разрушение культурных традиций; конфронтация элитарной и массовой культуры; противостояние культуры Запада культуре Востока - таковы, согласно Кагану, признаки, характеризующие Модернизм и свидетельствующие об агонии буржуазной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.