КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы судебной власти
Принципы являются основой организации и деятельности судебной власти. Они представляют собой объективные основополагающие начала, отражающие природу судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, идейные основы ее организации и деятельности, прямо закрепленные в Конституции РФ и законов, либо вытекающие из их содержания и правовой природы самой судебной власти. В российском праве основополагающие принципы судебной власти получили свое юридическое закрепление в Конституции РФ. Это означает, что они имеют верховенство и высшую юридическую силу, прямое действие, их обязаны соблюдать все без исключения — государство и его органы, должностные лица, физические и юридические лица, участники судебного процесса, сами судьи. Принципы судебной власти находят закрепление в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, акты ОБСЕ), в специальных актах, важнейшим из которых являются Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1985 г. Во Всеобщей декларации прав человека содержатся положения, провозгласившие равенство всех перед законом (ст. 7); право каждого на эффективную судебную защиту, осуществляемую компетентным, созданным на Основе закона судом, или право на доступ к правосудию (ст. 8): право на беспристрастный и гласный публичный суд (ст. 10), а также иные положения, содержащие дополнительные гарантии прав человека в сфере защиты их прав в суде и иных правоохранительных органах (презумпция неприкосновенности личности и ее шмущества, невозможность придания обратной силы закону (ст. 9 и Ш)- Международный пакт о гражданских и политических правах, развивая названные принципы, установил, что в национальной правовой системе должен быть обеспечен доступ к независимо- §2 Принципы судебной власти609 му и беспристрастному суду. К естественным правам в сфере правосудия отнесены права человека на защиту, на адвоката на пересмотр судебного решения. Принципы универсальности правосудия и необходимости уведомления о решении- судебной инстанцией, рассматривавшей жалобу гражданина по его делу с обязательным указанием мотивов такого решения, а также идеи справедливого суда нашли свое отражение в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. (п. 5.5, 5.10—5.21). Принципы судебной власти содержатся в положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской хартии о законе «О статусе судей» 1998 г. и др., а также в решениях Европейского Суда по правам человека. Международные принципы и нормы представляют собой правовой ориентир для российского национального законодательства, регулирующего организацию и деятельность судебной власти. Принципы судебной власти делятся на два вида: 1) общие начала организации и деятельности судебной власти как ветви, государственной власти; 2) специальные принципы организации и функционирования судебной власти. К общим принципам судебной власти относятся принципы конституционности и законности, самостоятельности и независимости органов судебной власти, полноты судебной власти, государственного (бюджетного) финансирования, федерализма и единства. Принцип конституционности и принцип законности судебной власти означает, что организация судебной власти в Российской Федерации и все действия судов основаны на положениях Конституции РФ и федеральных законов. Самостоятельность и независимость судебной власти предполагает ее внешнюю и внутреннюю автономию с возможностями самодостаточности во всех аспектах ее организации и деятельности как ветви государственной власти, что гарантируется наличием собственного круга функций, системы органов, ее осуществляющих, установлением полномочий этих органов, определением статуса судьи как носителя судебной власти, существованием необходимых для судебной деятельности материальных ресурсов. 610Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России Полнота судебной власти означает распространение ее на все вопросы жизнедеятельности государства и общества в соответствии с ее конституционными функциями и полномочиями судов, на всю территорию государства и на все население без каких-либо исключений и ограничений в вопросах разрешения споров, в том числе касающихся государственной безопасности или терроризма, высших должностных лиц государства, проверки любых действий и актов органов государственной власти, общественных объединений, юридических лиц и иных субъектов. Принцип государственного (бюджетного) финансирования — важнейшее условие самостоятельности судебной власти. Согласно ст. 1.24 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Финансовое обеспечение судебной деятельности является в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-П основой для создания механизма защищенности финансирования судебной власти. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы, устанавливавшие правомочие исполнительных органов государственной власти сокращать финансирование расходов, предназначенных для обеспечения организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения деятельности российских судов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специальный орган — Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Принцип федерализма обусловлен федеративным характером. Российского государства. Он реализуется в возможностях субъектов УФ совместно с Российской Федерацией участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти. Согласно п. «л» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесены вопросы комплектования кадров еудебньшфрганов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в тяЦ&т и судебной. § 2. Принципы судебной власти 611 —________ *"* Принцип единства судебной власти означает такую ее организацию и деятельность, которая позволяет говорить о наличии в государстве целостного механизма, выполняющего общие функции правосудия и судебного контроля. В соответствии со ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации» принцип единства судебной власти достигается путем: —установления судебной системы Конституцией РФ и названным Законом; ~- соблюдения всеми федеральными судами и судами субъектов РФ установленных Конституцией РФ и федеральными законами правил судопроизводства; — применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; — признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; — законодательного закрепления единства статуса судей; — финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Специальные принципы судебной власти включают три основные группы: 1) принципы судоустройства; 2) принципы статуса судьи; 3) принципы судопроизводства. Принципами судоустройства являются: автономность системы судебных органов и осуществление правосудия только судом, "универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость и принцип участия общественности в осуществлении правосудия. Принцип автономности системы судебных органов и осуществления правосудия только судом развивает общий принцип самостоятельности и независимости судебной власти. Автономность системы судебных органов означает ее обособление в структуре органов государства. Суды представляют собой отдельную систему органов, не входяших в число представительных, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Конституция РФ устпнфивает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Только суд, созданный на основании закона, может исполнять эту государственно-властную функцию. Судебные 612 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России полномочия не могут быть переданы каким-либо иным органам государственной власти, общественным объединениям. В Конституции РФ этот принцип дополнен запретом создания чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118). Принцип универсальности судебной защиты означает невозможность ее ограничения предписаниями законодателя и других властных структур, что обусловлено положениями ст. 46 Конституции РФ, гарантирующими судебную защиту для неограниченного круга лиц, распространяющими ее на все без исключения права и свободы. В соответствии с рассматриваемым принципом: 1) допускается учреждение многообразных специализированных судов для профессионального рассмотрения споров различных по своему характеру; 2) полномочия судов формируются в соответствии с изменениями в общественных отношениях и возникновением новых видов правовых коллизий и споров; 3) полномочия судов распространяются на всю правовую сферу общественных отношений (частных и публичных). Принцип доступности правосудия получил закрепление в ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и в ст. 52, устанавливающей, что государство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В АПК РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах отнесено обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный принцип обоснован в практике Европейского Суда по правам человека, в решениях Конституционного Суда РФ. Принцип доступности включает в себя требования, недопустимости отказа в правосудии, территориальную всеобщность (юрисдикцию суда), отсутствие субъектов права, чьи действия (бездействие) либо решения не могут быть оспорены в судебном порядке, а также эффективность судебного разбирательства, подразумевающую разумные сроки и высокий профессиональный уровень судей при рассмотрении дел. Принцип публичности судебной власти состоит в обеспечении публичного интереса при разрешении всех социальных конфликтов в обществе. В большей мере этот принцип проявляется при осуществлении судебного конституционного и админи- § 2. Принципы судебной власти613 стративного контроля, является ведущим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. Принцип открытости (прозрачности, транспарентности) означает открытость и доступность различного рода информации о работе судебных учреждений, о назначениях судей, порядке приема обращений и назначенных к слушанию общественно значимых процессах, о принимаемых решениях и т. п. Принцип участия общественности в осуществлении правосудия — важное демократическое начало судебной власти. Участие общественности в деятельности судебной власти осуществляется прежде всего в форме привлечения граждан к отправлению правосудия в качестве заседателей, которые образуют надлежащий состав суда1. Положение ч. 4 ст. 123 Конституции РФ содержит указание на то, что в предусмотренных законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, а в арбитражных судах — с участием арбитражных заседателей. В качестве арбитражных заседателей привлекаются представители предпринимательских структур, специалисты в сфере экономики, бизнеса, финансов, отраслевых производств и т. п. — лица, обладающие специальными познаниями в той сфере, в которой возникли спорные правоотношения участников процесса. Еще одной формой участия общественности в деятельности судебной власти является представительство общественности в органах судейского сообщества — в составе квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему экзаменов у кандидатов в судьи. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ входит 10 представителей общественности при общей ее численности 29 членов, в состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ — по семь представителей. Представителем общественности может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, не замещающий государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющийся руководителем организации и учреждения не- 1 Подробнее об этом см.: Клеандров М Ш Статус граждан, участвующих в осуществлении правосудия. М., 1999. 614Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России зависимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, адвокатом и нотариусом. Очевидно, что участие граждан в работе данных органов связано с необходимостью обеспечения связей судейского сообщества с общественными структурами, возможность внутреннего контроля при решении кадровых и иных вопросов судебной власти. К принципам статуса судьи относятся несменяемость, независимость и неприкосновенность. Принципы судопроизводства определяют основы деятельности суда по разрешению конкретных дел и включает принципы состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства. Принципу состязательности и равноправия сторон традиционно уделяется большое внимание в международно-правовом регулировании, где он рассматривается в качестве основополагающего условия справедливого правосудия (п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах; п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Как указал Европейский Суд по правам человека в решении от 22 февраля 1996 г. по делу «Будут (Вишг) против Австрии», согласно принципу состязательности сторон каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свое дело в условиях не худших, чем ее оппонент. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Принцип состязательности и равноправия сторон означает недопустимость установления в судопроизводстве каких-либо различий, ограничений или предпочтений по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также к другим обстоятельствам, которые приводят к нарушению равенства сторон при осуществлении правосудия. Установление равного положения участников процесса перед законом и судом призвано обеспечить их равноправие в каждой из процедур судопроизводства и создать им возможность на основе состязательности представить все доказательства, имеющиеся у них, в подтверждение своих доводов и позиции по делу. Состязательность судебного процесса означает также, что функция суда по разрешению дела отделена от функции обви- § 2. Принципы судебной власти 615 —■—;—- щ нения и функции защиты. Однако это не означает полную пассивность суда в процессе рассмотрения дела. Суд не может быть лишен в случаях, когда он считает необходимым, права истребовать доказательства и оценивать их. Конституционный Суд РФ в определении от 6 марта 2003 г. № 104-О высказал правовую позицию о том, что в ходе судебного следствия устанавливаются обстоятельства, необходимые для справедливого и беспристрастного разрешения дела по существу, следовательно собирание доказательств не только является прерогативой сторон, но и входит в число полномочий суда. Согласно принципу гласности, закрепленному в ст. 123 Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Любой гражданин, желающий присутствовать на слушании дела, может находиться в зале судебного заседания без дополнительного специального разрешения судьи, прокурора, секретаря, судебного пристава или иного должностного лица, а также участников процесса. В зал судебного заседания допускаются публика и пресса. Право на публичное разбирательство закреплено в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека отметил, что открытость судебного разбирательства направлена на защиту от тайного правосудия, не подпадающего под контроль общественности, и что она является одним из средств сохранения доверия в судах всех уровней1. Ограничения принципа открытости судебного заседания могут быть установлены лишь для лиц моложе 16 лет, если они не являются участниками процесса или свидетелями, а также в случаях необходимости зашиты государственной и коммерческой тайны, конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну я др. ь закрытое судебное заседание не допускаются публика и пресса. но судопроизводство ведется в строгом соответствии с процессуальными нормами, включая публичность провозглашения итогового постановления суда. 1 См.: Досье по правам человека,№3. Русская версия. Страсбург, 1994 * С. 21. 616Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 19908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |