Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 13 страница




Вопросами, относящимися к ведению муниципальных обра­зований, являются соответствующие вопросы местного значе­ния. Их содержание согласно названному Закону (ст. 14—16,

§ 4. Система местного самоуправления

79) может варьироваться в зависимости от вида муниципально­го образования, например вопросы местного значения поселе­ния, вопросы местного значения муниципального района и др Поселения (городские, сельские) решают вопросы жизни не­посредственно поселений.

Городские округа являются городами, имеющими реальные перспективы концентрированного динамичного культурного и хозяйственного развития и поэтому приобретшие с учетом мне­ния жителей статус городского округа (города с землями для жизни и развития) на основании закона соответствующего субъекта РФ. Столицы субъектов РФ, как правило, признаются городскими округами. Что касается Москвы и Санкт-Петербур­га, то, как отмечалось, они являются субъектами РФ (городами федерального значения), т. е. субъектами федеративных, а не муниципал ьно-правовых отношений.

В границы муниципальных районов включаются поселения и межселенные территории. Городские округа не могут входить в границы муниципального района. Создание муниципальных районов обеспечивает решение вопросов жизни на межселен-ных территориях, а также вопросов, имеющих значение для двух и более поселений.

Компетенция органов местного самоуправления муници­пального района не совпадает с компетенцией органов местно­го самоуправления поселений, территория которых включена в состав территории муниципального района. Особенностью компетенции органов местного самоуправления муниципаль­ных районов является то, что они вправе решать вопросы, об­щие для поселений, находящихся на территории района.

Внутригородские муниципальные образования в городах феде­рального значения решают вопросы, перечень которых опреде­ляется законами субъектов РФ — городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости со­хранения единства городского хозяйства (как правило, решение вспомогательных задач способствует реализации общегород­ских функций).

Все муниципальные образования независимо от статуса са­мостоятельны. Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность подчинения органов местного самоуправления одних муниципальных образований органам местного самоуправления других муниципальных образовавши.

596 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

Создание муниципальных районов и городских округов должно обеспечивать осуществление отдельных государствен­ных полномочий. По общему правилу отдельные государствен­ные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, реализуются органами местного са­моуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 19 рванного выше Закона). Другими словами, законодатель под­разумевает возможность осуществления отдельных государст­венных полномочий поселениями (городскими, сельскими), но только в случаях, предусмотренных федеральными законами или законами субъектов РФ.

В системе органов местного самоуправления полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий возло­жены на местную администрацию (ч. 1 ст. 37 данного Закона).

Для решения вопросов местного значения органам местного самоуправления предоставляются соответствующие муници­пальные полномочия, под которыми подразумевается право принимать решения, устанавливающие общеобязательные пра­вила, содержащие распоряжения должностным лицам местного самоуправления, местным жителям, например жителям улицы, населенного пункта, либо имеющие индивидуальный характер. Распоряжения (исполнительно-распорядительные решения) и акты индивидуального характера принимаются в целях испол­нения общеобязательных правил. Среди муниципальных пол­номочий можно также выделить право организовывать испол­нение принятых решений, в том числе контролировать их ис­полнение.

На основе вышеизложенного можно выделить следующие особенности местного самоуправления в Российской Федера­ции.

1. Система местного самоуправления строится в каждом субъекте РФ на основе положений Конституции РФ и Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Вся населенная территория Российской Федерации охва-гашается муниципальными образованиями.

3. Субъект РФ не может быть одновременно муниципальным образованием.

14. Система местного самоуправления 597

4. Определение законом субъекта РФ границ муниципальных образовании,, их статуса не исключает, а предполагает согласие жителей соответствующих территорий на создание муниципаль­ных образований в установленных законом субъекта РФ грани­цах и с определенным законом субъекта РФ статусом.

5. Административно-территориальное деление субъекта РФ, необходимое для осуществления государственной власти, долж­но проводиться таким образом, чтобы обеспечить создание так­же и муниципальных образований на всей его территории.

6. Территория муниципального образования необязательно должна совпадать с административно-территориальной едини­цей субъекта РФ.

7. Территориальные пределы муниципальных образований, их статус связаны с общими интересами проживающих на со­ответствующих территориях граждан, осознающих себя жителя­ми поселения, решающими вопросы жизни своего поселения, а также вопросы меж поселенческого характера.

8. Имеются социальные факторы (местные культурные тра­диции, социальная инфраструктура, земельные ресурсы, необ­ходимые для развития поселений, плотность населения) и гео­графические условия (обширные, в полной мере непригодные для жизни территории, отдаленность отдельных населенных пунктов, труднопроходимые местности), определяющие осо­бенности системы местного самоуправления в Российской Фе­дерации.

9.Территория субъекта РФ состоит из территории поселе­-ний (здесь В принципе не может быть низкой плотности насе­-ления) и межселенных территорий (с низкой плотностью насе­-ления), межселенные территории и включаются в состав тер-­ритории поселений.

10. Территория городских округов не входит в состав терри­тории муниципальных районов.

11. Городские поселения могут приобрести статус городешиж округов, но только в том случае, если создание городских окру­гов не приводит к нарушению социальной инфраструктуры муниципальных районов.

12. Территории поселений (или территории поселений и межнаселенных территорий) составляют территорию муници­пальных районов, которые в любом случае не являются поселениями.

598 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

13. Вопросы местного значения на межселенных территори­ях решаются органами местного самоуправления муниципаль­ных районов.

14. Организационные структуры в муниципальном образова­нии должны формироваться с учетом пожеланий местных жи­телей, но таким образом, чтобы их функционирование обеспе­чивало решение вопросов местной общественной жизни.

§ 5. Гарантий местного самоуправления

В области местного самоуправления гарантиями являются действия субъектов права (граждан, их объединений, муници­пальных образований, государства), обеспечивающие осуществ­ление местного самоуправления в соответствии с его функция­ми, предназначением. В случае неопределенности, спора, кон­фликта заметно возрастает роль органов государственной власти, поскольку только они могут и должны найти и устано­вить в качестве обязательных процессуальные процедуры, га­рантирующие хотя бы минимальные стандарты в осуществле­нии местного самоуправления.

Среди мер, принимаемых в целях обеспечения местного са­моуправления, можно выделить, например:

— установление пределов законодательного регулирования (возможность установления законом только общих принципов организации местного самоуправления);

— признание местного коллектива в качестве субъекта пуб­личного права, ответственного перед государством за принятие решений по вопросам местной общественной жизни;

— установление статуса муниципальных органов, не допус­кающего произвольного вмешательства в осуществление мест­ного самоуправления, как со стороны государства, так и от­дельных граждан;

— нейтрализацию неблагоприятных социальных и природ­ных факторов;

— введение государственного контроля и надзора, предпола­гающего участие судебных органов в решении вопросов об от­мене муниципальных правовых актов, отрешении недобросове-стных или некомпетентных лиц от ключевых муниципальных должностей;

— предоставление муниципальным органам возможности обращения в суд по любому спорному вопросу местного само-

§ 5. Гарантии местного самоуправления 599

управления, а также для защиты от неправомерных действий в том числе для защиты от принятия неконституционных зако­нов, и др.

Органы государственной власти обеспечивают осуществле­ние местного самоуправления:

—удостоверяют факт создания муниципального образова­ния в соответствии с Конституцией РФ в том; его виде (город­ское, сельское поселение, муниципальный район и др.) и в техграницах (территория населенного пункта или населенныхпунктов с прилегающими землями, необходимыми для само­-стоятельного развития), которые позволяют осуществлять эф­-фективное местное самоуправление;

—- обеспечивают своевременное формирование и надлежа­щее функционирование органов местного самоуправления;

— поддершгвают и развивают организационные структуры муниципальных образований, способных решать в комплексе как текущие вопросы местной общественной жизни, так и от­дельные задачи, для решения которых при отсутствии органов местного самоуправления пришлось бы создавать дополнитель­ные территориальные исполнительные органы государственной власти либо отраслевые (функциональные) подразделения в со­ставе названных и (или) центральных исполнительных органов государственной власти;

— определяют для муниципальных образований реальные доходные источники, позволяющие своевременно и качествен­но решать вопросы местного значения;

— осуществляют постоянную и целенаправленную поддерж­ку (подготовка квалифицированных кадров, передача имущест­ва, финансовые компенсации муниципальных расходов, субси­дирование муниципальных инвестиционных проектов), в том числе в рамках соответствующих государственных программ;

— взаимодействуют с ассоциациями муниципальных образо­ваний, другими общественными объединениями в целях улуч­шения функционирования муниципальных органов, определе­ния актуальных проблем, обмена опытом для устранения не-достаШов (например, в настоящее время при поддержке главы государства создан и действует Всероссийский совет местного самоуправления) и др.

Гарантиями, связанными с созданием благоприятных усло-вийдая осуществления местного самоуправления, являются.

600Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

— укрепление законодательной основы местного самоуправ­ления, статуса органов местного самоуправления (сохранение относительной обособленности муниципальных органов от ор­ганов государственной власти);

— кураторство исполнительных органов государственной власти;

— государственные программы поддержки местного само­управления и др.

Гарантиями, обеспечивающими защиту местного самоуправ­ления от неблагоприятных факторов, которые создают неопре­деленность, споры, конфликтные ситуации, являются:

—беспрепятственная реализация права на судебную защиту(соблюдение права муниципальных образований на обращениев суд по любому спорному вопросу осуществления местного са-­моуправления);

— надлежащий контроль за содержанием законов, других правовых актов в целях недопущения ущемления прав местного самоуправления;

— осуществление эффективного контроля за исполнитель­ными органами государственной власти, курирующими органы местного самоуправления;

— допущение прямого государственного контроля за дея­тельностью лиц, замещающих выборные муниципальные долж­ности (смещение с занимаемых постов недобросовестных или некомпетентных лиц, отмена принятых ими решений);

- временное осуществление муниципальных полномочий органами государственной власти в случае стихийных бедствий, недобросовестности лиц, замещающих муниципальные долж­ности, наличия других неблагоприятных социальных, иных факторов в целях их нейтрализации и др.

Особое место в обеспечении реализации и проведении на­дежной защиты местного самоуправления занимает государст­венный контроль и надзор. Используя контрольные и надзор­ные полномочия, органы государственной власти пресекают неконституционные действия лиц, замещающих муниципаль­ные должности.

Важной формой государственного контроля является судеб­ный контроль, т. е. рассмотрение судами дел, связанных с на­рушениями прав местного самоуправления. Согласно ст. 11 «Правовая защита местного самоуправления» Европейской хар­тии местного самоуправления органы местного самоуправления

§ 5. Гарантии местного самоуправления

должны иметь право на судебную защиту для обеспечения сво­бодного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрашенных в конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

В соответствии с российским законодательством интересы муниципального образования в суде представляет и защищает глава муниципального образования1. Как отмечалось, наличие в системе органов местного самоуправления главы муници­пального образования, так же как и представительного органа, местной администрации, является обязательным (ч. I ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 36 Закона «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации»).

Вопросы, связанные с пресечением неконституционных действий в области местного самоуправления, которые могут совершать лица, замещающие как муниципальные, так и госу­дарственные должности, разрешаются в судебном порядке в со­ответствии с подведомственностью судов, устанавливаемой фе­деральными законами (ст. 3 Закона о Конституционном Су­де РФ; гл. 3 ГПК РФ; гл. 4 ЛПК РФ). Результатом судебного рассмотрения в случае установления объективного существова­ния соответствующих обстоятельств будет признание принятых нормативных правовых актов недействующими. Игнорирование решения суда может повлечь за собой роспуск представительного органа муниципального образования, отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации. Для того чтобы роспуск представительного ор­гана муниципального образования, отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной админист­рации состоялись, помимо судебных решений, признающих факт неисполнения предыдущих судебных решений, необходи­мы соответствующие решения законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта РФ о рос­пуске представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица (руководителя высшего исполни­тельного органа) субъекта РФ об отрешении от должности гла­вы муниципального образования, главы местной администра­ции (ст. 73, 74 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

I По гражданско-правовым спорам интересы муниципального образования в суде представляет глава местной администрации

602 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

Следует отметить особую роль Конституционного Суда РФ в системе защиты местного самоуправления. Особенность по сравнению с другими судами в том, что Конституционный Суд РФ, используя предоставленный ему Конституцией РФ пол­номочия, имеет возможность укрепить непосредственно консти­туционную основу осуществления местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ имеет право по запросу прове­рить и признать неконституционным любой закон или норма­тивный правовой акт, принятый в Российской Федерации орга­ном государственной власти, за исключением законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых по во­просам, отнесенным Конституцией РФ к исключительному ве­дению субъектов РФ (ст. 73).

Решения Конституционного Суда РФ являются общеобяза­тельными. Разрешение Судом возникающих споров по вопро­сам местного самоуправления, принципам его организации и конкретным формам реализации приводит к более качествен­ному в дальнейшем законодательному регулированию.

Обосновывая свои решения, Конституционный Суд РФ формулирует правовую позицию, что оказывает существенное влияние на правосознание, помогает лучшему пониманию про­явления принципов муниципальной власти в конкретных жиз­ненных обстоятельствах1..

По вопросам организации местного самоуправления Кон­ституционный Суд РФ сформулировал ряд правовых позиций. Главные из них подтверждены им в определении от 10 апреля 2002 г. №92-0:

— любое изменение территориальных основ местного само­управления не может приводить к отказу от него, возможность полного упразднения местного самоуправления на той или иной территории противоречит предписаниям Конститу­ции РФ и федеральных законов об осуществлении на. всей тер­ритории Российской Федерации местного самоуправления как Необходимого элемента конституционного механизма народо­властия, нарушает волю многонационального народа России, закрепленную в Конституции РФ (постановление от 30 ноября 2000 г. В 15-П);

* Подробнее об этом см.: Витрук Ж. В. Конституционное правосудие. Су-дебно-конституционное право и процесс: учеб, пособие. М.2005. С 119—1.27; Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / под.ред.. В. В. Ершова, М,} ШШ Ш Ш—И&

§ 5. Гарантии местного самоуправления

-деление территории субъекта РФ на муниципальные об­разования осуществляется самим субъектом РФ, определение уровня, на котором создаются муниципальные образования должно способствовать, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению, позволять ре­шать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовать решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномо­чиям органов государственной власти (постановления от 24 ян­варя 1997 г. № 1-П, от 15 января 1998 г. № 3-П и от 30 ноября 2000 г. № 15-П);

— законодатель субъекта РФ должен учитывать, что реализа­ция предписания Конституции РФ, гарантирующего осуществ­ление местного самоуправления на всей территории Россий­ской Федерации, не может быть поставлена в зависимость от усмотрения органов государственной власти субъекта РФ, по­этому не соответствуют Конституции РФ нормативные положе­ния, допускающие интерпретацию содержащихся в них крите­риев создания муниципальных образований в качестве условий, вопреки волеизъявлению населения ограничивающих выбор территории, на которой осуществляется местное самоуправле­ние (постановление от 30 ноября 2000 г. № 15-П), и др.

Отдельные решения по вопросам организации местного са­моуправления принимались конституционными и уставными судами в субъектах РФ, ими же формулировались соответст­вующие правовые позиции.

Так. Уставный суд Санкт-Петербурга разъяснил, что муни­ципальные образования Санкт-Петербурга, равно как и другие субъекты законодательной инициативы, предусмотренные Ус­тавом Санкт-Петербурга, вправе вносить в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проекты законов Санкт-Петербур­га и проекты законов Санкт-Петербурга о внесении изменении и (или) дополнений в Устав Санкт-Петербурга1.

> См.: Постановление Уставного суда Санкт-Петербург;» ° *пре™ 2005 г. № 037-060-П по делу по запросу Муниципального совета муниципаль­ного образования «Новоизмайловское» о толковании отдельных положений п. 1 ст. 31 Устава Санкт-Петербурга и по запросу Муниципального совета му­ниципального образования, расположенного в границах муниципального окру­га № 7, о толковании отдельных положений ст. 5, И, и, и,. щ, л, м, щ оу, 75 Устава Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские ведомости. 200э. № 71.

604 Глава 25. Конституционные основы местного самоуправления

Что касается надзорных полномочий в области местного са­моуправления, то они в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляются органами прокурату­ры РФ. Ими, например, опротестовываются в суде неконститу­ционные действия лиц, замещающих муниципальные должно­сти. Цель вносимых протестов — обеспечение функционирова­ния муниципальных органов в соответствии с назначением местного самоуправления. Надлежащее осуществление проку­рорского надзора помогает выявить ошибки, некомпетентность либо правонарушения в действиях лиц, замещающих муници­пальные должности.

Административный контроль, т. е. контроль местного само­управления со стороны органов исполнительной власти, возмо­жен только при осуществлении муниципальными органами от­дельных государственных полномочий. В этих случаях органы исполнительной власти (федеральные или региональные), буду­чи органами государственной власти, вправе давать органам местного самоуправления обязательные' для исполнения пред­писания (нормативные и ненормативные), в том числе в случае выявления в их действиях нарушений. Цель предписаний — ор­ганизация осуществления отдельных государственных полно­мочий либо устранение выявленных нарушений. Однако орга­ны местного самоуправления вправе обжаловать указанные предписания в судебном порядке (например, ст. 21 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Укажите наиболее важные принципы организации мест­ного самоуправления и их юридическое оформление в законо­дательстве Российской Федерации.

2. Перечислите вопросы местного значения по российскому законодательству.

3. Назовите элементы системы местного самоуправления. Раскройте особенности системы местного самоуправления в Российской Федерации.

4. Назовите гарантии, создающие условия для осуществле­ния муниципальных полномочий, а также гарантии, обеспечи­вающие защиту муниципальных органов от необоснованного вмешательства при решении ими вопросов местного значения.

Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России605

5. Покажите на конкретных примерах роль Конституцион­ного ©уда РФ, других судов в укреплении конституционно-правовой основы местного самоуправления в России.

Глава 26. Конституционный статус судебной власти

в Российской Федерации

§ I. Общая характеристика судебной власти и ее функции

Конституция РФ утвердила в качестве одной из основ кон­ституционного строя разделение государственной власти на за­конодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Суды на­званы в числе органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государствен­ной власти. Органы судебной власти самостоятельны и реали­зуют свои полномочия на основе Конституции РФ и федераль­ных законов.

Базовые законы, регламентирующие статус, разработаны и приняты в 1991—1995 гг. — в первый период судебной рефор­мы, задачами которой являлось создание современной, соот­ветствующей нынешнему этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.

Нормы Конституции РФ, касающиеся специфики организа­ции и функционирования судебной власти, содержатся в ее гл. 7 «Судебная власть». Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации включают:

— характеристику функций судебной власти и перечень ос­новных полномочий судов;

— конституционные основы судоустройства (судебной сис­темы Российской Федерации);

— конституционные основы статуса судьи;

— конституционные основы судопроизводства.

Под функциями судебной власти понимаются основные на­правления ее деятельности. Они являются концентрированным выражением ее предназначения в системе государственной вла­сти.

К числу функций судебной власти следует отнести правосу­дие и судебный контроль.

606Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Правосудие представляет собой одну из форм государствен­но-властной деятельности, заключающуюся в разрешении со­циальных конфликтов судами. Такие конфликты могут возни­кать в различных сферах и между разными субъектами. Суды осуществляют разбирательство гражданских, административных и уголовных дел.

Гражданские дела — это широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов физи­ческих (российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства) и юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций). К этой категории относятся споры, возникшие, например, в связи с неуплатой долга, невыполнением обяза­тельств по заключенному договору, увольнением с работы, опубликованием в печати или иных СМИ порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и т. д.

Административные дела — это споры о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего КоАП РФ, а также споры, воз­никающие из публичных правоотношений (дела о признании недействующими нормативных правовых актов, об оспарива­нии решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дела о защите из­бирательных прав).

Уголовные дела касаются тех действий (бездействия), кото­рые по закону считаются преступлениями — общественно опасными деяниями, ответственность за которые устанавлива- -ется УК РФ. В результате разбирательства дел этой категории принимается решение (приговор) о признании или непризна­нии конкретного человека виновным в совершении преступле­ния и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (штрафа, ограничения свободы, лишения свободы и других).

Судебные решения, принимаемые по итогам отправления правосудия (решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам и т. д.), можно назвать актами правосудия. Им присущи особые свойства: они выносятся от имени Рос­сийской Федерации, являются общеобязательными, их испол­нение гарантируется государством.

11, Общая характеристик судебной власти и ее функции607

Судебный контроль как функция судебной власти реализует- ся многообразных формах: конституционный контроль (про­верка нормативных актов и иных объектов контроля на соот­ветствие Конституции РФ), административный контроль Про­верка подзаконных актов и действий органов исполнительной власти и должностных лиц на соответствие закону), контроль в отношении мер ограничения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве (санкционирование ареста, заклю­чения под стражу, проведения обыска, прослушивания теле­фонных разговоров и т. п.).

Конституционный контроль осуществляется специальными органами — Конституционным Судом РФ и конституционны­ми (уставными) судами субъектов РФ — в особой процедуре конституционного судопроизводства. Остальные виды судебного контроля — прерогатива судов общей юрисдикции и арбитраж­ных судов, и выполняются они в процессе разрешения дел, подведомственных им, в обычной судебной процедуре.

Функциями судебной власти являются также толкование Конституции РФ и законов (осуществляемое при рассмотрении конкретных судебных дел) и судебный надзор (исправление су­дебных ошибок вышестоящими судами).

Правосудие, судебный контроль, толкование Консти­туции РФ и судебный надзор реализуются посредством осо­бой — процессуальной — формы, процессуальными способами, обусловленными видом рассматриваемого дела. Эти способы закреплены в законе и именуются в своей совокупности судопро­изводством. Конституция РФ закрепляет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Гражданские и административные споры разрешаются в поряд­ке, предусмотренном ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, уголов­ные — УПК РФ.

К числу неюрисдикционных функций относятся судебное управление (руководство деятельностью судебных органов), обобщение судебной практики и анализ судебной статистики, вы­работка основным направлений судебной политики. >-Функций судебной власти реализуются в конкретных полномочий судов, к которым относятся: рассмотрение гражданских, административных уголовные и иных споров; толкование Кон­ституции РФ и законов; проверка конституционности и закон­ности нормативных правовых актов, а также иных актов, при-

608 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

нимаемых органами государственной власти; санкционирова­ние мер пресечения, связанных с ограничением свободы, и иные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.