КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная защита избирательных прав граждан 9 страница
Для разрешения разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации по инициативе любой из палат может создаваться согласительная комиссия. Она состоит из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на паритетных началах и прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении либо отклонении федерального закона. Согласительная комиссия вправе рассматривать только те положения федерального закона, по которым возникли разногласия у палат Федерального Собрания, причем решения комиссией принимаются путем раздель- ЩШТо голосования членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думьк и только в случае положительных итогов обеих депутаций решение считается принятым. Однако если согласительная комиссия не может выработать решения, удовлетворяющего обе стороны, ее работа прекращается. По итогам работы согласительной комиссии проводятся обсуждения в каждой палате. Если вариант согласительной комиссии в Государственной Думе не набрал большинства голосов, то Государственная Дума может принять федеральный закон в ранее принятой редакции, если за него проголосует не менее двух трефй от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким же образом федеральный закон может быть принят и сразу после отклонения Советом Федерации, если Государственная Душ не принимает или не поддерживает решения щеозда0$ш согласительной комиссии. При этом повторно принятый Государственной Думой федеральный закон в текшие пяти дней направляется Президенту РФ для пшшисанйячщно-йрёкГенно обФяш уведомляется Совет Фекеращда, Если же от- тттвъШ Щщтм Фщ|рщда закож-кш $шй©ржитает необхжь 542 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собраний. РФ димое б®льЩШ€Тво в Государственной Думе, он сщщаетщ о#-<. клоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Заключительной стадией законодательного процесса является промульгация, или процедура подписания и обнародования закона Президентом РФ. Согласно ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует федеральный закон, Щ. постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П указывается, что принятый федеральный закон направляется Президенту РФ той палатой Федерального Собрания, в которой завершилась процедура принятия федерального закона* т.-е. Советом Федерации в случае одобрения принятого Государственной Дум$й федерального закона или Государственной Думой, если Совет Федерации отклонил закон, а Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации ш повторно приняла федеральный закон квалифи*-Щрованньш большинством в первоначальной редакций- Именно с момента передачи принятого и одобренного закона начинается ШъзЩШЖш стадия законодатдаьного процесса. Президёйзг РФ принимает решение о:®одпиеании или отющр нении, закона. ЕонШ1итуция РФ предусматривает возможность отклонения Пр;фзид|йт<?м РФ федеральных законов — так называемое ветр Президента. Оно носит относительный характер, т. е. может быть иеодозхо иовФорйым рассмотрением в палатах Фед; ралън<ро Собрания РФ. Президент РФ может воспользоваться таким правом только но отношению к федеральным законам в Щ&чШйв Ш дней шоеяе Передачи ему соответствующего фед§? ральжого закона. При этом согласно уже названному постанови #ению Конституционного Суда РФ отклонением же сиЩетея #ая}влещ$го# Президентом РФ несогласие с федеральным зако> номфысказанное по прошествии предусмотренных Конституг ■ЩШ РШ 14дней. В этом же шттшялщшм Щш<0ЩЩ&окнь1Ш фуд вьЩказал позицию, что Президент РФ не может отклоняв-: федерШЩйяе Законы, иринргые е ■бФЛ/00М0 туШт РФ, без рассмотрения, т. е..ще обсушивав мсйШй ШШШения. В то же время в |йучае нарушения такого жЩЩЩщ если Щи наруг#ншшЭавШ®Яеомние реШратнролеизья ления йМ Федерального Собрания РФ и само принятие зак#§ «а Президент РФ впр|йе вернуть ег#в соотвевукио палий •■&'указав на конкретные нарушения-конституционных боШ * Жпри этокой закон не будет считаться нршшш ттмт 1 от. Шр&онетитуции РФ, следовательно, его |рр щтше в палаты парламента не будет считаться отклонением | $$ЙШдае,ч, Зщ. 107 Конституций РФ. Например, Президент РФ «жет отклонить закон без рассмотрения, если нет заключения Щ|шт#етва РФ, ® закон влечет финансовые затраты. :|и Президент РФ отклонил федеральный закон, то Йцр дарственная Дума и Совет Федерации согласно Конституции РФ могут преодолеть вето Президента РФ или согласиться с предложениями Президента РФ. В 2006 г. Президентом РФ было отклонено три федеральных закона, одобренных Советом Федерации, в 200? г. — один. Л:реод0яешш вето Президента РФ всегда затруднительно. Отклоненный Президентом РФ федеральный закон в ранее ири-ятор'едакции может быть одобрен только повторным голосованием в' каждой палате, при этом за него должно проголосовать не мемЩе двух третей депутатов и членов Совета Федерации. Возможны ситуации, когда Государственная Дума настаивает на первоначальном варианте и федеральный закон набирает необходимое количество голосов, а Совет Федерации поддерживает Щ#даожения Президента РФ или не настаивает на принятии закона в первоначальной редакции. В этом случае закон, принят не будет. Следует учесть, что согласно толкованию ст. 107 Консти-шодаз РФ» данному Конституционным Судом в названном выше постановлении, Государственная Дума в случае неодобрения Советом Фраци и отклоненного Президентом РФ но одобренного повторно Государственной Думой федерального закона, не может поЩгорно преодолеть вето Совета Федерации, как это предусматривается ст. 105 Конституции РФ, не может быть создана и согласительная комиссия. Таким образом, отклоненный Президентом федеральный закон должен быть обязательно одобрен шждой палате Федерального Собрания РФ в ранее принят ЙШШдии квалифицированным большинством голосов. Таким #!>азом, преодолеть вето Президента РФ палаты могут только. ЩЩй голосованием,, а разрешение противоречий между палатами после Жосованмя по отклоненному закону невозможно. чШвяШво Регламшту Государственной Думы отклоненный Дрёзидентом РФ закон передается в ответственный ЭДМВ негорыЙ а течюпе Ю вш» рассматривает решение Пршйдент По итогам рабош кыиидет мож«т ршэмендощгь ГедДОфвДОНг эв*& Д9ы*-ъсю№ейШя1 с ПрезадаДОЧ РФ и оШ§ь фздряикмы» закон | рассмотрения; приняв фвдарюивРЙ Й§ШЙ*#ШШ 144 Глава 22. Заогеньпроцете в Федеральном СобраншРФ предложений Президента РФ; создать по предложению главы государства либо с его предварительного согласия специальную комиссию для преодоления возникших разношаощй или одобрить закон в ранее принятой редакции. Решение о снятии федерального закот с рассмотрения выносится большинством голосов депутатов, согласие с предложениями Президента РФ принимается в таком же порядке. В последнем случае федеральный закон в редакции главы государства в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, где одобряется или не одобряется как вновь поступивший, т. е. большинством голосов. Решение о создании специальной комиссии принимается большинством голосов депутатов Государственной Думы, о чем р&едомляется Президент РФ и Совет Федерации. Комиссия создается, как правило, из депутатов Государственной Думы, звденов Совета Федерации, представителей Президента РФ. Выработанный специальной комиссией текст федерального закона рассматривается в Государственной Думе и Совете Федерации Шк вновь принятый закон и одобряется большинством голосов. Таким образом, любое изменение или дополнение отклоненного Президентом РФ федерального закона означает, что законодательные процедуры начинаются заново и проходят в порядке, предусмотренном ст. 105 Конституции РФ. Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного ст. 105 Конституции РФ. Если Государственная Дума одобряет федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, в ранее |1$>инятой редакции, то Совет Федерации может либо принять, дибо отклонить этот закон. Если Совет Федерации соглашается с Государственной Думой и одобряет федеральный закон двумя третями голосов от общего числа членов, то этот закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок направляется Президенту РФ, который обязан подписать его в течение семи дней. Как указал Конституционный Суд в постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П, закон не может считаться одобренным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, т. е. если вето-Президента РФ не было преодолено путем голосования. Если Совет Федерации не закончил рассмотрение отклоненного %идентом РФ закона в течение 14 дней, то его решете дфж-т быть принято на следующем заседании палаты Президент РФ обязан подписать отклоненный имг ранее фе- яЯВВш после его повторного одурения Государе ценной ШШ и Советом Федерации. § 3. Законы о поправке к Конституции РФ545 Составной частью заключительной стадии законодательного процесса является опубликование законов, так как в Российской Федерации действующими считаются те законы, которые были официально опубликованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В Российской Федерации в последние годы увеличилось число законов, вносящих изменения или дополнения в действующее законодательство, и снизилось число вновь принятых законов1. Тот факт, что почти две трети принятых законов посвящены изменению текущего законодательства, позволяет говорить о развитии тенденции «поправочного» законодательства. § 3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской федерации Для процедуры принятия федеральных конституционных законов характерны определенные особенности. Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, обеими палатами Федерального Собрания РФ. В Государственной Думе для принятия федерального конституционного закона требуется одобрение двумя третями голосов от общего числа депутатов (более 300 депутатов), в Совете Федерации — тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации (более 133 членов Совета Федерации). Наконец, если по отношению к федеральным законам йУГак. за 2007 г. было принято 70 новых законов <|| — в 2006 г., 68 — в 2005 г.), в токГчислс 43 закона о ратификации, 19 бюджетных законов и 262 закона о внесении изменений в действующие законы (около 77% от общего чиещНринатВйёэаконов).
1Шэ8 ДршИ, ттштттттт кфвдедашдои тт№Ш$$шт&:{ ттт не принятый, а сшвбдовш €рй#$ш 50яЗДДОфгводе не шэщр тре здоврдой ад®|*й® 42 Мййш в ЖЕ ш*чШ яе может. Пето Првзидт* Ж на щш&»щтШ :$Ш зшшвсшроежтов 1$'рвсядойданяется. Принтов ШШ$*. до тшшш явряймсягга федеролыше кшеЖЩйШйше- зашшШ щщштт мттшжшт ш *фтр&ш$№ШФ \1щ!Шжттш. №&& Ш Кшштаушп* РФ>.И г ШШШ№* прщшшетш пмрлттштшЙФ, та огрнмчге** ЯИяйчр* фдоряюьныж! конституционными и -федерадьввдш»■* ШШ Псвпашшлеяне Кодститудрвднноф Суда Ира» 31 до -"Добр* 1Ф95 Г. ЛЬ 12-П вшкто новый вид швашвл ■— зжвиы Ш&Ш . «цдаЫм* с Шжтытути 1*Ф. И1Ф11.!Ш Конституции РФ уетгшошшно; что шЩршшй к Ш §§, 3-41 1$ршшгаадатеи в порядке, о$№дусм1Угрен4юм дашфрщш* ,$Ю ф@арщ*1ЗДГо вшнститошшшого шкоиа, ш встугаиат в втщр ЯШШ жк'здобреняя органами эаконошггвлвдой вл$йти ш модмк 4&к-.Друя зретей субъектов РФ. Коно'йтуциоайый Суд Р#усш одмвя* 1№№ ядододура принятия вопрттщ к Конституций 9Ф чШЛршшь §р процедуры приветив фещралирых юяясдогаздан &ШШ штш&феаелявт&Ь ет. 108 К&иетитуцм РФ- Еде «Зшмв* лшиеяеннмж правом гашенш предложений § Ш Щштх. & Каяшйуини.РФ (до. 134 Шш&мщтМ ФЩ* ш шш& #1. И -Ш&допдоушш РФк Крзш- $$Щ..дш вщрлсшш -шир!* ШШ.$г-$Й$ тре%©тся йоншшитшшш зд$ш ядеифюшшш- й®* 1ршк и*, уршш яфыттш. Шш$тт ш Ж<тт№раат РФ' Ш ШШИ -$шь шртмш в фвздов -фшдамкя*.мшм, ;*ШШ' док ШШ*ШЗДШрнййег наряда*» (фшгпш ф«.ащШй' § || Законы о поправке к Конституции РФ547 указывает, что фёЕфрайьные конетйтуциойные заксры принимаются шо вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Б#* лее того, федеральный шнетитуционный закозагщсо смыслу не может изменять Конституцию РФ и не может стать ее ©оетав-ной чаеФыо, так кащ принимается во исполнение Циститу-црет Р#. Таким образом, сделал вывод Конституционный Суд РФ, положения ст. Ш Конституции РФ могут бьщь реализованы только в форме специального акта — закона РФ о пбг правке к Конституции РФ, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Сформулированная конституционным Судом РФ правовая позидия была учтена российским законодателем. Детально процедура принятия поправок к Конституции РФ регламентирована Законом о порядке принятия и вступления*, э силу поправок к Конституции РФ. Первые два таких закона были приняты 30 декабря 2018 г. в отношении изменений срока полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 81 и ч. 1 ст. 86 Конституции РФ соответственно) и наделении Государственной Думы контрольными полномочиями (ч. 1 ст. 103, п. «а» Ц 1 ст. 114 Конституций1 РФ). Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации иди депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ). При этом в соответствии со ст. 135 Конституции РФ ее гл. 1, % 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ, Причем Регламент Госудфственной Думы по отношению к процедуре инициирования пересмотра Конституции РФ использует термин «предложение о пересмотре».. Предложения о пересмотре Конституции РФ должны еодер-жать новую редакцию этих глав или их отдЩьных статей и час-§ёй, $бо©ВДвание вносимых предложений, а также иеречензь за-К0|ФФЭ фёдеральньш конститШионнйк законов, фед©раль-|р закбн Отмены, изменения, донолшния иди принятия которых потребует принятие данной поправки. Поправки к Щрт 3—8 Конституции РФ вносятся уполномоченным ©объектом в форме проекта закона РФ о поправке к Конституции Р<% йриоЩгающщо исюпочьние, дополнеЩйе, Шю редакщ|| 548 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РЩ; щкош-либо из положений указанных глав Конституции РФ. При этом предложение о поправке щ Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо понижение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ. Надо отметить, что полномочием проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ обладает Общественная палата РФ (ст. 18 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»). Предложения о пересмотре и проекты законов РФ о поправке к Конституции РФ передаются в комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки заключения. При этом поправки к Конституции РФ обсуждаются в комитете с участием инициатора, полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ и других представителей. Предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ и заключение Комитета Государственной Думы по конституционному? законодательству и государственному строительству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений. Предложение о пересмотре Конституции РФ считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Если Совет Федерации проголосует за предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не менее трех пятых от общего числа членов, должно быть созвано Конституционное Совещание. Рассмотрение проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. В ходе рассмотрения этого проекта Государственной Думой заслушиваются доклады иииШатора поправки, представителя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, выступления полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе, представителей депутатских объединений, экспертов и других лиц. Оглашается ■9$ШЩе заключение Общественной палаты, если оно имеется. § 3* |Щ|М№Г В Поправке к Конетаггухф! РФ 549 ШтОф&шв проводится и© каждой поправке, и она считаетоя-фдаЙрной, если за нее проголосовало не менее двух третей т общего числа депутатов Государственной Душ*. ШщШ поста* тайного обсуждения и голосования поправок Государственная Дума принимает проект закона РФ о поправках к гл. 3—8 Конституции РФ в целом. Вновь проводится голосование, и проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов. В соответствии со ст. 108 и 136 Конституции РФ одобренный Государственной Думой проект закона РФ о поправке к Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Первоначально он направляется в Комитет по конституционному законодательству Совета Федераций, но может быть передан и в другой комитеты (комитеты) и комиссии. Комитет по.конституционному законодательству обобщает предложения комитетов и комиссий и готовит заключение. Обсуждение указанного проекта в Совете Федерации проходит аналогично процедуре одобрения федеральных законов. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей членов Совета Федерации. При отклонении этого закона Совет Федерации вправе предложить Го-сдаарственисщ; Думе создание согласительной комиссии. После принятия Советом Федерации закона РФ о поправке Председатель Совета Федерации должен опубликовать его для всеобщего ознакомления. Не позднее пяти дней со дня принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ он направляется в законодательные (представительные): Органы государственной власти субъектов РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ -.считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, если он был одобрен в целом, без пред-ложенмй о внесший в него изменений и дополнений И соответствующее постановление было направлено в Совет Федераций ШшШ ©пределенньгй Законом.«4Э порядке принятия и Штуплеяия в сйлШШиравок к КонститулЙйи Российской Федераций $*$- Ш-позднее одного года со дня его принятия, Зако-ШММ) (представительный) орган субъеша РФ в течение 14||йей Щ дня принятия пШ№®тття. о законе РФ о жойравШ Ш&Щт&Шфщт-. РФ ШЁфШЩ Дайфе поетаадвление в @Щ гЙиее Ш1 щшшщшщ уетайШйёнаорэ для одобрения.зашнш :ШШФШШШШШФРтнщ Щбъектов РФ зако- 550 Глава 22.Закнодательный процесс в Федеральном Собрании на РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации устанавливает результаты этого одобрения. В частности, на заседании Совета федерации оглашается заключение комитета по конституционному законодательству о результатах рассмотре-' ния этого закона в субъектах РФ. Совет Федерации принимает постановление об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции РФ, в котором в том числе содержатся данные об общем числе органов субъектов, одобривших этот закон и общий результат и одобрен или не одобрен закон законодательными (представительными) органам не менее чем двух третей субъе- тов РФ. Постановление направляется Президенту РФ и в законодательные (представительные) йрганы субъектов. Если ука-ЙШный закон не получил одобрения более чем в Двух третях субъектов РФ, то он считается отклоненным. Закон РФ о поправке к Конституции РФ может быть обжалован в Верховном Суде РФ Президентом РФ, законодательным (предетавительным) органом субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ. Верховный Суд РФ рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд РФ, обязан известить об этом Совет Федерации и Президента РФ. В таком случае закон не направляется Президенту РФ для подписания и опубликования вплоть до вступления в силу решения Верховного; Суда РФ. В случае если законодательные (представительные) органы субъектов РФ одобрили закон РФ о поправке к Конституции РФ, то -он направляется Президенту РФ для подписания и оПубликования в течение семи дней. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции РФ подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Право вето Президента РФ на данный вид актов не распостраняетея, о чем также говорится в постановлении м$и Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П. При официальном опубликовании закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федеации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. Что такое законодательный процесс? Из каких стадий он состоит? 2. Назовите источники регулирования законодательного процесса в РФ. 3.. Какова роль решений Конституционного Суда РФ в регламентации законодательного процесса? 4 Кто обладает1 правом законодательной иициативы в РФ? 5. В какую палату парламента вносятся законопроекты? 6. В чем состоит смысл «чтений» законопроекта? Сколько чтений проходит законопроект в Государственной Думе? 7. Может ли законопроект быть принят после второго чтения? Какие условия для этого необходимы? 8. Какова рорь Совета Федерации в законодательном процессе? 9. Какие законопроекты должны быть обязательно рассмот--рены Советом Федерации? 10. Дайте определение понятия «промульгация». 11. По каким основаниям. Президент РФ может вернуть за- конопроект в парламент? 12. В чем особенность процедуры принятия федеральных конституционных законов? 13. Как принимаются поправки к Конституции РФ? Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ 1. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти Правительство РФ осуществляет государственную власть в РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами, возглавляя единую систему органов исполнительной власти. По существу, оно является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе страны. 552 Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ Правовой основой деятельности Правительства РФ является Конституция РФ, Федеральный койституционный закон от. 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ (ст.2 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). По- рядок деятельности Правительства РФ определяется также его Регламентом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 штт 2004 г. № 260, Основные принципы деятельности Правительства РФ изложены в ст.3указанного Закона. Это верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ определяет, что Правительство РФ действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ст. 115). Таким образом, устанавливается подзаконность действий и решений Правительства. В то же время, подчеркивая место Правительства РФ в системе органов исполнительной власти, Конституция РФ в той же статье определяет обязательность исполнения актов Правительства РФ на всей территории Российской Федерации. Формулировка же «на основании и во исполнение» означает, что Правительство РФ обладает обширным дианазо-шм распорядительных полномочий, которые "гораздо шире просто исполнительных. Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов) Президента РФ, между-народных договоров Российской Федерации; осуществляет сие-технический контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла сти субъектов РФ; принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации Щй 4 Защна «0 Пра- вительстве РФ». § 2 Состав, порадок формирования и прекращение полномочий Правительства РФ Согласно ч.2 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Точно такое же положение закреплено в ст. 6 Закона «О Правительстве Российской Федерации». 2. Состав, порядок формирования и прекращение полномочий 553 Понятие «федеральный министр» распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других органов исполнительной власти (федеральных служб, федеральных агентств), если этот ранг присвоен им Президентом РФ. Однако необходимо заметить, что в этом случае руководитель органа исполнительной власти не имеет права совещательного голоса на правительственных заседаниях. Таким образом, на практике количественный состав Правительства РФ определяется Президентом РФ. Число заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется (общее их число опять же определяется по усмотрению Президента РФ). Указами Президента РФ создаются и упраздняются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. Структура федеральных органов исполнительной власти определяется в настоящее время указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этими указами Правительство РФ определяет функции и полномочия преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях надлежащего обеспечения ими государственной политики в установленных сферах ведения. Оно также утверждает предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимости сокращения численности работников государственного управления. Назначение Председателя Правительства РФ производится Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего прав# на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по собственному заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государст-яраиую Думу об освобождении от должности Председателя -Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от 554 Глава 23. Конституционный статус Правительства РФ должности Председателя Правительства РФ одновременно влечт за собой отставку Правительства РФ (ст. 7 Закона «О Пра-витежьетве Российской Федерации»). В случае временного отсутствия Председателя Правительет-ва РФ его обязанности может исполнять один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. При освобождении Председателя Правительства РФ от должности Президент РФ вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей на срок до двух месяцев (ст. 8 названного Закона).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |