Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 7 страница




Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:

-послания и обращения Президента РФ;

- законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ;

§ 3. Государственная Дума515

— проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе;

— федеральные конституционные законы и федеральные за­коны, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Кон­ституции РФ;

— нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; проекты федеральных законов о ратифи­кации международных договоров Российской Федерации;

— проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

— проекты постановлений Государственной Думы по вопро­сам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государствен­ной Думы;

— проекты Регламента Государственной Думы и постановле­ний Государственной Думы о внесении в него изменений.

Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечива-ется переводом на русский язык.

Правовое, организационное, документационное, аналитиче­ское, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Госу­дарственной Думы, фракций, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государст- венной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы-

В состав Аппарата Государственной Думы в качестве само­стоятельных структурных подразделений входят аппараты ко­митетов, комиссией и фракций Государственной Думы.

Наряду с Аппаратом Государственной Думыинформационное, экспертное и иное обеспечение Государственной Думы Яж#У-ществлястся также государственными оршшзшдами, $1Ж|| вающими деятельность обеих палат Федерального Собрания 1 Ф. Решения Государственной Думы принимаютея на ее заседа­ниях открытым или тайным гшюсовтиет. Шкрытсж гошрова-

1|1: Глава 21л Шнщущйоннъщ статус Федерального Собрания р#

ни© шда Шьш. поименным. Голосование на заседании Гоеудар-ет|Щ|№ж Думы афршшшгяетчзя с ишодшзовшиш злект№н<Ш §§Фр@мы шодрчета голосов или без использования указанной Шщрщной ештты.

Гдаошшнш с иейрльзованием электронной системы тжт Шмть шличеетвеннмм, рейтинговым, альтернативным Ш качеств венным.

Количественной голосование представляет собой выбор варрк ШШ ответа: «за», «против» или «воздержался Подсчет голосов ж предъявление рзультатов голосования в абсолютном и про-Шнтном выражениях производятся по каждому голосованию.

Рё&тытовт голосование представляет собой ряд последовав Щсьных шличеетвенных голосований по каждому из вопросов, в которых может Принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и про-ЩйМом выражениях по каждому голосованию производится шлько по Шончании голосования по всем вопросам.

Мьтернатште голосование представляет собой голосование Щрш@ за один из вариантов вопроса, поставленного на голоео-Шние. Подсчет голосов и предъявление результатов голосовав ШШ в аШолютном и пронентном выражениях производятся од­новременно по в<§ем вариантам вопроса, поставленного на го-дощваниел

Качественное голосование представляет собой алътернатйвноэ &ж@сование с качественной оценкой поставленного на голоежи вЩйе вопроса по одному из пяти вариантов: «очень плохо»* ттш»,. «щовлетворйтельно»> «хорошо» й кочень хорошо».

При проведении открытого голосования с йеподъзованШй Щ®ж?$штшМ:Шгемы подсчета голосов депутат вправе: ЗШф* чишшиеок 1 результатами* шоименного голосования,

РеШ|шщ ТащтфттщшШ Думы принимаются болъшшет-©Ш шёШов от «Щщего числа депутатов Государственной; Я$Ш№Щ ШШщШШ Ш|1Щ0К не предусмотрен КонетшрфщеШ РФ,

Пфррвшадныш вопросам решение йрйШМаШШ ШфмтШ- Швом тш®щщ мш$ЩШЩ$щ жриняшийаЁ участие в хшжштшя, ШШ иной шщяшш ре прщрщдан ВежлШЩйШ.ШеШШШ*

ШВЁШЙ ДуМ1|,;.«

При ШЩЖЩ0$ЩШ ж#Щш1|йу вопросу деЖррат ШоШшар&сШЁ?' Лв&Ш&ш имеет ошнйШрос и щодае!' его за -.ЩШХШЙк решйия

Дезшутат-обязан обеспечить нщяезкайре хранение. щ йшояъ-зовшйе карточки дня гошеованш. Свое право н&:|Ш0Шванда §й осуществляет лично. Соблюдение требования о необходимо- шт лийното голосования депутата Государственной Думы как дарственный элемент надлежащего Эдрядка принятия феде­ральных законов является обязательным. При использовании для голосования электронной еистемы допускается передача делегатом Государственной Думы своего голоса другому депу пату Государственной Думы в связи с отсутствием Ш заседании Государственной Думы по уважительным причинам1.

Правовые акты Государственной Думы. Государственная Ду­ма принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ве­дению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам ор­ганизации деятельности Государственной Думы.

Государственная Дума вправе принимать заявления, обраще­ния и парламентские запросы, которые оформляются постанов­лением палаты. Проекты постановлений Государственной Ду­мы вместе с текстом проекта заявления, обращения или пар­ламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания Государствен- ШШ Думы.

В текст постановления Государственной Думы при необхо­димости может быть включен пункт о возложений контроля за выполнением постановления на комитет, комиссию Государст­венной Думы либо на инициатора внесения проекта постанов­ления,

Д&оект постановления Государственной Думы может рыть внесен Президентом РФ, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, фракциями, Комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правитель­ством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ,, а также Конетитрщот§- тш Судом РФ,; Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ ш> вопросам их ведения.

Проекты постановлений, вносимых на рассмотрение Госу­дарственной Думы, проходят юридическую и лингвистическую

..Урвёзм&яэйШь была подтверждена Конституционным Судом РФ в по-ФЩооденкЙ-от Шйр» Ш9 т. Иа 12-П.

518 Глава 21. Кшституционный статус Федерального Собрания РФ

экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы и визируются их должностными лицами.

В случае если к проекту постановления Государственной Ду­мы, внесенному на рассмотрение палаты, имеются письменные поправки, он большинством голосов от общего числа депутатов может быть принят за основу. Внесенные письменные поправ­ки к проекту постановления Государственной Думы должны быть обсуждены и проголосованы. После этого постановление Государственной Думы ставится на голосование для принятия в целом.

Постановления Государственной Думы принимаются боль­шинством голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституци­ей РФ.

По процедурным вопросам решение принимается большин­ством голосов депутатов, принявших участие в голосовании. К процедурным относятся вопросы:

а)перерыва в заседании или переносе заседания;

б)предоставления дополнительного времени для выступле­ния;

в)продолжительности времени для ответов на вопросы посуществу законопроекта;

г)предоставления слова приглашенным на заседание;

д)переноса или прекращения прений по обсуждаемому во-и|ш>су;

е)передачи вопроса на рассмотрение соответствующего ко­митета или комиссии палаты;

ж)голосования без обсуждения;

з)проведения закрытого заседания; иные.

Тексты принятых Государственной Думой постановлений размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

Прекращение полномочий и роспуск Государственной Думы.

В соответствии с ч. 4 ст. 99 Конституции РФ полномочия Госу­дарственной Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

На конституционном уровне закреплена возможность до­срочного прекращения осуществления полномочий Государствен­ной Думы. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ

||1к Государетвешаа Душ

в случаях,, предусмотренных ёт. 111 и 117 Конституции РФ,, а

-«:$Шле трехкратного отклонения Государственной Думой Щ0ШШШШ&ШЩ Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч* 4 ст. 111)1;

я* при повторном в течение трех месяцев выражении Государ­ственной Думой недоверия Правительству РФ, если Прези­дент РФ не объявляет об отставке Правительства РФ (ч. 3 ст. 117);

— в случае отказа Государственной Думы в доверии Прави­тельству РФ, если Президент РФ притом не принимает реше­ния о его отставке (ч. 4 ст. 117).

Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П, роспуск Государственной Думы пред­ставляет собой конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом РФ и Государст­венной Думой при формировании Правительства РФ, а также между Государственной Думой и Правительством РФ при выра­жении ею недоверия Правительству РФ или отказе последнему в доверии. Конституционно значимые правовые последствия рос­пуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственной Дума не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия. Та­кие конституционно-правовые последствия соответствуют цели роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что при­ведший й нему конфликт подлежит разрешению путем избрания ншого состава Государственной Думы на основе свободных вы­боров как высшего непосредственного выражения власти наро­да. Следовательно, акты, прмйгые прежней Государственной Думой после решения о ее роспуске и назначении новых выбсь рфв* н© могут иметь легитимного характера. Именно этим по-следствия предусмотренного ет. 109 Коне'тйтуцин РФ роспуска Шсударственной Думы отличаются от последствий, наступаю­щих в связи с истечением установленного в ч. 1 ст. % Конститу-Щи РФ ероЦ полномочий Гоеудар:етвенной.Дулгь1, которые со-

* Согласно сформулированной в постановлении Конституционного Су­да РФ от 11 декабря 1998 г. № 28 П правовой позиции после трехкратного от-;Мкщения представленных Президентом. РФ кандидатур председателя Прави­тельства РФ' & независимо от того, выдвигался лшраждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды:, — Государственная Дума подлезет роспуску, ©м. также* особые мнения судей Конституционного Су-'ЩЫШ* Ш*.-Шт$Ш*ЩШ -ЛГЩЕйа.по данному делу.

520 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

гласно ч. 4 ст. 99 Конституции РФ не прекращаются вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения но­вых выборов конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президен­том РФ, ни другой палатой Федерального Собрания РФ — Со­ветом Федерации. Превентивное значение названных конститу­ционно-правовых последствий возможного роспуска Государст­венной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента РФ и Государственную Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционирова­нию и взаимодействию органов государственной власти.

Одновременно с роспуском Государственной Думы Прези­дент РФ обязан назначить дату выборов так, чтобы вновь из­бранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция РФ ус­танавливает определенные гарантии против произвольного рос­пуска Государственной Думы. Так, Государственная Дума не может быть распущена:

— в течение года после ее избрания по основаниям, преду­смотренным ч. 3 ст. 117;

— с момента выдвижения Государственной Думой обвине­ния против Президента РФ до принятия соответствующего ре-шемия Советом Федерации (ч. 4 ст. 109);

— в период действия на всей территории Российской Феде­рации военного или чрезвычайного положения (ч. 5 ст. 109);

— в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109).

Кроме того, Государственная Дума не может быть распуще­на исполняющим обязанности Президента РФ (ч. 3 ст. 92 Кон­ституции РФ).

§ 4. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Статус парламентария Федерального Собрания РФ — члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих от­ношения, связанные с содержанием, возникновением, прекра­щением депутатского мандата, осуществлением ирав и обязанно-

•4. Ста-парламентариев521

4ШЛ1ШёшарШ4?@раШ1зетствен*шетыо, а также гарантиями

#рнтеы й#сетитуционно- правового статуса члена С@вща Щ&Щ&ШЙ. и депутата Государственной Думы определены Кон* ШщйтуЕщей РФ, Законам «О статусе члена Совета Федерации и щщШРа Ррударственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации», а также регламентами палат.

Следует отметить, что статус члена Совета Федерации и де-щрутата Государственной Думы принципиально не различаются, Ш> подтверждается их регламентацией одним и тем же феде­ральным законом. Вместе с тем особенности щрироды палат Федерального Собрания РФ не могут не отражаться на оеобен-шетях, присущих положению их членов.

Досрочное прекращение полномочий, члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. К общим основаниям до­срочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной.Думы относятся:

— письменное заявление члена Совета Федерации и депута­та Государственной Думы о сложении своих полномочий;

** избрание члена Совета Федерации и дейгутата Государст­венной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа мест­ного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного само-рЕравледш, а равно назначение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную долж­ность субъекта РФ, государственную должность государствен­ной; ©ЯуМб;ь1 или муниципальную должность муниципальной

***«©ступление члена Совета Федерации и депутата Шеудар-ЭДШШой Думы на Государственную или муниципальную служ-,%, вхождение: их в ©©став органа управления хозяйственнот© |#щещва или ржой коммерческой организаций, осуществление йШШёЩрийимательской или другой оплачиваемой деятель- 'ШшттЩШше ЯреподшМтело&екой, научной и иной творческой рШтельнеЩщ!

'ШЙ Шшшеа Ш ЩШвртваТ. Ж ШрЭДойые позиции Конетйй&нного "#уда Российской Федерации и пщтмбШ Ш*, 2003. С. 98.

аЩ Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрании РФ

—■■ ■■ ■ ■—-..._- _ _- — - ■

— утрата членом Совета Федерации и депутатом Государст­венной Думы гражданства РФ либо приобретение гражданства иностранного государства;

— вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федера­ции и депутатом Государственной Думы;

— вступление в законную силу решения суда об ограниче­нии дееспособности члена Совета Федерации и депутата Госу­дарственной Думы либо о признании их недееспособными;

— признание члена Совета Федерации и депутата Государст­венной Думы безвестно отсутствующими либо объявление их умершими на основании решения суда, вступившего в закон­ную силу;

—смерть члена Совета Федерации и депутата Государствен­ной Думы.

Помимо указанных оснований по представлению Председа­теля Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти в том же порядке, в кото­ром осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. При этом орган государственной власти субъек­та РФ вправе не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена Со­вета Федерации по всем перечисленным основаниям оформля­ется постановлением Совета Федерации, в котором определяет­ся день прекращения полномочий члена Совета Федерации.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае выхода депутата из состава фракции, а также в связи с роспуском Государственной Думы в случаях, преду­смотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Решение о прекращении полномочий депутата Государст­венной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата. При досрочном роспуске Государственной Думы Пре­зидентом РФ полномочия депутатов по принятию Государст­венной Думой законов, а также по осуществлению иных ее конституционных полномочий, реализуемых путем принятия Щрений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначе­ния новых выборов Государственной Думы.

§ 4. Статус парламентариев523

Специальные символы парламентариев. Член Совета Федера­ции и депутат Государственной Думы имеют удостоверения, яв­ляющиеся их основными документами, подтверждающими личность и полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удосто­верениями и нагрудными знаками они пользуются в течение щюка своих полномочий.

Удостоверения члена Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы дают право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а так­же беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюдже­та субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в ка­честве учредителей органы государственной власти и (или) ор­ганы местного самоуправления.

Условия осуществления парламентской деятельности. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы осуществ­ляют свои полномочия на постоянной основе.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе:

— быть депутатом законодательного (представительного) ор­гана государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Феде­рации, государственную должность субъекта РФ, государствен­ную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

— находиться на государственной или муниципальной службе;

— заниматься предпринимательской или другой оплачивае­мой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

—быть членом органа управления хозяйственного обществаили иной коммерческой организации;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных неком­мерческих неправительственных организаций и их структурных Подразделений на территории Российской Федерации;

524 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

—получать в связи с Осуществлением своих полномочий не предусмотренных законодательством РФ вознагражДения (ссуда, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату равлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц, подарки, полученные членом Совета Федерации или: депутатом Государственной Думы в связи с протокольны­ми мероприятиями, со служебными командировками и с други­ми официальными мероприятиями, признаются федеральной собственноетью; и передаются членом Совета Федераций или депутатом Государственной Думы по акту соответственно в Со­вет Федерации или Государственную Думу, за исключение Специально предусмотренных случаев. Член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, сдавший такой подарок* имеет право выкупить его;

— выезжать в связи с. осуществлением своих полномочий за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок

— использовать в целях, не связанных с осуществлением своихполномочий, средства материально-технического, фи­нансового И информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

— разглашать или использовать в целях, не связанных с осу-ществлением своих полномочий, сведения, отнесенные к ин­формации огранИченйОго доступа, или служебную информа- цию,полученную: им при реализации своих полномочий..

Если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы владеет приносящими доход ценными бумагами, акция- ми (долями участия в уставных капиталах организаций) и это может привести к конфликту интересов, он обязан передать, их в доверительное управление.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, являющийся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащим, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контроля за оборотом наркотических веществ и психотропных средств, учреждений и органов уголовно0исполнительной системы, приостанавливают на весть срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.

4. Статус парламентариев525

Формы деятельности парламентария. Формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы яв-

ляются:

-участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы в порядке, установленном регламента­ми палат Федерального Собрания РФ; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания РФ;

- участие в работе комитетов и комиссий палат Федераль-ного собрания РФ в порядке, установленном регламентами па­лат Федерального Собрания РФ; в работе согласительных и специальных комиссии, создаваемых Советом Федерации и Го­сударственной Думой;

—участие в выполнении поручений соответственно СоветаФедерации, Государственной Думы и их органов;

*- участие в парламентских слушаниях;

—внесение законопроектов в Государственную Думу;

—внесение парламентского запроса (запроса Совета Феде­раций и Государственной Думы), запроса члена Совета Федера­ции и депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

— обращение с вопросами к членам Правительства РФ на за­седании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

— обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обна­ружившегося нарушения прав граждан.

Депутат Государственной Думы в отличие от члена Совета Федерации также обязан поддерживать связь с избирателями, участвовать в работе фракций.

Депутат Государственной Думы, избранный по федерально­му избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субьектах) РФ, определенном фракцией, членом которой он является, в порядке,, устанавливаемом Регламентом Государственной Думы.

Депутату Государственной Думы, избранному в порядке пе--редачи депутатских мандатов федеральным спискам кандида­тов, получившим не менее 7, но; не менее 5% голосов избирателей,.принявших участие в голосовании,. наравне с представителями фракций в Государственной Думе предоставляются право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Государственной Думой, права на выступление в Государственной Думе, получение и распространение материалов и докуменгов, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения

526 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

организационных вопросов деятельности Государственной Ду-мы.Если в составе федерального списка кандидатов избраны два депутата Государственной Думы, указанные права обеспе­чиваются одному из депутатов.

Депутат Государственной. Думы рассматривает обращения Мбйрателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соот-ветствумщие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятель­ности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Необходимо отметить, что мандат члена Совета Федерации в Отличие от мандата депутата Государственной Думы имеет импе-ртгштый характер. Это означает, что член Совета Федерации Обязан выполнять поручения избравшего (назначившего) его ор­гану в том числе и поручения относительно голосования. В про­тивном случае орган государственной власти субъекта РФ, из- давший (назначивщий) представителя в Совете Федерации, вправе инициировать перед Председателем Совета Федерации во­прос о внесении им в данный орган представления о досрочном прекращении полномочий представителя в Совете Федерации.

Например, в соответствии с постановлением Смоленской областной Думы от 14 июля 2005 г. «Об утверждении положе­ния о порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначений) и досрочного прекращения полномочий представителей в Со­вете Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции от Смоленской областной Думы и администрации Смолен­ской области», вопрос о досрочном прекращении полномочий представителя в Совете Федерации Смоленской области от Ду-ЙЫ может быть инициирован Думой в связи с утратой предста­вителем в Совете Федерации ее доверия. Утрата доверия иред-шшгает неудовлетворен кость деятельностью представителя в Сшете Федераций от Думы, связанную с такими, в частности, причинами, как: невыполнение представителем в Совете Феде­рации от Думы поручений Думы по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации. Под поручением Думы понимается обязательное для исполнения представителем в Совете Федера- ции от Думы мотивированнее указание Думы о голосовании в Совете Федерации. Предложение об инициировании перед.Председателем Совета Федерации вопроса о внесении в Думу представления о досрочном прекращении полномочий предста-вителя в Совете Федерации от Думы может быть внесено на рассмотрение Думы её представителем или группой депутатов.

§ 4.Статус парламентариев527

численностью не менее одной трети от обшего числа депутатов Думы. Указанное предложение вносится в письменной форме с указанием причин, по которым предлагается инициировать данный вопрос. Решение Думы считается принятым, если за указанное инишжироваше проголосовало большинство от об­щего числа депутатов Думы.

Деятельность члена Совета Федерации, депутата Государст­венной Думы может осуществляться также в иных формах, пре­дусмотренных Конституцией. РФ, Законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации», регламентами па­лат Федерального Собрания РФ.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обязаны:

—соблюдать положения регламента соответствующей пала­ты парламента;

— участвовать в заседаниях палаты, комитета (комиссии), членами которого являются, включая участие в голосовании;

— приставлять ежегодно декларацию о доходах;

— соблюдать этические нормы в своей деятельности.

Гарантии деятельности парламентария. Члены Совета Федера­ции и депутаты Государственной Думы в течение всего срока своих полномочий обладают неприкосновенностью. Это означа­ет, что без согласия соответствующей палаты они не могут быть:

— привлечены к уголовной или административной ответст-веншости, налагаемой в судебном порядке;

— задерщаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме слу­чаев задержания на месте преступления) или допросу;

— подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, Зкогда это предусмотрено федеральным законом для обеспече­ния безопасности других людей.

Неприкосновенность парламентариев распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения,используе­мые ими личные и Служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, переписку.

Решение о лишении неприкосновенности члена Совета Фе­дерации и депутата Государственной Думы принимается боль- шинством голосов от общего числа парламентариев соответст­вующей палаты Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. Такое решение оформляется постановлением палаты, которое в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному Прокурору РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.