Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 9 страница




Для разрешения разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации по инициативе любой из палат может создаваться согласительная комиссия. Она состоит из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на пари­тетных началах и прекращает свою деятельность после приня­тия Советом Федерации решения об одобрении либо отклоне­нии федерального закона. Согласительная комиссия вправе рассматривать только те положения федерального закона, по которым возникли разногласия у палат Федерального Собра­ния, причем решения комиссией принимаются путем раздель- ЩШТо голосования членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думьк и только в случае положительных итогов обеих депутаций решение считается принятым. Однако если согласительная комиссия не может выработать решения, удов­летворяющего обе стороны, ее работа прекращается.

По итогам работы согласительной комиссии проводятся об­суждения в каждой палате. Если вариант согласительной ко­миссии в Государственной Думе не набрал большинства голо­сов, то Государственная Дума может принять федеральный за­кон в ранее принятой редакции, если за него проголосует не менее двух трефй от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким же образом федеральный закон может быть при­нят и сразу после отклонения Советом Федерации, если Госу­дарственная Душ не принимает или не поддерживает решения щеозда0$ш согласительной комиссии. При этом повторно при­нятый Государственной Думой федеральный закон в текшие пяти дней направляется Президенту РФ для пшшисанйячщно-йрёкГенно обФяш уведомляется Совет Фекеращда, Если же от- тттвъШ Щщтм Фщ|рщда закож-кш $шй©ржитает необхжь

542 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собраний. РФ

димое б®льЩШ€Тво в Государственной Думе, он сщщаетщ о#-<. клоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Заключительной стадией законодательного процесса являет­ся промульгация, или процедура подписания и обнародования зако­на Президентом РФ. Согласно ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует феде­ральный закон, Щ. постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П указывается, что принятый феде­ральный закон направляется Президенту РФ той палатой Феде­рального Собрания, в которой завершилась процедура приня­тия федерального закона* т.-е. Советом Федерации в случае одобрения принятого Государственной Дум$й федерального за­кона или Государственной Думой, если Совет Федерации от­клонил закон, а Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации ш повторно приняла федеральный закон квалифи*-Щрованньш большинством в первоначальной редакций- Имен­но с момента передачи принятого и одобренного закона начи­нается ШъзЩШЖш стадия законодатдаьного процесса.

Президёйзг РФ принимает решение о:®одпиеании или отющр нении, закона.

ЕонШ1итуция РФ предусматривает возможность отклонения Пр;фзид|йт<?м РФ федеральных законов — так называемое ветр Президента. Оно носит относительный характер, т. е. может быть иеодозхо иовФорйым рассмотрением в палатах Фед; ралън<ро Собрания РФ. Президент РФ может воспользоваться таким правом только но отношению к федеральным законам в

Щ&чШйв Ш дней шоеяе Передачи ему соответствующего фед§? ральжого закона. При этом согласно уже названному постанови #ению Конституционного Суда РФ отклонением же сиЩетея #ая}влещ$го# Президентом РФ несогласие с федеральным зако> номфысказанное по прошествии предусмотренных Конституг ■ЩШ РШ 14дней. В этом же шттшялщшм Щш<0ЩЩ&окнь1Ш фуд вьЩказал позицию, что Президент РФ не может отклоняв-: федерШЩйяе Законы, иринргые е ■бФЛ/00М0 туШт РФ, без рассмотрения, т. е..ще обсушивав мсйШй

ШШШения. В то же время в |йучае нарушения такого жЩЩЩщ если Щи наруг#ншшЭавШ®Яеомние реШратнролеизья ления йМ Федерального Собрания РФ и само принятие зак#§ «а Президент РФ впр|йе вернуть ег#в соотвевукио палий

•■&'указав на конкретные нарушения-конституционных боШ * Жпри этокой закон не будет считаться нршшш

ттмт 1 от. Шр&онетитуции РФ, следовательно, его |рр щтше в палаты парламента не будет считаться отклонением | $$ЙШдае,ч, Зщ. 107 Конституций РФ. Например, Президент РФ «жет отклонить закон без рассмотрения, если нет заключения Щ|шт#етва РФ, ® закон влечет финансовые затраты.

:|и Президент РФ отклонил федеральный закон, то Йцр дарственная Дума и Совет Федерации согласно Конститу­ции РФ могут преодолеть вето Президента РФ или согласиться с предложениями Президента РФ. В 2006 г. Президентом РФ было отклонено три федеральных закона, одобренных Советом Федерации, в 200? г. — один.

Л:реод0яешш вето Президента РФ всегда затруднительно. От­клоненный Президентом РФ федеральный закон в ранее ири-ятор'едакции может быть одобрен только повторным голосова­нием в' каждой палате, при этом за него должно проголосовать не мемЩе двух третей депутатов и членов Совета Федерации. Воз­можны ситуации, когда Государственная Дума настаивает на первоначальном варианте и федеральный закон набирает необ­ходимое количество голосов, а Совет Федерации поддерживает Щ#даожения Президента РФ или не настаивает на принятии за­кона в первоначальной редакции. В этом случае закон, принят не будет. Следует учесть, что согласно толкованию ст. 107 Консти-шодаз РФ» данному Конституционным Судом в названном выше постановлении, Государственная Дума в случае неодобрения Со­ветом Фраци и отклоненного Президентом РФ но одобрен­ного повторно Государственной Думой федерального закона, не может поЩгорно преодолеть вето Совета Федерации, как это пре­дусматривается ст. 105 Конституции РФ, не может быть создана и согласительная комиссия. Таким образом, отклоненный Пре­зидентом федеральный закон должен быть обязательно одобрен шждой палате Федерального Собрания РФ в ранее принят ЙШШдии квалифицированным большинством голосов. Таким #!>азом, преодолеть вето Президента РФ палаты могут только. ЩЩй голосованием,, а разрешение противоречий между палата­ми после Жосованмя по отклоненному закону невозможно.

чШвяШво Регламшту Государственной Думы отклоненный Дрёзидентом РФ закон передается в ответственный ЭДМВ негорыЙ а течюпе Ю вш» рассматривает решение Пршйдент По итогам рабош кыиидет мож«т ршэмендощгь ГедДОфвДОНг эв*& Д9ы*-ъсю№ейШя1 с ПрезадаДОЧ РФ и оШ§ь фздряикмы» закон | рассмотрения; приняв фвдарюивРЙ Й§ШЙ*#ШШ

144 Глава 22. Заогеньпроцете в Федеральном СобраншРФ

предложений Президента РФ; создать по предложению главы государства либо с его предварительного согласия специальную комиссию для преодоления возникших разношаощй или одоб­рить закон в ранее принятой редакции. Решение о снятии феде­рального закот с рассмотрения выносится большинством голо­сов депутатов, согласие с предложениями Президента РФ прини­мается в таком же порядке. В последнем случае федеральный закон в редакции главы государства в течение пяти дней на­правляется в Совет Федерации, где одобряется или не одобря­ется как вновь поступивший, т. е. большинством голосов. Ре­шение о создании специальной комиссии принимается боль­шинством голосов депутатов Государственной Думы, о чем р&едомляется Президент РФ и Совет Федерации. Комиссия создается, как правило, из депутатов Государственной Думы, звденов Совета Федерации, представителей Президента РФ. Вы­работанный специальной комиссией текст федерального закона рассматривается в Государственной Думе и Совете Федерации Шк вновь принятый закон и одобряется большинством голо­сов. Таким образом, любое изменение или дополнение откло­ненного Президентом РФ федерального закона означает, что законодательные процедуры начинаются заново и проходят в порядке, предусмотренном ст. 105 Конституции РФ.

Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренно­го ст. 105 Конституции РФ. Если Государственная Дума одобря­ет федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, в ранее |1$>инятой редакции, то Совет Федерации может либо принять, дибо отклонить этот закон. Если Совет Федерации соглашается с Государственной Думой и одобряет федеральный закон двумя третями голосов от общего числа членов, то этот закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок направ­ляется Президенту РФ, который обязан подписать его в течение семи дней. Как указал Конституционный Суд в постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П, закон не может считаться одобрен­ным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, т. е. если вето-Президента РФ не было преодолено путем голосования. Ес­ли Совет Федерации не закончил рассмотрение отклоненного %идентом РФ закона в течение 14 дней, то его решете дфж-т быть принято на следующем заседании палаты

Президент РФ обязан подписать отклоненный имг ранее фе- яЯВВш после его повторного одурения Государе ценной ШШ и Советом Федерации.

§ 3. Законы о поправке к Конституции РФ545

Составной частью заключительной стадии законодательного процесса является опубликование законов, так как в Россий­ской Федерации действующими считаются те законы, которые были официально опубликованы. Федеральные конституцион­ные и федеральные законы подлежат официальному опублико­ванию в течение семи дней после дня их подписания Прези­дентом РФ. Официальным опубликованием федерального кон­ституционного и федерального законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федераль­ные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не уста­новлен другой порядок вступления их в силу.

В Российской Федерации в последние годы увеличилось число законов, вносящих изменения или дополнения в дейст­вующее законодательство, и снизилось число вновь принятых законов1. Тот факт, что почти две трети принятых законов по­священы изменению текущего законодательства, позволяет го­ворить о развитии тенденции «поправочного» законодательства.

§ 3. Особенности принятия

федеральных конституционных законов и законов

Российской Федерации о поправке к Конституции Российской

федерации

Для процедуры принятия федеральных конституционных за­конов характерны определенные особенности.

Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, обеими палатами Феде­рального Собрания РФ. В Государственной Думе для принятия федерального конституционного закона требуется одобрение двумя третями голосов от общего числа депутатов (более 300 де­путатов), в Совете Федерации — тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации (более 133 членов Совета Феде­рации). Наконец, если по отношению к федеральным законам

йУГак. за 2007 г. было принято 70 новых законов <|| — в 2006 г., 68 — в 2005 г.), в токГчислс 43 закона о ратификации, 19 бюджетных законов и 262 закона о внесении изменений в действующие законы (около 77% от общего чиещНринатВйёэаконов).

щщ

1Шэ8 ДршИ, ттштттттт кфвдедашдои тт№Ш$$шт&:{ ттт не принятый, а сшвбдовш

€рй#$ш 50яЗДДОфгводе не шэщр тре здоврдой ад®|*й® 42

Мййш в ЖЕ ш*чШ яе может. Пето Првзидт* Ж на щш&»щтШ : зшшвсшроежтов 1$'рвсядойданяется. Принтов ШШ$*. до тшшш явряймсягга федеролыше кшеЖЩйШйше- зашшШ щщштт мттшжшт ш *фтр&ш$№ШФ \1щ!Шжттш. №&& Ш Кшштаушп* РФ>.И

г ШШШ№* прщшшетш пмрлттштшЙФ, та огрнмчге**

ЯИяйчр* фдоряюьныж! конституционными и -федерадьввдш»■*

ШШ Псвпашшлеяне Кодститудрвднноф Суда Ира» 31 до

-"Добр* 1Ф95 Г. ЛЬ 12-П вшкто новый вид швашвл ■— зжвиы Ш&Ш

. «цдаЫм* с Шжтытути 1*Ф.

И1Ф11.!Ш Конституции РФ уетгшошшно; что шЩршшй к Ш §§, 3-41 1$ршшгаадатеи в порядке, о$№дусм1Угрен4юм дашфрщш* ,$Ю ф@арщ*1ЗДГо вшнститошшшого шкоиа, ш встугаиат в втщр ЯШШ жк'здобреняя органами эаконошггвлвдой вл$йти ш модмк 4&к-.Друя зретей субъектов РФ. Коно'йтуциоайый Суд Р#усш одмвя* 1№№ ядододура принятия вопрттщ к Конституций 9Ф чШЛршшь §р процедуры приветив фещралирых юяясдогаздан &ШШ штш&феаелявт&Ь ет. 108 К&иетитуцм РФ- Еде «Зшмв* лшиеяеннмж правом гашенш предложений § Ш

Щштх. & Каяшйуини.РФ (до. 134 Шш&мщтМ ФЩ* ш шш&

#1. И -Ш&допдоушш РФк Крзш- $$Щ..дш вщрлсшш -шир!* ШШ.$г-$Й$ тре%©тся йоншшитшшш зд$ш ядеифюшшш- й®* 1ршк и*, уршш яфыттш. Шш$тт ш Ж<тт№раат РФ' Ш ШШИ -$шь шртмш в фвздов -фшдамкя*.мшм, ;*ШШ' док

ШШ*ШЗДШрнййег наряда*» (фшгпш ф«.ащШй'

§ || Законы о поправке к Конституции РФ547

указывает, что фёЕфрайьные конетйтуциойные заксры прини­маются шо вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Б#* лее того, федеральный шнетитуционный закозагщсо смыслу не может изменять Конституцию РФ и не может стать ее ©оетав-ной чаеФыо, так кащ принимается во исполнение Циститу-црет Р#. Таким образом, сделал вывод Конституционный Суд РФ, положения ст. Ш Конституции РФ могут бьщь реали­зованы только в форме специального акта — закона РФ о пбг правке к Конституции РФ, имеющего особый статус и отли­чающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

Сформулированная конституционным Судом РФ правовая позидия была учтена российским законодателем. Детально процедура принятия поправок к Конституции РФ регламенти­рована Законом о порядке принятия и вступления*, э силу по­правок к Конституции РФ. Первые два таких закона были при­няты 30 декабря 2018 г. в отношении изменений срока полно­мочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 81 и ч. 1 ст. 86 Конституции РФ соответственно) и наделе­нии Государственной Думы контрольными полномочиями (ч. 1 ст. 103, п. «а» Ц 1 ст. 114 Конституций1 РФ).

Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Госу­дарственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации иди депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конститу­ции РФ). При этом в соответствии со ст. 135 Конституции РФ ее гл. 1, % 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собра­нием РФ, Причем Регламент Госудфственной Думы по отно­шению к процедуре инициирования пересмотра Конститу­ции РФ использует термин «предложение о пересмотре»..

Предложения о пересмотре Конституции РФ должны еодер-жать новую редакцию этих глав или их отдЩьных статей и час-§ёй, $бо©ВДвание вносимых предложений, а также иеречензь за-К0|ФФЭ фёдеральньш конститШионнйк законов, фед©раль-|р закбн Отмены, изменения, донолшния иди принятия которых потребует принятие данной поправки. Поправки к Щрт 3—8 Конституции РФ вносятся уполномоченным ©объектом в форме проекта закона РФ о поправке к Конституции Р<% йриоЩгающщо исюпочьние, дополнеЩйе, Шю редакщ||

548 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РЩ;

щкош-либо из положений указанных глав Конституции РФ. При этом предложение о поправке щ Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо понижение об исключе­нии статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ.

Надо отметить, что полномочием проводить экспертизу проек­тов законов РФ о поправках к Конституции РФ обладает Общест­венная палата РФ (ст. 18 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»).

Предложения о пересмотре и проекты законов РФ о поправ­ке к Конституции РФ передаются в комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государствен­ному строительству для подготовки заключения. При этом по­правки к Конституции РФ обсуждаются в комитете с участием инициатора, полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ и других представителей.

Предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конститу­ции РФ и заключение Комитета Государственной Думы по кон­ституционному? законодательству и государственному строи­тельству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает поста­новление об одобрении или отклонении указанных предложе­ний. Предложение о пересмотре Конституции РФ считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом на­правляются в течение пяти дней в Совет Федерации для после­дующего рассмотрения. Если Совет Федерации проголосует за предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конститу­ции РФ не менее трех пятых от общего числа членов, должно быть созвано Конституционное Совещание.

Рассмотрение проекта закона РФ о поправке к Конститу­ции РФ осуществляется в трех чтениях. В ходе рассмотрения этого проекта Государственной Думой заслушиваются доклады иииШатора поправки, представителя комитета по конституци­онному законодательству и государственному строительству, выступления полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе, представителей де­путатских объединений, экспертов и других лиц. Оглашается ■9$ШЩе заключение Общественной палаты, если оно имеется.

§ 3* |Щ|М№Г В Поправке к Конетаггухф! РФ 549

ШтОф&шв проводится и© каждой поправке, и она считаетоя-фдаЙрной, если за нее проголосовало не менее двух третей т общего числа депутатов Государственной Душ*. ШщШ поста* тайного обсуждения и голосования поправок Государственная Дума принимает проект закона РФ о поправках к гл. 3—8 Кон­ституции РФ в целом. Вновь проводится голосование, и проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов.

В соответствии со ст. 108 и 136 Конституции РФ одобренный Государственной Думой проект закона РФ о поправке к Консти­туции РФ подлежит обязательному рассмотрению в Совете Фе­дерации. Первоначально он направляется в Комитет по консти­туционному законодательству Совета Федераций, но может быть передан и в другой комитеты (комитеты) и комиссии. Комитет по.конституционному законодательству обобщает предложения комитетов и комиссий и готовит заключение. Обсуждение ука­занного проекта в Совете Федерации проходит аналогично про­цедуре одобрения федеральных законов. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосо­вало не менее трех четвертей членов Совета Федерации. При от­клонении этого закона Совет Федерации вправе предложить Го-сдаарственисщ; Думе создание согласительной комиссии.

После принятия Советом Федерации закона РФ о поправке Председатель Совета Федерации должен опубликовать его для всеобщего ознакомления. Не позднее пяти дней со дня приня­тия закона РФ о поправке к Конституции РФ он направляется в законодательные (представительные): Органы государственной власти субъектов РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ -.считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, если он был одобрен в целом, без пред-ложенмй о внесший в него изменений и дополнений И соот­ветствующее постановление было направлено в Совет Федера­ций ШшШ ©пределенньгй Законом.«4Э порядке принятия и Штуплеяия в сйлШШиравок к КонститулЙйи Российской Феде­раций $*$- Ш-позднее одного года со дня его принятия, Зако-ШММ) (представительный) орган субъеша РФ в течение 14||йей Щ дня принятия пШ№®тття. о законе РФ о жойравШ Ш&Щт&Шфщт-. РФ ШЁфШЩ Дайфе поетаадвление в

гЙиее Ш1 щшшщшщ уетайШйёнаорэ для одобрения.зашнш

:ШШФШШШШШФРтнщ Щбъектов РФ зако-

550 Глава 22.Закнодательный процесс в Федеральном Собрании

на РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации устанавливает результаты этого одобрения. В частности, на заседании Совета федерации оглашается заключение комитета по конституционному законодательству о результатах рассмотре-' ния этого закона в субъектах РФ. Совет Федерации принимает постановление об установлении результатов рассмотрения за­конодательными (представительными) органами государствен­ной власти субъектов РФ закона РФ о поправке к Конститу­ции РФ, в котором в том числе содержатся данные об общем числе органов субъектов, одобривших этот закон и общий ре­зультат и одобрен или не одобрен закон законодательными (представительными) органам не менее чем двух третей субъе- тов РФ. Постановление направляется Президенту РФ и в зако­нодательные (представительные) йрганы субъектов. Если ука-ЙШный закон не получил одобрения более чем в Двух третях субъектов РФ, то он считается отклоненным.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ может быть обжа­лован в Верховном Суде РФ Президентом РФ, законодатель­ным (предетавительным) органом субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об ус­тановлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ. Верховный Суд РФ рассматривает такие спо­ры в соответствии с гражданско-процессуальным законодатель­ством Российской Федерации. При этом заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд РФ, обязан известить об этом Совет Федерации и Президента РФ. В таком случае закон не направ­ляется Президенту РФ для подписания и опубликования вплоть до вступления в силу решения Верховного; Суда РФ.

В случае если законодательные (представительные) органы субъектов РФ одобрили закон РФ о поправке к Конституции РФ, то -он направляется Президенту РФ для подписания и оПубликования в течение семи дней. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции РФ подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Право вето Президента РФ на данный вид актов не распостраняетея, о чем также говорится в постановлении м$и Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П. При официальном опубликовании закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федеации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ,

Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Что такое законодательный процесс? Из каких стадий он состоит?

2. Назовите источники регулирования законодательного процесса в РФ.

3.. Какова роль решений Конституционного Суда РФ в рег­ламентации законодательного процесса?

4 Кто обладает1 правом законодательной иициативы в РФ?

5. В какую палату парламента вносятся законопроекты?

6. В чем состоит смысл «чтений» законопроекта? Сколько чтений проходит законопроект в Государственной Думе?

7. Может ли законопроект быть принят после второго чтения? Какие условия для этого необходимы?

8. Какова рорь Совета Федерации в законодательном процессе?

9. Какие законопроекты должны быть обязательно рассмот--рены Советом Федерации?

10. Дайте определение понятия «промульгация».

11. По каким основаниям. Президент РФ может вернуть за-

конопроект в парламент?

12. В чем особенность процедуры принятия федеральных

конституционных законов?

13. Как принимаются поправки к Конституции РФ?

Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ

1. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти

Правительство РФ осуществляет государственную власть в РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами, возглавляя единую систему органов исполнительной власти. По существу, оно является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе страны.

 

552 Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ

Правовой основой деятельности Правительства РФ является Конституция РФ, Федеральный койституционный закон от. 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ (ст.2 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). По- рядок деятельности Правительства РФ определяется также его Регламентом, утвержденным постановлением Правительст­ва РФ от 1 штт 2004 г. № 260,

Основные принципы деятельности Правительства РФ изложе­ны в ст.3указанного Закона. Это верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ определяет, что Правительство РФ дейст­вует на основании и во исполнение Конституции РФ, феде­ральных законов, нормативных указов Президента РФ (ст. 115). Таким образом, устанавливается подзаконность действий и ре­шений Правительства. В то же время, подчеркивая место Пра­вительства РФ в системе органов исполнительной власти, Кон­ституция РФ в той же статье определяет обязательность испол­нения актов Правительства РФ на всей территории Российской Федерации. Формулировка же «на основании и во исполнение» означает, что Правительство РФ обладает обширным дианазо-шм распорядительных полномочий, которые "гораздо шире просто исполнительных.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов) Президента РФ, между-народных договоров Российской Федерации; осуществляет сие-технический контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла сти субъектов РФ; принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации Щй 4 Защна «0 Пра- вительстве РФ».

§ 2 Состав, порадок формирования и прекращение полномочий Правительства РФ

Согласно ч.2 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Точно такое же положение закреплено в ст. 6 Закона «О Правительстве Российской Федерации».

2. Состав, порядок формирования и прекращение полномочий 553

Понятие «федеральный министр» распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других ор­ганов исполнительной власти (федеральных служб, федераль­ных агентств), если этот ранг присвоен им Президентом РФ. Однако необходимо заметить, что в этом случае руководитель органа исполнительной власти не имеет права совещательного голоса на правительственных заседаниях. Таким образом, на практике количественный состав Правительства РФ определя­ется Президентом РФ. Число заместителей Председателя Пра­вительства РФ Конституцией РФ не лимитируется (общее их число опять же определяется по усмотрению Президента РФ).

Указами Президента РФ создаются и упраздняются мини­стерства и ведомства, осуществляется их преобразование и пе­реименование. Структура федеральных органов исполнитель­ной власти определяется в настоящее время указами Президен­та РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 24 сентяб­ря 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этими указами Пра­вительство РФ определяет функции и полномочия преобразо­ванных и вновь созданных федеральных органов исполнитель­ной власти, а также уточняет положения о действующих орга­нах в целях надлежащего обеспечения ими государственной политики в установленных сферах ведения. Оно также утверж­дает предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимо­сти сокращения численности работников государственного управления.

Назначение Председателя Правительства РФ производится Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государст­ва либо вида на жительство или иного документа, подтверж­дающего прав# на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ освобождается от должно­сти Президентом РФ по собственному заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномо­чий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государст-яраиую Думу об освобождении от должности Председателя -Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от

554 Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ

должности Председателя Правительства РФ одновременно влечт за собой отставку Правительства РФ (ст. 7 Закона «О Пра-витежьетве Российской Федерации»).

В случае временного отсутствия Председателя Правительет-ва РФ его обязанности может исполнять один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. При освобождении Председателя Правительст­ва РФ от должности Президент РФ вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей на срок до двух месяцев (ст. 8 названного За­кона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.